Вернуться к А.П. Чехов: pro et contra. Том 3. Творчество А.П. Чехова в русской мысли конца XIX — начала XX в. (1960—2010)

Алла Тарасова

Играть в пьесах А.П. Чехова — большое счастье для актера. Удивительный, неповторимый Антон Павлович Чехов через обыкновенных будто бы людей и обыкновенные события добивается самого сложного в искусстве — уносит зрителей в иной мир, заставляет их смеяться, плакать, прожить за четыре часа несколько жизней. Происходит это потому, что пьесы Чехова необычайно правдивы и тонки по линии внутреннего действия, психологии и герои его всегда устремлены к будущему. Чеховские люди заставляют думать о жизни не только в момент спектакля, но и за его пределами, спустя какое-то время. Это относится к зрителю. И то же самое происходит с актером, играющим в чеховском спектакле, — он не может расстаться с героями Чехова, если даже давно не играл эту роль или эти роли.

На мою долю выпало большое счастье переиграть почти весь чеховский репертуар. Аня, Соня, Ирина, Маша, Саша, Елена Андреевна, Любовь Андреевна, Сарра (в концертном исполнении) и теперь — Аркадина... девять чеховских ролей в пяти пьесах. О каждой можно сказать многое, каждая дорога мне по-своему. Со многими из них я уже рассталась, но я помню их — помню не просто текст, а — живых людей, будто существующих на самом деле, помимо меня. Особенно Машу из «Трех сестер» и Соню из «Дяди Вани», моих особенно любимых.

Теперь я сроднилась с Любовью Андреевной (почему-то никогда не хочется мне называть ее по фамилии — Раневская), и чем больше играю, тем ближе она мне становится. Сейчас работаю над Аркадиной в «Чайке» — это характер трудный и сложный для меня, непохожий на все то, что я до сих пор играла, — тем интереснее раскрыть всю линию ее жизни.

Чехов в моей актерской жизни значит очень много. Главное, что мне дал он, — это чувство правды на сцене. Неправды, фальши чеховские образы не выносят; как только начнется «игра» — все сразу становится скучным и ненужным. А вот играть, не играя, — трудно, этого надо добиваться, и когда удается достичь этого — чувствуешь себя счастливой.

Мне кажется, пройдет еще 100 лет, а Чехов будет жить на сцене, жить потому, что в его творчестве заложены немеркнущие мысли. Я часто задумываюсь: почему Чехова всегда любила и любит молодежь? И шестьдесят лет назад, и двадцать лет назад, и сегодня? Это, наверное, потому, что в пьесах Чехова мерцает, как огонек в ночи, мечта о будущем.

Примечания

Тарасова Алла Константиновна (1898—1973) — актриса, в труппе МХТ с 1924 г., директор МХАТа (1951—1955), председатель Совета старейшин театра МХАТа (1970—1973); играла Аню в «Вишневом саде» (1919), Ирину в «Трех сестрах» (1923), Сашу в «Иванове» (1923), Соню в «Дяде Ване» (1924), Машу в «Трех сестрах» (1940), Елену Андреевну в «Дяде Ване» (1947), Раневскую в «Вишневом саде» (1958), Аркадину в «Чайке» (1960).