Антон Павлович Чехов прожил короткую — всего 44 года, — но чрезвычайно насыщенную жизнь. Насыщенную прежде всего творчески, — но и путешествиями, впечатлениями, дружбами, женщинами, беззаветно в него влюблявшимися. Любовью — тоже.
У Чехова — четыре музея: в Таганроге, где он родился; в Москве, где развился в полную силу его талант; в подмосковной усадьбе Мелихово, где он высаживал свой сад, собирал родных, писал свои пьесы, и, наконец, — в Ялте (знаменитая белая дача в Аутке — музей, первым директором которого была сестра Чехова Мария Павловна). Все эти музеи дают возможность увидеть реалии жизни Чехова, и это замечательно.
Но Чехов вырывается за рамки музейной экспозиции — прямо и непосредственно в жизнь творчества.
Чехов так и не написал «большой книги», — у него было точное ощущение «своего формата» и своих негероических героев. Героев безгеройного времени.
Он изобрел новый театр, театр нового века, театр абсурда. Этот Чехов — поэт, каким он никогда не позволял себе быть в прозе. Влияние его безмерно, и сколько существует театр, будут ставить Чехова. Он вышел в мир. Но и триумф, и провал его пьес все равно прошли под знаком непонимания.
Не случайно Треплева играл Мейерхольд. Чехов дал миру пьесы, где начинались (и определились) и Мейерхольд, и Станиславский. Чеховский спор о новых формах («Чайка») оказался самым главным и для нашего времени.
Читая письма и записные книжки Чехова, мы ищем ответы на загадки чеховского антибиографизма.
Так где же и в чем — настоящий Чехов?
Об этом в «Знамени» размышляют театральные режиссеры, писатели, литературоведы, кинокритики. <...>
Наталья Иванова
Примечания
Впервые: Знамя. 2010. № 6. С. 191—197; № 7. С. 175—178. Печатается (выборочно) по этому изданию.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |