Вернуться к Е.В. Липовенко, М.Ч. Ларионова, Л.А. Токмакова. А.П. Чехов: пространство природы и культуры

Г.А. Крупницкая. «Музей мечты»: из истории музейного строительства в Таганроге

Вот уже многие годы залы таганрогских музеев являются свидетелями интересных сообщений, дебатов и открытий, связанных с Антоном Павловичем Чеховым. Сегодня, в год 115-летия Таганрогского городского музея и 30-летия создания Таганрогского государственного литературного и историко-архитектурного музея-заповедника, можно подойти с музееведческих позиций к наследию великого писателя, потому что не только его творческая, но и его общественная жизнь, гражданская позиция в отношении событий своего времени определяют индивидуальное Чехова-человека. «Истинно велик тот человек, который сумел овладеть своим временем», — так писал Гесиод. А Антон Павлович Чехов сумел это сделать.

Почему такая форма, как музей, заинтересовала и увлекла Чехова и почему его участие в деле создания Таганрогского городского музея стало концепционным в момент не только рождения музея, но и развития?

Конец XIX в. в России называется «музейным ренессансом» в связи со все возрастающей активизацией российского общества, которая сопровождалась «неслыханной тягой широчайших народных масс к просвещению, свету, знанию» [Дмитриев 1985: 26].

Наряду с библиотечной, лекторской, издательской, филармонической деятельностью музейная форма стала одной из популярнейших, так как несет в себе связь с материальным и интеллектуальным наследием прошлого, пониманием настоящего и возможностью передачи информации в будущее своеобразным языком памятников. Музейная форма стала востребована как обществом, так и государством. За короткий период в России открывается целый ряд разнопрофильных музеев.

Этот процесс затронул не только столичные города, Москву и Санкт-Петербург (Исторический музей — 1872, Политехнический музей — 1872, Русский музей — 1895), но и периферию — Екатеринбург, Курск, Смоленск, Вологду и т. д.

Музеи дворцового ведомства — Оружейные палата и Эрмитаж — продолжали оставаться крупнейшими художественными собраниями, открывали свои двери для всеобщего посещения (с 1870 года было введено билетное посещение с регистрацией в книгах — эту систему мы можем проследить на примере дворца Александра I в Таганроге).

Частные коллекции благодаря подвижничеству их владельцев стали превращаться в крупнейшие художественные музеи — Третьяковская галерея, Цветаевская галерея, Бахрушинский музей. Интересоваться музеями, посещать их стало престижно и модно, каждый в них находил ответы на свои вопросы:

В хранилище веков, в святыне их наследства
Творцов приветствую, любимых мною с детства
Путеводителей, наставников, друзей.
Их пламень распалил расцвет души моей
Быть может, — как узнать? обязан буду славой.

П.А. Вяземский

Неудивительно, что такой развитый в то время город, как Таганрог, нашел наиболее подходящей формой своеобразного памятника к своему 200-летнему юбилею организацию городского музея, удовлетворяющую широкие интересы и чаяния населения. Начинание это развивалось не на пустом месте. Путевой дворец императора Александра I, выкупленный у города императрицей Елизаветой Алексеевной, хотя и принадлежал императорской семье, но был открыт для посещения и осмотра. Именно со знакомства с экспозицией дворца, так как Греческая школа была рядом, а по воспоминаниям Александра Павловича дети по праздничным дням принимали участие в хоре при дворцовой церкви, зародился у Антона Павловича интерес к музейной экспозиции. Любопытно и то, что в 1831 г. таганрогский градоначальник Александр Иванович Дунаев подал прошение на высочайшее имя об организации в городе музея [Прошение...]. Непонятно, по какой причине оно было отклонено, но идея создания музея в городе не исчезла. Еще одним штрихом к развитию экспозиционно-выставочной деятельности в Таганроге явилось проведение в 1837 г. сельскохозяйственной выставки, которую посетил наследник престола, будущий император Александр II, путешествовавший со своим наставникам В.А. Жуковским [Филевский 1898: 157].

Когда стала приближаться дата городского юбилея, об организации музея одним из первых на заседании городской Думы заговорил городской голова Ахиллес Николаевич Алфераки (1880—1888), представитель одного из самых известных и уважаемых семейств в городе. Об отношении Антона Павловича Чехова (а он неоднократно упоминал представителей этой фамилии в своей переписке) к этому роду говорит такая фраза из письма к брату Александру: «...умное дело, которое пожалуй одобрил бы даже Алфераки» (П. VI, 360—361).

К сожалению, в силу ряда причин Ахиллес Николаевич покинул Таганрог, но идея создания музея не исчезла, ее активно стал продвигать тогда еще член городской Управы Павел Федорович Иорданов, занимавшийся в Управе делами библиотеки и нашедший в лице Антона Павловича Чехова, что называется, «культурного тяжеловеса», который явно интересовался музейно-выставочной деятельностью, посещал выставки во Львове, знакомился с историей Римской империей в Италии, интересовался художественной жизнью Франции.

Понимая, что воплощение такого проекта, как музей, требует широчайшей поддержки горожан и власть предержащих, Антон Павлович поинтересовался у Иорданова, как обстоит дело, на что тот ответил: «Относительно того, как относится город к устройству музея, я могу сказать, что пока я буду заведовать городской библиотекой, я могу гарантировать и сочувствие горожан управлению музея и материальную помощь ему» [Таганрог и Чеховы 2003: 526]. Глубокое уважение вызывает и тот факт, что музей Чехов и Иорданов хотели создать на основе последних достижений в музейном деле того времени: «...Относительно программы музея было бы желательно достать какое-нибудь систематическое описание какого-нибудь небольшого музея: оно могло бы послужить нам руководством... в трудах Виленского археологического общества есть статья Беляева «Об устройстве археологическо-этнографического музея», но как ее достать? Не удастся Вам добыть ее, когда Вы будете в Петербурге?» [Таганрог и Чеховы 2003: 552—553]. Здесь речь идет о докладе одного из ярких теологов своего времени Алексея Дмитриевича Беляева на IX Археологическом съезде в Вильно, в котором он для целости исторического восприятия предлагает строить для музеев здания прямоугольной формы, разделяя их на две параллельные части, в одной из которых были бы расположены археологические материалы, а параллельно шли этнографические [Дмитриева 2008]. Основой основ всех музеев является музейный предмет, и это в полной мере осознавали отцы-основатели музея. С целью формирования коллекций последовали обращения к Антокольскому, Павловскому, Тараховскому, Полякову, Коломнину. В Таганроге прозвучало обращение непосредственно к гражданам.

Принято считать первым экспонатом музея картину таганрогского художника, гимназического учителя рисования Сангурова «Открытие памятника Александру I в Таганроге», переданную городу по непосредственному ходатайству Антона Павловича семейством Лободы. Георгий Митрофанович Чехов вспоминал, что Лобода «не поскупился и завел ее в приличную рамку». «Есть известная картина «Бомбардировка Таганрога» — писал Антон Павлович (П. VII, 89—90). Обе эти картины находятся сейчас в экспозиции музея-заповедника.

Официальной точкой отсчета основания музея явилось Постановление городской Думы от 22 июня 1898 г. Первоначально музей носил имя основателя города — Петра Великого. Делами музея сначала занималась городская Управа. Коллекции размещались в ее здании, а также в Коммерческом клубе (дворец Н.Д. Алфераки). Чуть позже — по ул. Петровской, 63 (нумерация 1903 г.). 10 сентября 1904 г. городская Дума вынесла постановление о присвоении городской библиотеке и музею имени А.П. Чехова. В 1910 г. при музее была открыта комната А.П. Чехова.

В то время в городе существовал еще один музей — педагогический, созданный по инициативе инспектора народных училищ В.А. Доброславского [Об устройстве педагогического музея...]. Важную роль в развитии интереса к музейному делу сыграло Общество изучения местного края и местной старины, созданное в 1912 г., а уже на следующий год ему были переданы все полномочия по вопросам городского музея. Большую роль сыграл в становлении и развитии музея местный служащий Управы и член Общества Михаил Михайлович Андреев-Туркин. Если первоначально кадры выбирала и утверждала Управа, так, в 1909 г. для составления описи музея была принята Варвара Федоровна Демидова, что положило начало учетно-фондовой деятельности, то в последующие годы Общество само искало музейных работников, утверждая кандидатуры в Управе [Об устройстве библиотеки и музея].

Значительную роль в развитии музейного дела в городе сыграло строительство нового здания для библиотеки и городского музея. Открывая его 17 января 1914 г., городской голова И.Е. Платонов говорил следующее: «Присвоив городской библиотеке и городскому музею почетное имя писателя, городское управление должно было заботиться сооружением здания для их помещения. Результатом этих забот и является ныне освещение при вашем благосклонном участии здания, построенного по любовно изготовленному академиком архитектуры Ф.О. Шехтелем проекту, как по фасаду своему, так и по внутреннему своему расположению вполне удовлетворяет своему назначению» [Речь городского головы...].

Хранителем музея им. А.П. Чехова в 1915 г. был Михаил Васильевич Костылев, который приложил много сил для сбора материалов, касающихся жизни А.П. Чехова в Таганроге. В этом же году, несмотря на то, что шла Первая мировая война, городские власти смогли изыскать средства и выкупить дом, в котором родился великий писатель.

В первые годы советской власти структура городского музея напоминала нынешний Таганрогский музей-заповедник. Только отделы существовали автономно: музей А.П. Чехова — заведующий М.М. Андреев-Туркин, исторический отдел (дворец Александра I) — заведующий А.А. Орлов, естественнонаучный отдел — заведующий К.О. Ангер, литературный — С.М. Кузнецов, художественный — Е.М. Булгаков [Протоколы заседания...].

В 1920 г. в стране происходит полная смена целей и задач, стоящих перед музеями. Система вульгарных представлений о том, что в искусстве нужно народу, а что для него является «чуждым», «идеологически вредным», привели к продаже с молотка шедевров Эрмитажа, уничтожению памятников, расхищению церковного имущества, в большинстве своем представляющих собой уникальные образцы живописи, декоративно-прикладного искусства. «Романовский хлам» объявлялся идейно не совместимым с бытом. Все это привело к тому, что в конце 1920-х гг. государство по отношению к музеям выдвигало требования в соответствии с очередным постановлением партии и правительства. Развитие музейного дела в Таганроге в этот период было зеркальным отражением вышеперечисленных тенденций.

Но одним, несомненно, важным вкладом в городское музейное строительство явилось открытие в 1926 г. Домика А.П. Чехова. Туда была переведена чуть ли не в полном объеме экспозиция Чеховской комнаты, за исключением литературных памятников.

Вот как описывает П.П. Филевский «преобразования» во дворце Александра I, где разместили исторический отдел: «...с водворением советской власти в Таганроге сюда (во дворец — Г.К.) перевезли части музея, главным образом историческую и местной старины; кроме того, во дворец поместили много портретов царских особ, что мало украсило дворец, но нарушило тот вид, который был неприкосновенным с 1825 г.» [Филевский].

21 ноября 1930 г. коллегия РКП Таганрога вынесла решение об объединении всех таганрогских музеев в единый городской музей, то есть отделы, о которых говорилось выше, были объединены в одно юридическое лицо. Правда, в связи с новыми распоряжениями Центра объединение осуществлено до конца не было.

Большим ударом по музейному фонду был ряд распоряжений правительства 1931—1932 гг. об изъятии из музеев предметов, сделанных из цветных металлов, якобы не имеющих особой художественной и исторической ценности. В эту волну в историческом отделе музея был уничтожен целый ряд предметов, в том числе связанных с основанием Таганрога.

В 1927 г. музей во дворце Александра I был закрыт, а уцелевшие экспонаты были переданы в здание дворца Алфераки, в котором с 1930 г. разместился Краеведческий музей, являвшийся в то время идеологическим центром.

В 1935 г. на основе литературного отдела стараниями одного из выдающихся чеховедов Сергея Дмитриевича Балухатого был открыт Литературный музей А.П. Чехова. И фактически до начала 1980-х гг. эти два направления: историческое и чеховское — существовали параллельно.

С одной стороны, это был положительный момент — сбылось пожелание А.П. Чехова о размещении городского музея «в здании, бывшем Алфераки», с другой — кто руководил тогда музеем? Так как основной деятельностью музея была пропаганда марксистско-ленинской идеологии и советского образа жизни, директором был назначен человек с безупречным революционным прошлым, бывший политкаторжанин, малообразованный О. Лапин. В газете «Советское искусство» в 1937 г. Н. Кречетом помещена статья «В чьих руках музеи Таганрога», в которой в каждом абзаце встречаются слова: расхищены, уничтожены, переведены. Ситуация изменилась с приходом в музей В.М. Базилевича, но это было уже на пороге войны.

Музей не успел эвакуироваться. Единственная попытка спасти часть экспонатов была предпринята директором музея К.И. Чистосердовым. Он вывез несколько ценных предметов и официально передал их в музей Кабардино-Балкарии.

В годы оккупации музей продолжал работать и принимать посетителей. Тогда в музее работали С.П. Маликова, П.Д. Карпун, Д.И. Лучко, М.В. Раснянский, Б.С. Строев. Сотрудники старались сохранить собрание музея, но, несмотря на их усилия, часть коллекции была вывезена в Германию. В.М. Базилевич был расстрелян за попытку сокрытия предметов нумизматики. 30 августа 1943 г. был освобожден Таганрог, а 12 ноября 1943 г. музей открылся для посетителей. К концу 1944 г. была восстановлена довоенная экспозиция. Музеем в то время руководил И.Т. Ковтун, а с 1948 г. — З.А. Хижняк.

В 1950—1960-е гг. сотрудники музея работали над созданием полномасштабной экспозиции, вышли сборники Краеведческих записок, резко возросла численность фондов. В эти годы в музее работали известные ученые: А. Пушкаренко, Л. Тоценко, Л. Бодик, Н.Д. Прасолов, И.С. Каменецкий.

В 1955 году в двухсветный зал, уничтожив один из балконов, был вписан купол планетария, оборудование для которого было получено по репарации из Германии. Он просуществовал до начала капитального ремонта здания, который велся с 1967 по 1971 гг. Забегая вперед, отметим, что, несмотря на многочисленные проекты строительства в городе планетария, ни один из них не был осуществлен. Лекторская группа планетария просуществовала до начала 1980-х гг. Еще одним событием этих лет явилось создание в 1968 г. на основе художественного отдела музея Таганрогской картинной галереи, ныне Таганрогского художественного музея.

В 1971 г. была открыта новая экспозиция, над которой работали Л.А. Цымбал, Н.А. Дари, П.Д. Карпун, Н.М. Клеопатро, А.А. Земляченко, В.С. Флеров. Автором художественного решения был В.В. Деуль. В те годы это был один из ярких музейных проектов.

25 июня 1981 г. правительством СССР было издано постановление за № 344, коренным образом изменившее историю таганрогских музеев. На основании его в городе создавалось единое юридическое лицо — Таганрогский государственный литературный и историко-архитектурный музей-заповедник, включивший в себя уже существовавшие отделы: краеведческий, литературный им. А.П. Чехова, Домик А.П. Чехова, Лавка Чеховых, музей «Градостроительство и быт г. Таганрога»; кроме этого, согласно Постановлению, в Таганроге был создан целый ряд новых музеев — А.А. Дурова, И.Д. Василенко, музеефицирован памятник конца XVIII — начала XIX вв. Петровские казармы, Родовое гнездо Чеховых, Лавка П.Е. Чехова в Гостином ряду. Кардинально поменялась жизнь в стране, что внесло коррективы в музейную жизнь.

В свое время, намечая дальнейшее развитие музея, его структуру, Антон Павлович Чехов писал Павлу Федоровичу Иорданову: «Для музея, конечно, придется брать все, что дают, не вызывая особой разборчивости. Так, по крайней мере, на первых порах. Со временем, когда осмотримся и будем иметь средства, придется делать выбор, держась такой программы: 1) Петр Великий, 2) Александр I, 3) Естественная история Приазовского края, 4) Предметы, имеющие художественную ценность, 5) Предметы, имеющие отношение к истории Таганрога» (П. VII, 113). Данная структура легла в основу экспозиции историко-краеведческого музея 1995—1996 гг. Эта экспозиция стала воплощенной мечтой великого писателя, являясь его интеллектуальным и общественно значимым наследием.

Литература

1. Дмитриев С.С. Очерки истории русской культуры начала XX в. М., 1985.

2. Дмитриева Ю.М. Материалы археологических съездов (1869—1914) как источник по истории музейного дела в России // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. 2008. № 8.

3. Об устройстве библиотеки и музея 1909 г. ГАРО, ф. 577, д. 736, л. 159. Об устройстве педагогического музея по предложению инспектора народных училищ Доброславского В.А. ГАРО, ф. 577, оп. 1, д. 744.

4. Протоколы заседания музейной секции, музейного совета, акт обследования работ». ТГЛИАМЗ, ф. 6, оп. 1, д. 12.

5. Прошение. ГАРО, ф. 577, оп. 1, д. 736, л. 3.

6. Речь городского головы Платонова на открытии библиотеки и музея. ГАРО, ф. 577, д. 742, л. 83.

7. Таганрог и Чеховы. Таганрог, 2003.

8. Филевский П.П. История города Таганрога. М., 1898.

9. Филевский П.П. История домов Таганрога (рукопись). ТГЛИАМЗ ФПИ, кп-16250, л. 17.