Вернуться к Ю.В. Соболев. Чехов. Статьи и материалы. Библиография

Неизвестные пьесы Чехова

1

Центрархив, располагающий драгоценнейшими материалами историко-литературного значения, оказал в деле собирания чеховских текстов большую услугу выпуском «Неизданной пьесы» Чехова1.

Пьеса, тщательно подготовленная к печати Н.Ф. Бельчиковым, выполнившим свою задачу чрезвычайно внимательно, интересна, прежде всего, как первый или, во всяком случае, один из первых драматургических опытов Чехова. Работающим над театром Чехова ныне уже нельзя будет обойтись без пристального изучения этого раннего его дебюта в области драматической формы. Мало того: имея теперь перед собою эту «пробу пера», относящуюся ко второму году студенчества Чехова (1880—1881 гг.), т. е. к моменту его начальных шагов в литературе (первые рассказы в «Стрекозе» и «Будильнике»), мы легко свяжем ее с последней его пьесой, с «Вишневым садом», законченной в 1903 г. Совершенно прав автор предисловия к «Неизданной пьесе», утверждая, что она «значительно пополняет наличность художественного материала драматического творчества Чехова, дает возможность исследователю точнее проследить зарождение и генезис некоторых типов, неоднократно занимавших художественное внимание А.П. в последующие годы. В этой ранней пьесе — источник творчества Чехова-драматурга». И действительно, в этой весьма слабо в смысле архитектоники построенной пьесе, несмотря на всю ходульность ее внешнего сценизма, мы явственно ощущаем те большие зерна, из которых вырастет вся тематика чеховских пьес, — пьес в большинстве своем «усадебных», в той или иной мере всегда вскрывающих процесс смены двух поколений и культур быта.

Немалый интерес для исследователей манеры Чехова-драматурга представляет эта пьеса и в том отношении, что свидетельствует о соблюдении им тех чисто театральных законов развития действия, от которых он впоследствии станет все более и более отходить, заменяя актуальность в развитии сюжета «подводным течением» внутреннего драматизма, явленного в форме малодейственной и несценичной. Здесь же, на этом первом опыте Чехова, сказались воздействия порядка чисто театрального: влияния авторов французских и русским драм 70-х годов. Любопытно отметить, что на пьесе ощущается и подражание модному тогда Дьяченке.

2

Несколько иной характер носит опубликованная Мих.П. Чеховым шутка-пародия А.П. Чехова «Татьяна Репина»2.

«Татьяна Репина» написана Чеховым (в 1899 г.) как продолжение известной драмы Суворина «Татьяна Репина»3 и вместе с тем, как ее пародия. М.П. Чехов, снабдивший издание обширным предисловием, в котором он пытается вскрыть отношение Чехова к театру и к актерам, совершенно не останавливается на установлении именно пародийности пьесы, в чем в конце концов и заключается ее значение и интерес. Продолжение суворинской «Татьяны Репиной» происходит у Чехова в церкви на фоне обряда бракосочетания, и это дает М.П. Чехову повод заняться выяснением проблемы отношения Чехова к религии. М.П. Чехов приводит всякие доводы, долженствующие убедить читателя в том, что, хотя Чехов и был материалистом, но, тем не менее, не отрицал наличности некоего мистико-религиозного начала мира, той «мировой души», о которой говорит Нина Заречная в «Чайке» (кстати сказать, этот монолог М.П. Чеховым выписывается целиком). М.П. Чехов цитирует замечательные строки чеховского письма к Суворину о «спиритуалистах», которые не нужны, ибо «когда вскрываешь труп, то даже у самого заядлого спиритуалиста необходимо явится вопрос: где тут душа? А если знаешь, как велико сходство между телесными и душевными болезнями, и когда знаешь, что те и другие болезни лечатся одними и теми же лекарствами, поневоле не захочешь отделять душу от тела. Спиритуалисты это не ученое, а почетное звание». Приводя эти слова, казалось бы, достаточно убеждающие в материалистическом миросозерцании Чехова, Мих.П. Чехов все же стремится убедить нас в том, что его брат был отчасти «спиритуалистом», так как он будто бы утверждал, что «законы появления первой жизни на земле были от человека скрыты и решать их можно было только гипотетически, и что не может быть доказано научно, то само по себе должно было уже составлять предмет веры». Таким образом доктор Чехов, человек совершенно определенного материалистического миросозерцания, писатель, твердо верующий в конечное торжество научной истины, засахаривается в образ идеалистически настроенного интеллигента!

Столь же неудачны попытки редактора-издателя чеховской «Татьяны Репиной» вскрыть отношение Чехова к театру и актерам. М.П. Чехов, на основании нескольких цитат Чехова о театре, как «о дурной болезни», декларирует ненависть Чехова к театру вообще. Однако мы могли бы привести не менее 20 цитат совершенно противоположных, убеждающих нас как раз в том, что какой-то и очень существенной стороной своей творческой природы Чехов тяготел к театру. В сущности это отлично понимает и М.П. Чехов: ведь не вычеркнешь из писательской биографии Антона Павловича его драматургию! Но М.П. Чехов находит объяснения тому, что Чехов, не «любя театр», все же написал пьесы. Он на слово поверил Антону Павловичу, что «театр — спорт и больше ничего». А так как А.П. «вообще любил азарт» и даже проиграл однажды в Монте-Карло 900 франков, то он из-за азарта и стал писать для театра. И это курьезное объяснение дается с самым серьезным видом. Азарт Чехова в отношении театра доходил до того, что он не только писал пьесы, «но сам же и ставил на сцене», — читаем мы у М.П. Чехова. Разумеется, это наивное объяснение принимать всерьез не следует. Совершенно неверно указание М.П. Чехова на то, что «Леший» был написан чуть ли не в два дня и по специальному заказу Соловцова. Биографу Чехова следовало бы знать, что «Леший» писался в продолжение нескольких месяцев, сначала в компании с А.С. Сувориным, а затем Чеховым самостоятельно. Возможно, что пьеса переписывалась «с быстротой молнии» — не спорим, но категорически утверждаем, что вынашивание сюжета «Лешего» было длительным, на протяжении нескольких лет.

Примечания

1. А.П. Чехов. Неизданная пьеса. Центрархив. Документы по истории литературы и общественности. Вып. 5. Изд. «Новая Москва». М., 1923, стр. 253.

2. А.П. Чехов. Татьяна Репина. Неизданная пьеса (М.П. Чехов Театр, актеры и «Татьяна Репина»). Л., 1924, стр. 99.

3. Исследование С.А. Долинина о «Татьяне Репиной» Чехова (см. сбор. «А.П. Чехов» изд., «Атеней» из собраний Пушкинского дома) устанавливает иную точку зрения на эту пьесу. Полный текст чеховской «Татьяны Репиной» напечатан также в этом сборнике.