Вернуться к Д.М. Евсеев. Чеховская Москва

Премьера у Корша

В 1887 г. писатель несколько раз побывал у артиста В.Н. Давыдова, жившего во владении купца Харитова на Петровке (современный дом № 26) в меблированных комнатах «Эжен». Но где именно — определить за давностью лет затруднительно: в те времена участок был уже полностью застроен скучными доходными корпусами, меж которых, правда, остался изрядно переделанный главный дом старой усадьбы. Коренные москвичи помнят еще каток общества «Динамо», расположенный в глубине обширного двора и превращенный теперь в спорткомплекс. Что же до корпуса на Петровке, который выходит в Крапивенский переулок, то он надстроен и, к сожалению, смотрится совсем заурядно.

26 октября 1887 г., когда готовилась постановка «Иванова» и в театре Корша были подписаны необходимые бумаги, Чехов встретился со стремительно набиравшим силу артистом. «Иванова будет играть Давыдов, — писал Антон Павлович Ежову на следующий день, — который, к великому моему удовольствию, в восторге от пьесы, принялся за нее горячо и понял моего Иванова так, как именно я хочу. Я вчера сидел у него до 3-х часов ночи и убедился, что это действительно громаднейший художник» (П., 2,139).

Давыдов считал, что пьеса закончена и лишена сценических ошибок, однако подчеркивал, что наиболее важные роли некому играть, а потому пьеса неминуемо «шлепнется». К счастью, он оказался прав лишь наполовину, ибо артисты на премьере, мягко говоря, игрой не блистали. Приятным исключением стал сам Владимир Николаевич. Провалом, конечно, и не пахло, однако беспомощность артистов была слишком очевидна.

Скорее всего, Чехов и Давыдов познакомились в театре, и сближение их произошло быстро: репетировать давали мало. Премьеру оба пережили нервно и радостно — Чехов, впрочем, куда сдержанней. Однако он хорошо понимал, что талант Давыдова во многом способствовал успеху.

Кстати сказать, частный театр Ф.А. Корша находился почти напротив жилища артиста — в Богословском переулке (ныне — Петровский переулок, дом № 3). Построенный в 1885 г., он сразу привлек публику низкими ценами и хорошо организованной антрепризой: Корш ставил спектакли быстро, одна премьера сменялась другой1.

Премьера «Иванова» состоялась 19 ноября 1887 г. На фоне классических пьес, водевилей и переводных поделок чеховская пьеса, пусть и не лишенная недостатков, прошла блестяще, задев зрителей за живое и дав неплохие сборы. Публика увидела саму себя — правдиво, точно, без авторских умозаключений и морали. «Театралы говорят, что никогда они не видели в театре такого брожения, такого всеобщего аплодисмента-шиканья, — писал Чехов на следующий день, — и никогда в другое время им не приходилось слышать стольких споров, какие видели и слышали они на моей пьесе» (П., 2,152).

В конце декабря 1887 г. писатель обсуждал с артистом будущую постановку одноактной пьесы «Калхас». «Вернувшись вчера от Вас, я усадил своих братьев за переписку, «Калхас» готов и посылается Вам в двух экземплярах...» — писал Чехов Давыдову чуть позже (П., 2, 165).

В 1888 г. они часто встречались на Садовой-Кудринской и в театре. Весною, когда артист уже служил в Петербурге, Антон Павлович переписывался с ним. Причем послания его были полны того сдержанного тепла, которое делало слова «...пребываю искренно преданным...» не расхожею концовкой, но свидетельством большого уважения и благодарности.

Театр Корша. Фото автора

Примечания

1. Дом в Петровском переулке много лет служил Мельпомене — здесь долго находился филиал МХАТа им. А.М. Горького, теперь работает Театр Наций. В коршевском доме Чехов бывал столько, что и не перечислить, — и как зритель, и как автор: 19 февраля там впервые шел «Калхас», а 28 октября состоялась премьера водевиля «Медведь».