Вернуться к Д.М. Евсеев. Чеховская Москва

Театр «Парадиз»

Москвичи хорошо знают Театр имени В.В. Маяковского (Б. Никитская ул., дом № 19). Но куда менее известна история его владения, некогда принадлежавшего княжне Шаховской-Глебовой-Стрешневой. Именно она в 1886 г. возвела на угловом участке здание в псевдорусском стиле (архитекторы К.В. Терской и Ф.О. Шехтель), предназначенное для театра. Сменив много названий, он в конце концов сохранил за собой два — «Парадиз» и «Никитский», но постоянной труппы не имел, так как сдавался внаем самым разным антрепренерам и артистам.

1 мая 1899 г. здесь впервые полностью играли «Чайку» — специально для Чехова и без публики. Показать спектакль собирались давно, но оказалось негде: у «Художественного» кончился сезон, а с началом Великого поста вышли сроки аренды здания в Каретном ряду. Артисты репетировали, где придется, даже в каком-то частном театре на Бронной. Вот и решено было снять всего на один день театр на Большой Никитской.

«Театр нетопленный, декорации не наши, — вспоминала О.Л. Книппер, — обстановка угнетающая после всего «нашего», нового, связанного с нами». Понятно, что у артистов были определенные опасения: они ведь уже успели привыкнуть к «своему» дому, а новое место должно было дурно повлиять на игру.

«Обстановка грязного, пустого, неосвещенного и сырого театра с вывезенной мебелью, казалось бы, не могла настроить актеров и их единственного зрителя, — вспоминал Станиславский. — Тем не менее спектакль доставил удовольствие Антону Павловичу... (...). С каким почти детским удовольствием он ходил по сцене и обходил грязные уборные артистов. Он любил театр не только с показной его стороны, но и с изнанки. Спектакль ему понравился, но некоторых исполнителей он осуждал...»

Действительно Чехов позднее критиковал М.Л. Роксанову в роли Нины Заречной и Станиславского (Тригорин). «...«Чайку» видел без декораций, — писал он Горькому 9 мая 1899 г., — судить о пьесе не могу хладнокровно, потому что сама Чайка играла отвратительно, все время рыдала навзрыд, а Тригорин (беллетрист) ходил по сцене и говорил, как паралитик; у него «нет своей воли», и исполнитель понял это так, что мне было тошно смотреть. Но в общем ничего, захватило. Местами даже не верилось, что это я написал» (П., 8,170).

Интересно, что позднее Антон Павлович несколько смягчился и писал уже по-другому: «...В Москве для меня играли мою «Чайку». (...) Постановка изумительная» (П., 8, 179).

Театр «Парадиз». Фото автора