Московскому художественному театру давно уже было тесно в Каретном ряду. Не зря, помнится, Чехов, шутя, писал жене, что опасается, как бы артисты по неосторожности не подожгли свое здание. Поэтому старинное владение в Камергерском переулке (ныне дом № 3), прежде занятое театрами «Лианозовским» и Шарля Омона, скоро обрело новых хозяев. Благодаря стараниям выдающегося мецената С.Т. Морозова и его компаньонов в 1902 г. оно украсилось новым зданием МХТ. При постройке замечательно поработали архитекторы Ф.О. Шехтель и И.А. Фомин; был заново отделан интерьер.
Говорили даже, что сам Морозов лазил по строительным лесам в перепачканном рабочем фартуке, вникая во все тонкости дела. Дом вышел на славу. По словам Станиславского, «...не было допущено ни одного яркого и золотого пятна, чтобы без нужды не утомлять глаз зрителей и приберечь эффект ярких красок исключительно для декораций».
Сезон открылся вечером 25 октября 1902 г. горьковской пьесой «Мещане». Зрителей приятно удивили изящные двери с козырьками, светильники с дуговыми фонарями и прекрасный барельеф работы А.С. Голубкиной «Пловец» на правом входе.
Чехов побывал в театре уже в октябре: из переписки ясно, что он смотрел «Власть тьмы» Льва Толстого и «Дядю Ваню». Антон Павлович тепло отзывался о помещении — «...скромном, но милом, очень удобном и красивом» (П., 11, 69). Оставаясь строгим и объективным критиком, он называл актерскую игру хорошей, отмечая добросовестность и любовь к делу. «Новый театр очень хорош; просторно, свежо, нет дешевой, бьющей в нос роскоши. (...) «Дядю Ваню» играют чудесно», — писал он Л.А. Сулержицкому 5 ноября 1902 г. (П., 11, 69—70).
В декабре 1903 г. шли репетиции «Вишневого сада», и Чехов еще и потому часто посещал театр, что стремился увидеть другие постановки. «Я бываю дома утром от 10 до 12½, затем в Художественном театре на репетиции до 2, — пояснял он А.А. Плещееву 5 или 6 декабря, — а потом я опять в Художественном театре на спектакле» (П., 11, 313).
Однако общение с артистами надолго отрывало Чехова от творчества, порождая массу переживаний. Письмо к Батюшкову (21 декабря) пронизано плохо скрытым недовольством: «Почти совсем не работаю... (...) Пьесу обещают поставить не позже 9 января, стало быть, до 10 января мне придется болтаться без дела, много разговаривать и из-за пустяков много волноваться...» (П., 11, 324).
Премьера «Вишневого сада» состоялась 17 (29) января 1904 г. — в день рождения автора. Торжественная церемония юбилея более походила на прощание с безнадежно больным писателем. Станиславский вспоминал позднее о том, как плохо чувствовал себя Чехов, с трудом стоявший на сцене и слушавший приветственные адресы. Он тяжело дышал и был грустен...
Критикуя растерянную и неяркую, по его мнению, игру актеров, Антон Павлович все же надеялся, что она станет лучше, а юбилей заметно растрогал его: «...Меня чествовали, и так широко, радушно и в сущности так неожиданно, что я до сих пор не могу прийти в себя» (П., 12,15).
Сегодня Камергерский существует в качестве небольшой, но очень уютной пешеходной зоны.
Здание МХТ в Камергерском переулке. Фото автора
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |