Вернуться к Чеховские чтения в Ялте. 1981. Сборник научных трудов

К.Л. Рудницкий. Чехов о В.Ф. Комиссаржевской (Забытые слова)

Первого августа 1902 г. В.Ф. Комиссаржевская покинула Александринский театр. 15 сентября началась ее большая гастрольная поездка по России. В это самое время в Александринском театре решили возобновить «Чайку» Чехова, и роль Нины Заречной стала репетировать актриса Л.В. Селиванова, жена известного театрального критика Н.Е. Эфроса. Комиссаржевская восприняла известие о том, что Селиванова будет репетировать Заречную с Н.Н. Ходотовым — Треплевым, тревожно и ревниво. В октябре она из Симферополя писала Ходотову: «...Я проснулась сегодня ночью и вдруг решила, что, конечно, Вы покажете кое-что из меня в «Чайке» Селивановой. И я пишу, чтобы Вы этого не делали. Это так больно будет — так страшно больно». Спустя две недели в очередном ее письме к Ходотову (из Одессы) вновь возникает эта же тема: «Вы писали про Селиванову в «Чайке», что она не понимает последнего акта, что у нее все «порывчики», — и это Вы писали еще давно, значит, Вы сравнивали ее со мной, а в этой роли меня можно, особенно Вам, ни с кем не сравнивать, т. е. чтобы немыслимо было. Люди, не близкие мне по духу, со стоном уходят из театра, видя, что она делает из Марикки, а Ваши требования, значит, так упали, так упали...»1

19 ноября 1902 г. Н.Е. Эфрос побывал у Чехова в Москве (XI, 73). В связи с возобновлением «Чайки» на Александринской сцене (15 ноября 1902 г.) речь зашла о Комиссаржевской. Чехов сказал: «Никто не умеет так страдать, как она. Так глубоко и так красиво. Хорошая актриса!»

Спустя шесть лет, в сентябре 1908 г. Комиссаржевская со своей труппой гастролировала в Москве. 17 сентября торжественно отмечалось 15-летие ее сценической деятельности. В этот день в московской газетке «Театр» (№ 267) Н.Е. Эфрос опубликовал — под псевдонимом Старый друг — статью «Красота страдания», где и вспомнил слова, произнесенные Чеховым2.

Насколько мне известно, краткий, но содержательный отзыв Чехова об искусстве Комиссаржевской с тех пор никогда не воспроизводился.

Примечания

1. ЦГАЛИ, ф. 901, оп. 1, ед. хр. № 19, л. 193, 197. Марикка — героиня пьесы Г. Зудермана «Огни Ивановой ночи», одна из ролей Комиссаржевской в Александринском театре.

2. Мнение Чехова разделялось и Блоком: «Она не жаловалась и не умоляла, но плакала и требовала, потому что она жила в то время, когда нельзя не плакать и не требовать» (Памяти В.Ф. Комиссаржевской. — В кн.: Блок А.А. Соч. В 2-х т. — М., 1955, т. 2, с. 141).