Вернуться к Чеховские чтения в Ялте. 1981. Сборник научных трудов

Ю.Н. Скобелев. Фонд М.П. Чеховой в собрании Дома-музея А.П. Чехова в Ялте

Неотъемлемая часть мемориального собрания Дома-музея А.П. Чехова — личный фонд Марии Павловны. Он перешел в собственность музея после ее смерти в 1957 г. «Мою обстановку в комнате-мезонине <...> вещи и фотографии, — писала она, — завещаю Дому-музею А.П. Чехова в Ялте»1.

Личный фонд М.П. Чеховой, насчитывающий свыше 2,5 тыс. экспонатов, дает возможность судить о яркой индивидуальности сестры писателя, характеризует ее как создательницу и хранительницу музея, исследователя и пропагандиста литературного наследия А.П. Чехова. Фонд содержит богатый материал, важный для понимания и освещения духовной близости Антона Павловича с сестрой, той среды, которая окружала их долгие годы. В нем объединены фотографии, документы, личные вещи и обстановка мемориальной комнаты, библиотека, произведения живописи, графики и прикладного искусства, подарки друзей и знакомых.

Наиболее значительна по объему и составу группа фотографий (свыше 900 экспонатов). Большинство из них связано с Марией Павловной. Она запечатлена в разные периоды: от девочки-подростка, ученицы таганрогской гимназии, до последних дней жизни.

Мария Павловна любовно берегла фотографии матери Евгении Яковлевны, братьев Антона, Ивана, Михаила и Александра, родных по линии отца и матери: племянников Владимира Ивановича и Михаила Александровича (знаменитого актера), племянницы Евгении Михайловны, двоюродных братьев Георгия и Владимира и их сестры Лели (Елены Митрофановны Чеховой).

Особый интерес вызывает альбом в зеленом плюшевом переплете с металлической застежкой. В нем собраны фотографии и почтовые открытки друзей и знакомых М.П. Чеховой. Среди них — детская писательница М.В. Киселева (в ее подмосковной усадьбе Чеховы проводили лето в 1885—1887 гг.), пианист Г.М. Линтварев, игрой которого наслаждался А.П. Чехов во время пребывания на Луке близ Сум, А.И. Смагин, близкий знакомый М.П. Чеховой, любивший ее в течение всей жизни, Н.Н. Оболонский — «домашний доктор» чеховской семьи, писатель В.А. Гиляровский, друг А.П. Чехова и его семьи.

Тут же снимки «прекрасной Лики» (Л.С. Мизиновой), нежно и глубоко любившей А.П. Чехова, художниц М.Т. Дроздовой и А.А. Хотяинцевой, гостивших у Чехова в Мелихове и Ялте, несколько фотографий О.Л. Книппер-Чеховой и ее племянницы Ольги, ставшей женой актера Михаила Чехова2.

Дорогими для Марии Павловны были снимки, запечатлевшие ее с писателем А.Н. Толстым, певцом И.С. Козловским, профессором В.П. Филатовым, художником Н.А. Соколовым, румынским писателем Михаем Бенюком, секретарем французской компартии Жаком Дюкло и др.

Фотографический фонд М.П. Чеховой ценен тем, что содержит фотографии с дарственными надписями. Они дают возможность представить одаренную личность Марии Павловны и почувствовать, как велика была ее притягательная сила для окружающих. Люди тянулись к ней не только потому, что она сестра великого писателя. Мария Павловна подкупала их своей нравственной чистотой, внутренним благородством, искренностью. Об этом можно судить по надписям:

«Милой Марии Павловне Чеховой, сердечному человеку от шурина. Вл. Книппер-Нардов. 1938»3.

«Искренне уважаемой Марии Павловне Чеховой на добрую память от сердечно расположенного к ней А. Желябужского»4.

Друг семьи Н.Н. Оболонский сопроводил свою фотографию четверостишием:

За миг, один лишь миг участья
К тоске мучительной моей —
Я Вам желаю много счастья,
Любви и преданных друзей.

Н. Оболонский. 1889. Москва

Ряд автографов говорит о связи М.П. Чеховой с Московским Художественным театром, продолжавшейся и после смерти А.П. Чехова5.

Часто хранительница чеховского дома фотографировалась с экскурсантами из разных городов. Они присылали в музей снимки, снабдив их словами глубокой признательности. «Освобождая Крым от немецко-фашистских захватчиков, советские воины совершили много героических подвигов, — писал подполковник Н. Аксенов на памятном снимке 15 июля 1955 г. — Вы, Мария Павловна, в тяжелые дни оккупации отстояли прекрасный памятник нашей Родины — Дом-музей Чехова. Вы также совершили замечательный подвиг. Спасибо Вам от семьи подполковника Аксенова».

Не менее значителен и ценен документальный фонд Марии Павловны. В рукописях воспоминаний, текстов выступлений «хозяйки чеховского дома», входящих в музейное собрание, ощущается чувство глубокой любви к брату, побудившее ее сохранить этот дом для потомков.

«Вернулись с похорон и мы с матерью, — пишет Мария Павловна, вспоминая те горькие дни, когда не стало Антона Павловича. — Горе наше было беспредельно... Я потеряла друга, а она любимого сына. Первым моим желанием было сохранить последнее убежище любимого брата, в устройстве которого я принимала такое большое участие... Я стала сохранять ялтинский дом, как память о нем»6.

Отдельные документы — письма и отношения в различные инстанции — показывают, как нелегко было сберечь в неприкосновенности чеховский дом. Особенно трудно пришлось Марии Павловне в период фашистской оккупации Крыма. Несмотря на тяжелые испытания, эта на вид хрупкая 80-летняя женщина, уверенная в своей правоте, выстояла, вынесла все и встретила воинов-освободителей 16 апреля 1944 г.

В первый же день освобождения Ялты они принесли Марии Павловне письмо с горячей благодарностью за то, что в тяжелые дни немецкой оккупации она сберегла дом Антона Павловича Чехова. Пожелтевший от времени листок с выцветшими фиолетовыми чернилами хранится в документальном фонде М.П. Чеховой и доносит до нас через десятилетия те чувства, которые переживали тогда советские воины от соприкосновения с Чеховым.

Отчеты и журналы, тщательно заполняемые М.П. Чеховой в течение 35 лет, говорят о ее исключительной скрупулезности в финансовых делах. Порой это давало повод для доброй шутки. Интересен и полон тонкого юмора рисунок-карикатура М.П. Чехова: высоко над «Белой дачей» укреплен скворечник. Из его круглого отверстия виднеется характерное лицо М.П. Чеховой. По длинной лестнице к ней поспешно избирается Михаил Павлович, размахивая листами. Ниже рисунка его рукой надпись: «Маша, ты наверху? У тебя здесь в бумагах на полкопейки ошибка!» В конце листа — разъяснение М.П. Чеховой. «Карикатура Мих. Павл. на щепетильное отношение М.П. Чеховой к казенным средствам. Он помогал ей в отчетах по службе. М. Чехова».

Создав музей, М.П. Чехова по своей инициативе, за 10 лет до официального назначения ее хранителем и директором чеховского дома, завела книгу отзывов посетителей. Она стала теперь уникальным экспонатом. Первую запись в ней сделала актриса Александринского театра М.Г. Савина в 1911 г. Здесь автографы писателей Т. Щепкиной-Куперник, К. Тренева, Л. Никулина, В. Катаева, Ф. Гладкова, К. Паустовского, А. Толстого, С. Маршака, артистов Т. Макаровой, С. Пилявской, М. Максаковой, академиков В. Филатова, А. Опарина и многих других.

Общий для всех автографов смысл удачно выразила Т.Л. Щепкина-Куперник в 1921 г.: «Как во дворце спящей красавицы, время остановилось в этих тихих комнатах; все осталось как было 17 лет тому назад... И странное чувство охватывает, когда входишь сюда. «Все течет»... и сколько утекло... и воды, и слез, и крови... А здесь — ничто не изменилось. И так же не изменилась в душе любовь к незабвенному Антону Павловичу; и только с каждым днем все больше понимаешь, все больше показывает жизнь, какой великий писатель это был».

Свидетельство об избрании М.П. Чеховой действительным членом Педагогического общества при Московском университете 14 января 1899 г. и сообщение председателя педсовета женской гимназии Л.Ф. Ржевской от 3 сентября 1903 г. о награждении ее «за труды по образованию золотой... медалью для ношения на груди» говорят о незаурядных педагогических способностях сестры А.П. Чехова.

Важны для характеристики общественной деятельности М.П. Чеховой официальные письма с выражением благодарности от правления ялтинского Благотворительного общества за пожертвование 2000 руб. на постройку в пансионе «Яузлар» комнаты им. А.П. Чехова в 1905 г., основательницы и начальницы Ялтинской женской гимназии В.К. Харкеевич за пожертвование 200 руб. на учреждение стипендии им. А.П. Чехова в 1910 г., от Серпуховского уездного земского собрания за пожертвования на нужды Мелиховской земской школы и др.

В личном фонде М.П. Чеховой имеются экспонаты, которыми музей может только гордиться. Это отцовский «Акафист», на котором Мария Павловна 8 мая 1942 г. сделала запись: «Пишу сие во время войны ужасной... эту книгу надо сохранить в музее, ибо по ней... по воскресеньям (это было в г. Таганроге) Ант<он> Павлович Чехов часта читал акафисты в очередь с братьями».

Другой документ — типографский бланк доверенности на заведывание и управление всем недвижимым и движимым имуществом, заполненный на имя сестры рукой А.П. Чехова и подписанный им (заверен у нотариуса 28 ноября 1900 г.).

Нельзя не упомянуть об автографе стихотворения С.Г. Скитальца. Он познакомился с Чеховым в Ялте во время гастролей МХТ в 1900 г. и стал частым гостем «Белой дачи». Скиталец прочитал это стихотворение на вечере писателей в первую годовщину смерти Антона Павловича:

Пророки и вожди, кипя душой мятежной,
Могли быть гневными, могли, любя, карать,
А он любил людей такой любовью нежной,
Как любит женщина, как только любит мать!

В рабочем столе М.П. Чеховой хранится альбом с листами из плотной серой вощеной бумаги и тяжелым картонным переплетом, который украшен орнаментом и вдавленными в него металлическими пластинами с восточными декоративными надписями. Там сохраняются автографы И. Бунина, К. Станиславского, Т. Щепкиной-Куперник, М. Булгакова, рисунки А. Хотяинцевой, Р. Браиловской и других друзей и знакомых М.П. Чеховой.

Об их характере можно судить по записи Т.Л. Щепкиной-Куперник:

Стихами твой альбом «украшу»...
Но что сейчас могу писать?
Люблю всегда всем сердцем Машу,
Ее улыбки благодать.
Припомним юность, счастье наше...
Теперь уж близится закат:
Но пусть же счастье милой Маше
И годы осени сулят!..

Т. Щепкина-Куперник Ялта апр. 18 (31 ап.) 1921

О свойственном сестре писателя чувстве юмора можно-судить по содержимому пожелтевшего от времени конверта с надписью рукой Марии Павловны: «Шалости пера». В нем черновики поздравлений, составленных в шутливой форме самой М.П. Чеховой или адресованных ей. Вот, например, как поздравляла она Ольгу Леонардовну с днем рождения: «Подношу Вам эти сливы, чтобы были Вы счастливы! Много лет еще рождались и всему бы удивлялись... Купидонова-Чехова».

Невелика, но уникальна по своей значимости личная библиотека «хозяйки чеховского дома». Она насчитывает 667 книг по различным отраслям знаний: медицине, истории, литературоведению, садоводству, краеведению, содержит произведения русских дореволюционных и советских писателей, а также зарубежных авторов. Есть книги на французском и немецком языках. Значительное количество произведений с автографами писателей — друзей А.П. Чехова: А.М. Горького, «всей душой преданного» И.А. Бунина, Л.И. Куприна, И.Л. Щеглова (Леонтьева), Н.Д. Телешова, В.А. Гиляровского, Т.Л. Щепкиной-Куперник, П.А. Сергеенко.

Привлекают внимание и автографы на книгах советских писателей: М. Булгакова, К. Паустовского, А. Фадеева, К. Тренева, П. Павленко, Л. Никулина, В. Лидина, С. Маршака, С. Антонова и др. Лев Никулин свой роман «Московские зори» сопроводил надписью: «Марии Павловне Чеховой с глубоким уважением книга, где хорошие люди любят творения Антона Павловича. Л. Никулин. 6 ноября 1954».

Целую серию книг Чехова и Сервантеса со своими иллюстрациями подарили художники Кукрыниксы. На сборнике чеховских рассказов (М., 1956) надпись: «Дорогой Марии Павловне Чеховой на добрую память о нашей работе над А.П. Чеховым. Сердечно Кукрыниксы. М. Куприянов, П. Крылов, Н. Соколов. 1956. Москва».

Оставили автографы известные литературоведы, исследователи творческого наследия писателя: С. Балухатый, А. Дерман, В. Ермилов, Н. Гитович, М. Строева, Е. Сахарова и др.

Группа живописных и графических произведений в фонде М.П. Чеховой незначительна по объему — около 50 экспонатов. В нее входят работы И.И. Левитана (картина «Усадьба Бабкино», этюд «Небо», карандашный рисунок «Пейзаж»), этюд И.Э. Браза «Мелихово», портрет Ивана Павловича Чехова работы художника Л.М. Браиловского.

Художник Н.А. Соколов подарил этюд «Гурзуф» с надписью: «Дорогой Марии Павловне Чеховой на добрую память о встречах в Гурзуфчике в домике Чеховых. Н. Соколов. 1956 г. 12/VIII. Гурзуф. Дом К.А. Коровина».

Полны юмора и юношеского задора небольшие рисунки А.А. Хотяинцевой. Художницей точно подмечены и превосходно обыграны в силуэтных рисунках воображаемые забавные ситуации, связанные с ее подругой. Вот «Венчание М.П. Чеховой с И. Левитаном». Священник совершает обряд бракосочетания. А.П. Чехов и общий знакомый присутствующих И. Алябьев держат свадебные венцы над головами жениха и невесты. Рядом — в динамичных эмоционально-выразительных позах пять женских фигур: Т.Л. Щепкиной-Куперник, Е.И. Эфрос, Юлии Турчаниновой и сестер Марии и Софьи Малкиель. Без доброй улыбки и симпатии нельзя смотреть на выполненный ею рисунок «Это бывает!». Молодая женщина опоздала и стоит на перроне понурив голову, а мужчина, провожавший ее, машет рукой вслед исчезающему вдали поезду. На обороте — пояснение рукой Марии Павловны: «М.П. Чехова опоздала на поезд. Провожал ее И. Алябьев».

Мемориальный фонд М.П. Чеховой в собрании ялтинского Дома-музея создает зримый образ сестры и искреннего друга великого русского писателя. Она много сделала для того, чтобы Чехов стал близким и понятным людям. Свидетельства признания заслуг М.П. Чеховой перед Родиной и народом — орден Трудового Красного Знамени и Почетная грамота заслуженного деятеля искусств РСФСР.

Примечания

1. Завещание М.П. Чеховой от 8.12.1949 г. Машинописная копия в фондах Дома-музея.

2. «Это уж видно судьба — Чеховым жениться на Книпперах», — писала мать М.А. Чехова М.П. Чеховой (см.: Чеховские чтения в Ялте. — М., 1976, с. 160).

3. Книппер В.Л., по сцене Нардов (1870—1942), — артист, позднее режиссер ГАБТа, брат О.Л. Книппер-Чеховой.

4. Желябужский А.А. (1850—1932) — гл. контролер Курской и Нижегородской жел. дорог, член правления Российского театрального общества, муж М.Ф. Андреевой.

5. См.: Чеховские чтения в Ялте, с. 207—209.

6. Рукопись воспоминаний в фондах Дома-музея.