Вернуться к Чеховские чтения в Ялте. 1994—1996. Чехов и XX век. Сборник научных трудов

З.Г. Ливицкая. Чехов и Найденов

Сергей Александрович Найденов известен сейчас как автор одной пьесы «Дети Ванюшина». Эта первая пьеса Найденова сделала его знаменитым сразу после премьеры в декабре 1901 г.

Чехов считал его лучшим драматургом своего времени. По воспоминаниям Бунина, Чехов говорил о Найденове: «Какие мы драматурги! Единственный настоящий драматург — Найденов; прирожденный драматург, с самой что ни на есть драматической пружиной внутри. Он должен теперь еще десять пьес написать и девять раз провалиться, на десятый опять такой успех, что только ахнешь»1.

Но увы! Ни одна последующая пьеса не принесла Найденову такого триумфа, как «Дети Ванюшина», хотя писал он много, пьесы его ставились на сценах лучших столичных театров: Художественного, Малого, Александринского, Корша; в них играли лучшие актеры: Савина, Рощина-Инсарова, Орленев, Леонидов, Остужев, Блюменталь-Тамарина, Комиссаржевская. Огромной популярностью пользовались они в провинции. Найденов много печатался в сборниках «Знание»; в основном, его творчество одобрительно оценивалось критикой.

Личное знакомство С.А. Найденова с Чеховым состоялось в феврале 1902 г. Найденов приезжает в Ялту с рекомендательным письмом к Чехову от Ф.А. Корша, владельца театра в Москве.

С этой встречи началась дружба двух писателей. Но все же это была дружба учителя и ученика. Найденов ждал от Чехова совета, помощи, критики или одобрения своих пьес. Чехов же очень бережно относился к нему, поддерживая и побуждая к работе. В 1902 г. 18 сентября в письме к О.Л. Книппер Чехов высказывает свое мнение о пьесе Найденова «Жильцы»: «Скажи Найденову, если речь зайдет насчет его пьесы, что у него большой талант — что бы там ни было. Я не пишу ему, потому что скоро буду говорить с ним — так скажи» (П 11, 41). Пьеса эта была переделана Найденовым, отчасти, благодаря замечаниям Чехова.

В своем творчестве Найденов испытал влияние трех драматургов: Островского, Чехова, Горького. Но та самая «драматическая пружина внутри», о которой говорил Чехов, позволила ему остаться самобытным. Наиболее сильно влияние Чехова ощущается в пьесах «Блудный сын» и «Номер тринадцатый».

В 1909 г. С.А. Найденов переезжает в Ялту: неизлечимая болезнь, туберкулез, гонит его на юг. И выбор Ялты был сделан, видимо, не случайно. Чеховский дом и после смерти Чехова сохраняет свою притягательность. Поселился Найденов недалеко от «Белой дачи», в Заречье, в доме Вербицкой. Так же, как и Чехов, Найденов страдает в Ялте от одиночества и удаленности от центров литературной и театральной жизни.

В Ялте Найденов участвует во всех начинаниях ялтинской интеллигенции, посвященных Чехову. Он вместе с С.Я. Елпатьевским, П.П. Розановым и другими создает литературное общество и фонд имени А.П. Чехова, занимается сбором средств на чеховскую школу, выступает на литературных вечерах и концертах. Бывает он и в доме Чехова.

В Ялте Найденову суждено было пережить период смуты, революции и гражданской войны. Найденов в то время был тяжело болен, хотя и пытался работать, писать новые пьесы для нового зрителя. Здесь, в Ялте, он находился под особым покровительством советской власти.

В 1921 году «ввиду выдающихся литературных и художественных заслуг» С.А. Найденову-Алексееву была выдана охранная грамота. Он был зачислен на академический паек2. Такую же грамоту по г. Красноармейску (так тогда называли Ялту) вручили С.Я. Елпатьевскому.

Буквально в эти же дни решилась судьба дачи Чехова. В апреле 1921 г. Крымревком утверждает постановление Ялтинского уездного ревкома о «национализации дачи Чехова с правом пожизненного пользования ею братом и сестрой писателя и о выдаче им охранной грамоты»3. Известно, что такая грамота была получена Чеховыми. Дружба Найденова с семьей Чеховых не прерывалась и в те годы.

Существует устоявшаяся точка зрения, что Найденов сразу принял и понял Октябрьскую революцию. Возможно, он хотел этого и даже пытался писать революционные пьесы («Москва», «Негасимый свет»). Запись в дневнике драматурга от 25 июля 1921 года говорит о том, что для Найденова это было очень непросто:

«Теряюсь... Чувствую, что не могу охватить драмой жизни моих современников, людей начала 20 в. Бессилен осветить... эту драму крушения всего старого и необходимость строить новую жизнь России»4.

В 1922 году С.А. Найденов скончался, похоронен был на Иоанно-Златоустовском кладбище Ялты; могила сохранилась.

Вдова Найденова И.И. Мальская, бывшая артистка театра Ф.А. Корша, исполнительница многих ролей в пьесах Найденова, после его смерти устроила в доме музей, где бережно сохранялись книги, рукописи, фотографии и вся обстановка дома. Музей Найденова в Ялте просуществовал до Великой Отечественной войны. После освобождения Ялты дом перешел в ведение Литературного фонда и использовался как жилой. Часть коллекции Домика Найденова была передана в Ялтинский музей краеведения (сейчас Ялтинский государственный объединенный историко-литературный музей). Среди экспонатов этого музея сохранена и Книга отзывов, интереснейший документ своего времени. В этой Книге автографы членов семьи Чеховых: Марии Павловны Чеховой, Ольги Леонардовны Книппер-Чеховой, Ольги Германовны Чеховой. Процитируем отзыв Марии Павловны Чеховой от 25 сентября 1924 г.: «Была на открытии памятника дорогому Сергею Александровичу, а потом пришла к нему в домик, который так заботливо сохраняется любящей женой. Уютно, ласково по-прежнему. Царство ему Небесное! Инне Ивановне большое спасибо от любящей ее Марии Чеховой. 25 сентября 1924 г.»5.

Этот же документ, Книга отзывов Домика Найденова, позволила подтвердить некоторые мои предположения о пьесе Найденова «Работница».

До революции в Ялте Найденовым были написаны три пьесы: «Роман тети Ани», «Работница» и «Жертва нашего времени» («Безбытники»).

Пьеса «Работница» — самая ялтинская пьеса драматурга. Действие ее проходит в южном курортном городке. Основные герои — врачи. Фамилии врачей созвучны или ассоциативно связаны с фамилиями ялтинских врачей (Гирш — Киш, Попов — Дьяконов и др.). Главная героиня — женщина-врач Ираида Ридаль, добивающаяся женского равноправия. Автор монографии, посвященной жизни и творчеству Найденова, А.А. Чернышев, ссылаясь на письма драматурга к жене, хранящиеся в РГАЛИ, утверждает, что реальным прототипом ее была доктор Радель, единственная женщина-врач в Ялте в начале XX века, в ее доме и жил Найденов6. Это неверно. В Ялте не было домовладельцев с такой фамилией. Доктор Юлия Радель практиковала в Ялте, но очень недолго: всего дважды появляются ее объявления о приеме в ялтинской газете «Русская Ривьера» за 1913 год.

Кроме того, она не была единственной женщиной, практиковавшей в Ялте. В конце XIX — нач. XX вв. в Ялте много и успешно работала врач Анна Семеновна Гурьян, а доктор Вениаминова содержала санаторий для легочных больных. Врачом в женской гимназии работала Софья Захаровна Кашинская, имела она и частную практику.

На наш взгляд, биография Софьи Захаровны Кашинской во многом схожа с судьбой главной героини «Работницы» Ираиды Ридаль. Ее жизнь — это жизнь труженицы, добившейся всего собственными силами, не имевшей никакого состояния. С.З. Кашинская окончила женский медицинский институт в Санкт-Петербурге в 1904 году, получив диплом с отличием7.

Ей так же, как и героине пьесы, пришлось завоевывать свое право лечить. В 1905 г. она была назначена на должность ординатора клиники нервных болезней Казанского университета сверх штата.

Спустя полтора года «предложением г. Управляющего Казанским Учебным округом от 16 января 1907 года за № 543 она была перемещена на должность штатного ординатора при той же клинике согласно избранию медицинского факультета»8.

Она, как и героиня пьесы, рано овдовела, в Ялте жила одна, и главным в ее жизни была работа.

В Ялту она переезжает почти одновременно с Найденовым. В феврале 1911 г. она в штате ялтинской женской гимназии, работает врачом и ведет уроки гигиены. Имеет частную практику как специалист по нервным болезням.

В пьесе доктор Ридаль тоже работает врачом в гимназии, затем «Она еще стала читать гигиену. И гимназистки все в восторге от ее лекций»9.

Но нельзя ставить знак равенства между И. Ридаль и Софьей Захаровной Кашинской. По воспоминания бывших ялтинских гимназисток, она была совершенно другим человеком, сдержанным и даже суховатым.

Но все же, если предположить, что С.А. Найденов был знаком с доктором Кашинской, то он мог пользоваться этим знакомством в работе над пьесой. Она, как специалист, могла дать необходимые советы драматургу, ведь он писал пьесу о враче, о нервной, очень больной женщине. Возможно, что рукопись пьесы читалась автором наиболее близким друзьям здесь, в Ялте.

Знакомство с Кашинской могло произойти еще в Казани, например, через племянника Найденова, Парамонова, работавшего в Казани врачом. В Ялте она могла лечить его.

Подлинность этих предположений удалось найти в Книге отзывов Домика Найденова в Ялте.

На 32 листе читаем: «Воспоминания многих лет оживают при входе в эту комнату; еще как будто слышатся те живые речи и те переживания, которые излагал хозяин ее и тот привет, с которым он встречал своих друзей. Софья Кашинская. 1927 г.»10

Сейчас дом Найденова в Ялте, дом одного из замечательных современников Чехова, практически разрушен, имя это незаслуженно предано забвению. Но сегодня у нас еще пока есть возможность сохранить и показать коллекцию из дома Найденова в экспозиции «Культура Ялты XIX — нач. XX вв.».

Примечания

1. Бунин И.А. Собр. соч.: В 6 т. — М., 1988. — Т. 6. — С. 181.

2. Государственный архив Крыма (ГАК) — Ф. 1188. Оп. 3. Ед. хр. 843. Л. 468, 492.

3. ГАК. Ф. 1188. Оп. 3. Ед. хр. 843. Л. 152.

4. РГАЛИ. Ф. 1117. Оп. 1. Ед. хр. 1. Л. 10. Цитирую по монографии Чернышева А.А. Путь драматурга. — М., 1977. — С. 102.

5. Архив ЯГОИЛМ. Книга отзывов Домика С.А. Найденова. 1924—1927. Л. 8.

6. Чернышев А.А. Путь драматурга. — С. 89—90.

7. ГАК. Ф. 623. Оп. 2. Ед. хр. 152. Л. 1—1 об.

8. ГАК. Ф. 623. Оп. 2. Ед. хр. 152. Л. 1—1 об.

9. Найденов С.А. Работница. — Пгд, 1915. — С. 9.

10. Книга отзывов Домика Найденова в Ялте. 1924—1927. — Л. 32.