Рассказ «Новая дача» написан Чеховым в Ялте в декабре 1898 года и 3 января 1899 года опубликован в газете «Русские ведомости».
Редактор-издатель этой газеты Василий Михайлович Соболевский (1846—1913) и его жена Варвара Алексеевна Морозова (1850—1917) подружились с Чеховым осенью 1897 года, и близкое знакомство писателя с ними послужило стимулом для завершения рассказа «Новая дача», замысел которого возник давно (10, 414—415).
19 августа 1897 года в письме В.М. Соболевскому в Биарриц Чехов просил найти ему жилье и принять его «в компанию» (П 7, 39).
Две недели — с 8 по 22 сентября — Чехов проводит в Биаррице в обществе В.М. Соболевского, В.А. Морозовой и их дочерей Наташи и Вари. В конце сентября он перебирается в Ниццу, а его друзья — в Париж и оттуда — в Москву. «Пишите. Мы все к Вам привязались», — заканчивала В.А. Морозова письмо Чехову от 14/26 октября 1897 года1. И Василий Михайлович признавался в письме Чехову от 18 октября: «Вспоминаем Вас часто, а я самым лучшим результатом моей настоящей заграничной поездки считаю предоставившуюся мне возможность поближе узнать Вас, дорогой мой <...> в Москве жду письма, а затем — фотографические карточки для меня и В<арвары> А<лексеевны> <...> К детям я Вас ревную: они Вами божатся»2.
В 1897 и 1898 годах между Чеховым, В.М. Соболевским и В.А. Морозовой идет оживленная, дружеская переписка. 7 января 1898 года В.А. Морозова сообщает Чехову в Ниццу о намерении приехать туда «недели на две на три»3, и он отвечает ей: «...не раздумайте, не слушайте никого и непременно приезжайте» (П 7, 150).
Но поездка ее тогда не состоялась, и они с В.М. Соболевским присоединились к Чехову в Ницце только 28 марта/9 апреля 1898 года (П 7, 194). И опять их общение длилось около двух недель.
В июне 1898 года В.М. Соболевский навестил Чехова в Мелихове. Они говорили о состоянии российского общества. «Рассказывал много интересного — вообще положение дел унылое», — известил о его визите Чехов А.С. Суворина 12 июня (П 7, 224).
В это время В.А. Морозова усиленно зовет Антона Павловича в свое тверское имение Поповку, где много сосны, которая, как надеялась она, поможет больному писателю: «Время к июлю приближается, — напоминала она ему из Клина 17 июня 1898 года, — и мы начинаем подумывать о поездке в тверское имение. В первых числах месяца мы, вероятно, переедем туда, и как только мало-мальски устроимся, то сейчас телеграфирую я Вам в Лопасню <...> Смотрите, не раздумайте ехать в Поповку»4.
4 июля она дала телеграмму из Твери: «Переехали, ждем Вас»5. Плохая погода задержала Чехова, и он отправился туда позже. Пробыл Чехов в Поповке недолго: 2—4 августа. Но этих дней было достаточно для того, чтобы подвести итог наблюдениям над жизнью очень богатых, но далеко не счастливых людей.
* * *
Так кто же была Варвара Алексеевна Морозова? Миллионерша, совладелица одного из крупнейших текстильных предприятий России — «Тверской мануфактуры». Урожденная Хлудова, из семьи владельцев Егорьевской бумагопрядильной фабрики, она была против ее воли выдана отцом за А.А. Морозова, внука основателя династии Морозовых, и после его кончины унаследовала огромное состояние. Ей пришлось заниматься мужским делом — управлять производством в Твери и вести дела в московской конторе фабрики на Варварке. И, кроме того, выполнять обязанности попечительницы и благотворительницы. Для того времени она представляла собой феноменальное явление.
Исключительность Варвары Алексеевны Морозовой как типа эмансипированной женщины, волевой, умной и образованной, не могла оставить равнодушными писателей и художников. П.Д. Боборыкин в романе «Китай-город» запечатлел ее в образе Анны Серафимовны Станицыной, выразил восхищение ею и подробно описал детали ее внешности и одежды: «Почти черные волосы, гладкие, густые, причесаны были по-старинному, двумя плоскими прядями, и только сбоку, на лбу, она позволяла себе несколько завитков; они смягчали строгость очертаний ее лба и линию переносицы. Глаза ее, темно-серые, с синеватыми белками и загнутыми ресницами кверху, беспрестанно то потухали, то вспыхивали. Брови, как две пышных собольих кисти, не срастались, но близко сходились при каждом движении лба. Тогда все лицо делалось сурово, почти жестко»6.
М.К. Морозова, жена первого сына В.А. Морозовой, оставила подобный же портрет своей свекрови: «У нее были замечательные глаза, большие, темно-карие, с красивыми, пушистыми, соболиными бровями. Выражение их было строгое, но иногда веселое, с оттенком грусти»7.
В романе П.Д. Боборыкина окружающие героиню мужчины пасуют перед нею, восхищаются ее умом, деловыми качествами и зовут ее «королевой».
Такою же изображена В.А. Морозова и на портрете работы К.Е. Маковского: художник подчеркнул ее внутреннюю силу, редкую энергию, значительность характера. Она сидит в кресле, как на троне.
Хорошо известны портреты сыновей В.А. Морозовой, членов ее семьи и внука Мики — кисти В.А. Серова8.
* * *
Знакомство и дружба с В.А. Морозовой дали Чехову богатый материал для размышлений. В ее письмах к нему есть строки, позволяющие сделать вывод о том, что поездка в Поповку нашла отражение в рассказе «Новая дача».
Но как внешне далек художественный образ, созданный Чеховым, от его реального прототипа! Елена Ивановна в «Новой даче» — полная противоположность Варваре Алексеевне; в ее портрете осталась одна морозовская деталь — брови, обращающие на себя внимание: «...у нее было бледное, худощавое лицо с темными бровями и белокурые волосы» (10, 122).
Зато есть сходство в архитектурном стиле дворцов, принадлежавших Морозовым, и Новой дачи. Кстати, Новая дача находилась на высоком берегу реки, а Поповка — в 25-ти верстах от Твери, вверх по Волге. Возможно, пейзажи: «берега реки и роскошный вид на зеленую долину с деревушками, церквами, стадами...» (10, 114) — Чехов мог перенести в рассказ оттуда.
В рассказе и дом инженера Кучерова, и его усадьба — все это увидено глазами крестьян, еще помнивших о крепостном праве и как бы удивленных ненужной, излишней роскошью быта дачников: «...построили красивый двухэтажный дом с террасой, с балконами, с башней и со шпилем, на котором по воскресеньям взвивался флаг <...> в новой усадьбе были уже аллеи, садовник и двое рабочих в белых фартуках копались около дома, бил фонтанчик, и зеркальный шар горел так ярко, что было больно смотреть» (10, 114). Народу непонятен и загадочен этот шар, бенгальские огни и ракеты и проходящая мимо Обручанова «на парусах лодка с красными фонариками» (10, 117). Лошади инженера — «белые, как снег, стройные, сытые» (10, 116), и альгауский бычок вызывают у крестьян недоумение и даже ненависть.
Дача инженера Кучерова отражает стиль эпохи модерн: сказочный дом, башня, шпиль — эти детали нерусской архитектуры чужды крестьянам. И это была примета своего времени.
Чехов неоднократно бывал в роскошном особняке В.А. Морозовой на Воздвиженке, 14 (в недавнем прошлом — Союз Обществ дружбы с народами зарубежных стран). Рядом с ним в 1899 г., когда был опубликован рассказ «Новая дача», достроили дом № 16 — затейливый дворец в мавританском стиле с двумя башнями, с богатой лепниной, как бы кричавшей о богатствах хозяина — младшего сына В.А. Морозовой — Арсения Абрамовича (1874—1908). Это здание известно как Дом дружбы с народами зарубежных стран.
Старший сын В.А. Морозовой — Михаил Абрамович (1870—1903) жил в особняке на углу Глазовского переулка и Смоленского бульвара (ныне д. 28, Смоленская площадь). Филолог по образованию, он имел большую коллекцию произведений русских и французских художников. Вдова его Маргарита Кирилловна Морозова вспоминала: «Внутри дом был очень причудливый <...> Было смешение всех стилей: передняя была египетская, зала — вроде ампир, аванзала — помпейская, столовая — русская, еще комната — мавританская»9. В этом доме был известный в Москве литературно-музыкально-художественный салон Серебряного века. Его часто посещали В.А. Серов, Андрей Белый, А.Н. Скрябин.
Средний сын — Иван Абрамович Морозов (1871—1921) — владелец коллекции французской живописи; она размещалась в его дворце на Пречистенке, 21 (сейчас — Академия художеств).
Чехов наблюдал в Москве строительство дворца Арсения Морозова. В рассказе он несколькими штрихами обрисовал подобную же архитектуру дачи Кучерова, непривычную для простого русского человека.
Обратим внимание на такую деталь в рассказе. Кучер инженера объясняет крестьянам, что в новом имении «не будут ни пахать, ни сеять, а будут только жить в свое удовольствие, жить только для того, чтобы дышать чистым воздухом» (10, 116). В письме Чехову от 17 июня 1898 года В.А. Морозова, желая помочь ему подлечиться, соблазняет его сосновым воздухом тверского имения: «Вблизи от дома, версты в полторы, растет сосновый лесок на горке. В нем-то и заключается источник целебных свойств нашего убежища. Мы почти ежедневно ездим туда пить чай...»10.
Однако, прожив там совсем недолго, В.А. Морозова с детьми уехала в клинское имение. В Поповке она бывает редко, чтобы подышать сосновым воздухом и пить чай в сосновом лесу.
В рассказе Елена Ивановна стремится помочь народу, жить с ним в согласии: «она добрая, жалостливая и любит помогать бедным», — говорит о ней кучер (10, 116). «Жена моя добрая, сердечная женщина, она не отказывает в помощи, это ее мечта быть полезной вам и вашим детям», — уверяет мужиков инженер (10, 119). И сама Елена Ивановна обещает им: «...мы починим дороги, мы построим вашим детям школу» (10, 123). И дарит жене Родиона Степаниде три рубля для ее голодных детей.
Варвара Алексеевна Морозова тоже старалась помочь людям и была известной в Москве меценаткой. Бытописатель купечества Павел Афанасьевич Бурышкин так характеризовал ее: «Варвара Алексеевна была «классический тип прогрессивной московской благотворительницы». Не было начинаний, на которые она не откликалась бы. <...> Одним из ее главных созданий были так называемые Пречистенские курсы для рабочих, которые действительно были таковыми и с течением времени стали значительным центром для просвещения московских рабочих масс»11.
Не менее высокую оценку дал ей и Вл.И. Немирович-Данченко: «Это была очень либеральная благотворительница. Тип в своем роде замечательный. Красивая женщина, богатая фабрикантша, держала себя скромно, нигде не щеголяла своими деньгами, была близка с профессором, главным редактором популярнейшей в России газеты, может быть, даже строила всю свою жизнь во вкусе благородного, сдержанного тона этой газеты. Поддержка женских курсов, студенчества, библиотек — здесь всегда было можно встретить имя Варвары Алексеевны Морозовой»12.
Она была устроительницей бесплатной читальни имени И.С. Тургенева в Москве, председателем Московского женского клуба. Помогала психиатрической клинике имени Морозова, пожертвовала 50 тысяч Народному университету Шанявского. Содержала Начальное народное училище с ремесленными классами, была почетной попечительницей Общества воспитательниц и учительниц (Дом призрения) и почетным членом Общества вспомоществования нуждающимся студентам Императорского Московского технического училища. Эта ее деятельность отражена в справочнике «Вся Москва. Адресная и справочная книга на 1898 год»13.
В рассказе от деятельности реального прототипа остались три рубля, подаренные семье, где было четырнадцать душ.
Есть и совпадения в судьбе Елены Ивановны и В.А. Морозовой. Елена Ивановна говорит кузнецу Родиону о своем происхождении: «Дед мой был простой крестьянин, отец торговал в Москве и тоже был простой человек» (10, 122).
Отец В.А. Морозовой — Алексей Иванович Хлудов, купец. Его предки были крестьянами.
Еще одно существенное совпадение — неравный брак: один из супругов богат, другой беден. Только в рассказе муж и жена поменялись местами. В.А. Морозова — миллионерша, В.М. Соболевский материально зависит от нее, даже газета «Русские ведомости» издается на ее деньги. Елена Ивановна из бедной семьи, инженер Кучеров из богатой.
А главное — и в том и в другом случае брак не признан. Брак В.А. Морозовой и В.М. Соболевского не узаконен церковью. Они состоят в гражданском браке. «По каким-то завещательным затруднениям она не могла выйти за него замуж официально, и ее дети от Соболевского, Глеб и Наталья, носили фамилию Морозовых», — свидетельствовал П.А. Бурышкин14.
«У каждой семьи есть свое какое-нибудь горе, — делится своей печалью с Родионом Елена Ивановна, — есть оно и у нас. Я не дворянка <...> А у моего мужа родители знатные и богатые. Они не хотели, чтобы он женился на мне, но он ослушался, поссорился с ними, и вот они до сих пор не прощают нас. Это беспокоит мужа, волнует, держит в постоянной тревоге; он любит свою мать, очень любит. Ну, и я беспокоюсь. Душа болит» (10, 122). Эти слова Елены Ивановны перекликаются со строками из письма В.А. Морозовой Чехову от 14 июня 1898 года.
В нем — тревога за судьбу дочери Вари: «Мы <...> живем все хорошо, — сообщает она, — хотя судьба и постукивает меня довольно чувствительно. Не успеем успокоиться от одного щелчка, как надвигается новая неприятность. Сегодня получила бумагу от благочинного по поводу Вари. Вас<илий> Михайлович волнуется. Неизвестное будущее, конечно, беспокоит его»15.
В их жизни много тягостных для того времени сторон: двусмысленное положение детей от их союза, неравенство имущественных состояний. Варваре Алексеевне принадлежат особняки, а местом жительства В.М. Соболевского в «Адрес-календаре» Москвы на 1898 год значится редакция газеты: «Соболевский Вас. Мих. Канд. прав. Б. Чернышевский, д. редакции «Русских ведомостей»»16. Будучи отцом троих детей, он приходит к ним и их матери в гости. Счастливыми они чувствуют себя только за рубежом, живя вместе в гостинице. И это при том, что молодость Варвары Алексеевны погибла: она была насильно отдана отцом замуж за А.А. Морозова и даже год провела безвыходно дома в наказание за отказ от его предложения. Власть церкви в России была велика, и, когда В.А. Морозова полюбила образованного человека, близкого ей по взглядам, ее миллионы не помогли ей узаконить их брак.
Да и здоровье детей не радует. Елена Ивановна жалуется Родиону: «...дети всё болеют...» (10, 122). У В.А. Морозовой сыновья от первого брака неизлечимо больны. Михаил, зная свой недуг, ускорил свою кончину, ведя нездоровый образ жизни. Его буйный нрав отравил молодость М.К. Морозовой, талантливой пианистки и редкой красавицы. Он прожил всего 33 года. Арсений, любимец матери, скончался в 34 года. Пережил ее только Иван, дотянувший до 50 лет. Рано умерла дочь Варя. В 1913 году ушел из жизни и В.М. Соболевский.
В рассказе подчеркивается душевная тонкость супругов Кучеровых, их взаимопонимание, забота друг о друге. Елена Ивановна просит мужиков: «Мой муж добрый, хороший человек. Не волнуйте, не раздражайте его. Он чуток ко всякой мелочи <...> такое отношение к нам приводит мужа в отчаяние» (10, 123).
В письмах В.А. Морозовой постоянно звучит забота о В.М. Соболевском и детях. 6 декабря 1899 года из Москвы: «Вас<илий> Михайлович занят газетой, но годы тоже дают себя чувствовать, утомляется от бессонных ночей и слышать стал хуже»17.
В письмах Чехову В.А. Морозова предстает не королевой, не миллионершей, а заботливой и чуткой матерью. 6 декабря она признавалась в письме Чехову: «...я хлопочу с обществами, с детьми. Последние, конечно, приятнее первых»18. В январе 1898 года она хотела съездить в Ниццу, где в то время был Чехов, а детей оставить с гувернанткой. 15 февраля она сообщила Чехову о причине, по которой осталась дома: «В последний момент я струсила, начала колебаться, а в конце концов жалость взяла верх, и я решила остаться <...> за несколько часов до отъезда пала окончательно духом»19.
Как это часто случалось с Чеховым, он производил на восторженных, чистых, идеальных женщин огромное впечатление, и они обнаруживали в себе желание служить ему, желание видеть в нем своего близкого друга. После встреч в Биаррице осенью 1897 года, приехав в Париж, В.А. Морозова получила от Чехова посылку из Ниццы. «Подойдя к своему письменному столу, я увидала завернутую книгу. Развернув ее, я прочитала на обертке Ваше имя. Меня как-то особенно тронуло и умилило как бы невидимое Ваше присутствие...»20, — отвечала она Чехову 14/26 октября 1897 года.
В.А. Морозова повернулась к Чехову лучшей своей стороной. Оказалось, что это тонкий, теплый, простой человек, способный жить интересами и нуждами других. 15 февраля 1898 года она отправила из Москвы лекарства Чехову в Ниццу: «Полученный пакет и лекарства я послала большой скоростью. Боясь, что лекарство может замерзнуть, я из предосторожности положила его вовнутрь пакета <...> ко мне заходил Иван Павлович и сообщил мне, что Вы уже подумываете об отъезде из Ниццы и что Вас тянет в Париж. Ради Бога, не делайте этого. Потерпите и даже поскучайте еще. В Париж же надо ехать не ранее мая. Все, что приобрели на юге, а я знаю, что приобретенное есть, Вы можете утратить рискованным поступком»21.
Таким же воплощением нежности, материнства является и Елена Ивановна в рассказе Чехова.
Но ее окружает злоба мужиков. «Козов как-то сразу возненавидел и новую усадьбу, и белых лошадей, и сытого красивого кучера» (10, 116). Затем следует ряд событий: мужики непрерывно вредят семье инженера, ведут с ним своеобразную войну.
Антагонизм общественных отношений и непрочность человеческого бытия приводили Чехова к мысли, что как бы человек «ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда — болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других» (10, 62). Это в рассказе «Крыжовник». Июль 1898 г. Написано после встречи с В.М. Соболевским в Мелихове.
И уже в 1897 году В.А. Морозова почувствовала подземный гул их грядущей катастрофы, когда 14/26 октября писала Чехову в Ниццу: «Москва полна тревожных слухов о стачках. У Викула Морозова близ Зуева она приняла довольно серьезные размеры. Был сожжен дом директора-англичанина, разграблены все его сокровища. Останавливались стачечниками поезда жел<езной> дороги, потому что не хотели допускать войска, а один кондуктор был убит. В Москве у Прохоровых тоже началась стачка...»22. И В.М. Соболевский, и В.А. Морозова не доживут до октября 1917 года. Коллекцию живописи старшего сына В.А. Морозовой его вдова М.К. Морозова передаст в дар Третьяковской галерее. Коллекция Ивана будет национализирована вместе с его дворцом на Пречистенке. Он покинет родину и скончается за рубежом. Бывшая хозяйка литературно-музыкально-художественного салона Маргарита Кирилловна Морозова многие годы будет жить в одном из московских подвалов.
* * *
Рассказ «Новая дача» — глубоко реалистическое произведение, в котором выражено предчувствие Чеховым трагических социальных потрясений в России.
Но в способах изображения характеров персонажей заметны черты импрессионизма и символизма.
И П.Д. Боборыкин, и Чехов наблюдали одного и того же человека — В.А. Морозову. Боборыкина она интересовала как социальный тип, как сильная личность. Он воспроизвел ее внешность, детали ее одежды и поведения во всех подробностях. Чехов увидел в ней нежную, тонкую, отзывчивую и несчастную женщину и дал ее портрет лишь одним мазком, но создал настроение нежности, доброты и хрупкости — это было его субъективное восприятие.
И название рассказа, и образы людей здесь символичны. Были когда-то дворяне-помещики. Теперь новые хозяева России, часто вышедшие из народных глубин, живут где-то рядом с нищим народом и строят новое благосостояние — Новую дачу. Но в названии уже — ощущение ее временности, преходящести.
В народе — три символических образа. Символ зла — старик Козов. Его примета: «...он все подмигивал своими хитрыми глазами и насмешливо улыбался, как будто знал что-то» (10, 116). Он ненавидит всех и вся, постоянно всем портит настроение, подталкивает на злые поступки.
Символ второго типа — сын кучера Родиона — Володька. Это символ глупых, тупых людей, не умеющих самостоятельно мыслить, которые становятся слепым орудием подстрекателей к злу. О нем его отец говорит: «...он у меня дурачок: кто первый сказал, того и слушает» (10, 124).
Третий тип — символ врожденной доброты, не зависящей от социального слоя и социальных условий жизни, — это кузнец Родион и его жена Степанида. Они способны только любить и сочувствовать другим. «Он и Степанида, когда были дома, всегда сидели рядом и по улице всегда ходили рядом <...> и чем старше становились, тем сильнее любили друг друга» (10, 119). Они бедны, изба их самая плохая, на четырнадцать душ у них двое «добытчиков», но они способны слушать богатую Елену Ивановну и сострадать ей. Родион не может видеть слез чужого ребенка. Когда дочка Елены Ивановны заплакала, испугавшись ненависти к ним мужиков, «Родион совсем смутился, лицо у него сильно вспотело. Он вынул из кармана огурец, маленький, кривой, как полумесяц, весь в ржавых крошках, и стал совать его девочке в руки» (10, 124). «Они пошли дальше, а он все шел позади них, желая сказать им что-нибудь ласковое и убедительное» (10, 124).
Таким же символом доброты, нежности является и Елена Ивановна.
Это рассказ-предвидение. Чехов, как психолог, обнажил истинную картину состояния русского общества накануне грядущих в XX веке перемен, и его глубокий гуманизм сообщил особенную, трогательную нежность в изображении тех персонажей — независимо от их социального положения, — которые воплощали добро, такое хрупкое, когда на него надвигается море зла.
Примечания
1. ОР РГБ. Ф. 331. К. 52. Ед. хр. 25. Л. 3 об.
2. ОР РГБ. Ф. 331. К. 59. Ед. хр. 25а. Л. 8—8 об.
3. ОР РГБ. Ф. 331. К. 52. Ед. хр. 25. Л. 4.
4. ОР РГБ. Ф. 331. К. 52. Ед. хр. 25. Л. 12, 13 об.
5. Там же. Л. 14.
6. Боборыкин Петр. Китай-город. Т. 1—2. — СПб. — М.: Изд. Т-ва М.О. Вольф, 1883. — С. 83.
7. Думнова Наталья. Московские меценаты. — М.: Молодая гвардия, 1992. — С. 67.
8. Эти картины хранятся в Государственной Третьяковской галерее.
9. Морозова М.К. Воспоминания // Наше наследие. — М., 1991. — № VI. — С. 96.
10. ОР РГБ. Ф. 331. К. 52. Ед. хр. 25. Л. 12 об.
11. Бурышкин П.А. Москва купеческая. — М.: Высшая школа, 1991. — С. 132.
12. Немирович-Данченко Вл.И. Из прошлого. М.—Л.: Academia, 1936. — С. 118.
13. Вся Москва. Адресная и справочная книга на 1898 год. — М., 1898. — Стб. 629, 632, 755, 798.
14. Бурышкин П.А. Указ. соч. — С. 132.
15. ОР РГБ. Ф. 331. К. 52. Ед. хр. 25. Л. 13—13 об.
16. Вся Москва. Адресная и справочная книга на 1898 год. — М., 1898. — С. 233.
17. ОР РГБ. Ф. 331. К. 52. Ед. хр. 25. Л. 17 об.
18. ОР РГБ. Ф. 331. К. 52. Ед. хр. 25. Л. 17.
19. ОР РГБ. Ф. 331. К. 52. Ед. хр. 25. Л. 9.
20. ОР РГБ. Ф. 331. К. 52. Ед. хр. 25. Л. 1.
21. ОР РГБ. Ф. 331. К. 52. Ед. хр. 25. Л. 9—10.
22. ОР РГБ. Ф. 331. К. 52. Ед. хр. 25. Л. 2.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |