Вернуться к Чеховские чтения в Ялте. 2021. 100 лет со дня основания Дома-музея А.П. Чехова в Ялте

Н.В. Пашко. История Дома-музея А.П. Чехова в Ялте (1898—1904). Быт и строительство Белой дачи

Ялтинский период жизни Антона Павловича Чехова был наполнен важными и определяющими событиями. Волею судьбы они происходили на фоне крымских пейзажей. Именно Ялта станет одним из самых значимых адресов в биографии писателя.

Чехов несколько раз приезжал в Крым, но никогда всерьез не думал о переезде. Все изменилось в 1897 году. «Я хорошо помню этот весенний солнечный день <...>, когда я в первый раз пришла к брату в клинику профессора Остроумова на Девичьем поле» [9, с. 164], — писала сестра писателя Мария Павловна Чехова. Тогда впервые Чехову был установлен диагноз — туберкулез легких. После выписки из клиники Антон Павлович получил от врачей предписание изменить образ жизни и по возможности переселиться в теплые края. Осенью 1898 года писатель приехал в Ялту.

Вскоре Чехов приобрел себе «маленький хутор» на Южном берегу: небольшое, дешевое именьице близ деревушки Кучукой, где, впрочем, он не прожил и одного дня, а позже безуспешно пытался продать. Это имение после смерти Антона Павловича достанется одному из его братьев, и Иван Павлович продаст его в 1917 году [2, с. 204]. «Кроме имения местные доктора настойчиво советуют завести себе маленький домик и в Ялте. Такой домик, чтобы, уезжая, можно было запирать его и брать с собой ключ. Здешний банк дает деньги на дом, и я уже подглядел землю; маленький пуп земли...» [8, П 7, с. 290—291], — писал Антон Павлович сестре. Внезапно семью Чеховых постигло очередное горе: 12 октября 1898 года умер отец Павел Егорович. «Грустная новость, совершенно неожиданная, опечалила и потрясла меня глубоко <...> Мне кажется, что после смерти отца в Мелихове будет уже не то житье, точно с дневником его прекратилось и течение мелиховской жизни...» [8, П 7, с. 295—296], — писал Чехов Марии Павловне в письме от 14 октября. И, действительно, больше в Мелихово их семья и не жила по-настоящему, лишь приезжали туда изредка, пока не продали имение совсем и не переехали на постоянное жительство в Ялту.

Исаак Наумович Альтшуллер, ялтинский знакомый Чехова, вспоминал: «Однажды А.П. таинственно повез нас с доктором Орловым в Верхнюю Аутку, которая тогда еще не была присоединена к городу Ялте, а считалась деревней <...> мы очутились на довольно неприглядном участке, под самым пыльным шоссе, с запущенным виноградником, с двумя-тремя тощими деревьями <...>, он торжественно заявил, что этот самый участок он собирается купить, причем при оценке его рекомендовал обратить особенное внимание на два его достоинства: во-первых, на имеющийся «библейский» колодец и, во-вторых, на чудесный далекий вид на долину речки Учан-Су и кусочек моря. Так как владелец продавал участок из уважения к Чехову необыкновенно дешево, за четыре тысячи, <...> то тут же на общем совещании решено было, что покупать стоит» [7, с. 586—587]. В конце октября 1898 года этот участок был куплен.

27 октября Мария Павловна приехала к Чехову в Ялту. Накануне, 23 октября 1898 года, Антон Павлович поселился в доме Капитолины Михайловны Иловайской. С этим семейством писатель был знаком еще с 1892 года, когда ездил с А.С. Сувориным в Воронежскую губернию в село Хреновое на конный завод, которым и руководил муж К.М. Иловайской. Именно там, в особняке, который имел собственное название — «Омюр» (в переводе с тюркского «жизнь»), брат с сестрой с увлечением провели дни над составлением плана участка, и это окончательно убедило в том, что выбор был сделан правильный.

Над проектом нового дома в Ялте начал работу молодой московский архитектор (он же — учитель рисования в Ялтинской женской гимназии) Лев Николаевич Шаповалов. С ним Чехов познакомился в книжно-табачном магазине «Русская избушка», который принадлежал Исааку Абрамовичу Синани. Антон Павлович предъявил основные требования: дом «должен быть очень скромным, простым, уютным и удобным» [7, с. 470]. Втроем — брат и сестра Чеховы, Л.Н. Шаповалов, — долго обсуждали все вопросы, связанные с проектированием и строительством дома. Мария Павловна приняла самое деятельное и горячее участие в устройстве и возведении будущего дома, и именно ей суждено было сохранить его для будущих поколений. После того, как архитектор осмотрел приобретенный участок, Антон Павлович, как было положено по закону, написал специальное заявление:

«В ЯЛТИНСКУЮ УЕЗДНУЮ ЗЕМСКУЮ УПРАВУ
Врача Антона Павловича Чехова

Заявление

Желая произвести постройку во владении моем, находящемся в Верхней Аутке, согласно представленных плана и чертежей, имею честь покорнейше просить уездную земскую управу разрешить мне таковую.

Антон Чехов.
1 декабря 1898 г.
Ялта, Аутская ул.
д. Иловайской» [7, с. 470].

На этом заявлении архитектор оставил следующую запись: «На основании существующих постановлений принимаю на себя руководство, правильность, ответственность за прочность постройки и устройство подмостей во владении врача А.П. Чехова. Архитектор Л.Н. Шаповалов. 1898 г. 4 декабря» [7, с. 470]. Разрешение от уездной земской управы за № 5698 на постройку дачи было получено спустя три дня.

После отъезда сестры Антон Павлович развернул активную строительную деятельность. К этому времени проект дома, одобренный Чеховыми, уже был составлен. «Копию с фасадов пришлю, Шаповалов уже кончает чертить» [8, П 7, с. 322]. Вот что рассказывал о своей работе сам архитектор в 1948 году племяннику Антона Павловича Сергею Михайловичу Чехову: «...Я, прежде всего, поставил перед собой задачу решить кабинет и спальню так, чтобы они удовлетворяли основному требованию: в них будет жить писатель, больной туберкулезом. Я начал с того, что расположил дом на участке фасадом на юг, в северной стене не стал делать окон <...> в кабинете я наметил сделать очень большое окно. <...> Место для письменного стола писателя я наметил так, чтобы он (А.П.), сидя в кресле перед столом, находился уже в нише, где не могло быть никакого дуновения. <...> Архитектурный образ дома определился окончательно, когда была решена комната Марии Павловны» [1]. В фондах «Крымского литературно-художественного мемориального музея-заповедника» хранится несколько поэтажных планов дома, составленных Шаповаловым.

Вот как описывал дом Чехова в своих воспоминаниях Сергей Яковлевич Елпатьевский, ялтинский знакомый писателя: «И в небольшом кабинете его есть маленький фонарик, совсем маленький, где может поместиться только коротенький диванчик, и когда Чехов говорит, он любит уходить в фонарик и сидеть на маленьком диванчике. А в большом окне кабинета — разноцветные стекла, чтобы мягче был свет, и против фонарика, над камином, Левитан нарисовал маленькую картину — русская смутная, тихая даль со смутно освещенными стогами сена...» [7, с. 573]. Антон Павлович в письмах к сестре подробно сообщает, как продвигается строительство: «Постройка (Буюрнус, в переводе с крымскотатарского «Милости просим» — прим. автора) еще не началась; Шаповалов занят приютом и медлит. <...> Обещает на сих днях составить смету. Северный фасад на плане так же хорош, как южный. <...> Для будущего сада мне уже подарили очень много роз и кипарисов. Дача выйдет порядочная» [8, П 7, с. 327—328].

Время от времени на даче «Омюр» писатель устраивал совещания по вопросам стройки, в котором принимали участие Чехов, Шаповалов, подрядчик Б.О. Кальфа, знакомый писателя И.А. Синани: «...сегодня были на месте, говорили, обсуждали, мерили; решено немедленно приступить к очистке колодезя, к земляным работам и подвозке материала. <...> Кухня будет великолепная, удобства американские, вода, подвал, сушильня, звонки, телефон» [8, П 7, с. 330]. 20 ноября 1898 года Антон Павлович сообщает в письме сестре: «Постройку начали. Груша не уцелеет. Подрядчика моего (главного) зовут так: Бабакай Осипыч Кальфа. Внизу в доме будет три комнаты, плюс кладовая, ватер и подвал» [8, П 7, с. 337].

Пока шло строительство дома, Чехов приходил на участок и контролировал работы: «Милая Маша, посылаю тебе набросок северного фасада. Окон почти нет, стена глухая, потому что север. Круглые окошечки — это запасный бак над ванной и ватерлоо... Вчера я был на участке. Грязь липнет к калошам, турки, лошади, телеги, кучи черного песку — сущий ад, но светило солнце, и вид с участка был необыкновенный. На участке просторно» [8, П 7, с. 350]. Кроме того, отметил: «Забор делаем каменный; вообще всё делаем так, чтобы потом сто лет не понадобилось ремонта» [8, П 7, с. 354].

Наступление 1899 года было ознаменовано началом переговоров с издателем «Нивы» Адольфом Федоровичем Марксом. Переговоры с издателем от имени Чехова вел его знакомый, писатель Петр Алексеевич Сергеенко. 26 января 1899 года в Санкт-Петербурге в конторе нотариуса Андреева был подписан договор на издание полного собрания сочинений Антона Павловича за 75 тысяч рублей. Все будущие произведения Чехова шли за 250 р. за лист, с прибавкой по 200 р. через каждые 5 лет. И только доход с пьес принадлежал писателю. Как резюмировала Мария Павловна: «Так или иначе, полученные по договору деньги помогли Антону Павловичу расплатиться с долгами и закончить постройку ялтинской дачи» [9, с. 196].

В 1899 году строительство дома активно продолжалось, этому препятствовала лишь переменчивая ялтинская погода. «Ялтинская дача обойдется не дороже 10 тыс. (но обошлась в 20 тыс. — прим. автора), но увы, увы! вчера архитектор объявил, что готова она будет только в августе. К лету будет готова только кухня с тремя комнатками, в которых можно будет жить» [8, П 8, с. 108], — с горечью отметил Антон Павлович в письме к сестре. Впрочем, в более раннем письме он сообщил: «Сегодня утром валит пушистый снег, но здесь уже весна все-таки, и я начинаю в Аутке посадку деревьев» [8, П 8, с. 88]. Так и зарождался чеховский сад «вечной весны» в Ялте.

Чехов внимательно подбирал ассортимент растений, использовал для этого многие справочные издания, особенно книгу «Флора садоводства» П.П. Золотарева, многочисленные каталоги, прейскуранты, проспекты. Установив связи с разными садоводствами, он получил саженцы, семена и луковицы декоративных, плодовых деревьев и кустарников, многолетников, оранжерейных и комнатных растений. «Русские и латинские названия тех растений, которые Антон Павлович сажал в саду, он записывал в особую тетрадочку, а на саженцы прикреплял специальные цинковые пластинки-ярлычки с теми же названиями» [9, с. 202], — отмечала Мария Павловна.

Создавался сад в течение всего периода жизни Чехова в Ялте. Помогал писателю следить за садом с ноября 1899 года Арсений Ефимович Щербаков. Раннее он служил в Никитском ботаническом саду, и его работа вызывала безоговорочное доверие Чехова. Тогда же Антон Павлович резюмировал: «Моя ялтинская дача вышла очень удобной. Уютно, тепло и вид хороший. Сад будет необыкновенный. Сажаю я сам, собственноручно. Одних роз посадил сто — и всё самые благородные, самые культурные сорта, 50 пирамидальных акаций, много камелий, лилий, тубероз и проч. и проч.» [8, П 8, с. 309]. Но не только с практической точки зрения Чехов создавал свой сад, но вдумчиво, внимательно работал над его художественным замыслом, как и над каждым из своих произведений. Антон Павлович был поглощен идеей создания сада, который будет всю жизнь напоминать о дальних землях и странах, недоступных из-за болезни [4, с. 7]. Со временем увлечение садом стало все более захватывающим, и ассортимент заказов вышел далеко за рамки первоначального замысла [4, с. 9]. Растениям из чеховского списка была присуща не только высокая декоративность: нельзя не забывать об их редких и полезных свойствах. В одном из писем к сестре Чехов отмечал: «Погоди, через 2—3 года ты увидишь, что я посадил именно то, что нужно. Думаю, что это так, ибо я прежде, чем сажать, размышлял очень долго» [8, П 10, с. 110].

10 апреля 1899 года Антон Павлович уехал в Москву, вернулся в Ялту только в середине лета, а 29 августа в письме к сестре сообщил: «Я живу во флигеле, устроился уютно» [8, П 8, с. 253]. А 9 сентября 1899 года Мария Павловна, Евгения Яковлевна и кухарка Марьюшка, жившая у них тогда на покое, въехали в новый дом. Так начался ялтинский период жизни чеховской семьи. Еще в начале 1899 года Мария Павловна спрашивала брата: «Не назвать ли тебе ялтинскую дачу «Чайкой?» [10, с. 96]. Но в письме к А.И. Урусову от 16 октября 1899 года Чехов напишет: «Воздвигнут дом в 2¼ этажа, белый дом, который извозчики и татары называют «Белой дачей» [8, П 8, с. 286]. Под этим названием ялтинский дом писателя известен во всем мире и до сих пор.

Мария Павловна, как и прежде, помогала Антону Павловичу обосноваться на новом месте, обзавестись хозяйством, установить новый распорядок жизни. Кроме того, в ноябре 1900 года у московского нотариуса В.А. Тимашева-Беринга Антон Павлович оформил доверенность на ее имя управлять всей его собственностью. Текст доверенности был дозволен цензурою 29 мая 1894 года и набран в московской скоропечатне П.В. Клеопина в доме Фальц-Фейн. Под текстом приписка: «Доверенность эта принадлежит сестре моей Домашней Учительнице Марии Павловне Чеховой». И подпись: «Антон Павлович Чехов» [6]. В дальнейшем сестра писателя не раз пользовалась этим документом.

Вопреки предписаниям врачей, Антон Павлович и в Ялте продолжал вести активную общественную жизнь. Он развернул в Ялте широкую деятельность по сбору пожертвований в пользу голодающих Самарской и Казанской губерний; стал членом попечительского совета Ялтинской женской гимназии, земских училищ в Аутке и Гурзуфе; А.П. Чехов занялся организацией в городе общедоступного санатория для туберкулезных больных («Яузлар»); помогал с ремонтом и строительством школы в Мухалатке. Кроме того, писатель часто выполнял многочисленные просьбы разного характера. Уже после смерти Антона Павловича одно его имя продолжало творить добро [5].

В день своего рождения в 1900 году Чехов получил сообщение об избрании его в почетные академики Российской Академии наук по разряду изящной словесности. Избрание стало приятным событием для Антона Павловича, впрочем, слишком серьезно он к нему не относился: «Вчера у нас был важный человек <...> дядя Марфуши (кухарка Беленовская М.Д. — прим. автора) <...> Он по крайней мере раз сто назвал меня вашим превосходительством, так как бабушка его предупредила, что я теперь «енерал», т. е. академик» [8, П 9, с. 62]. В этом статусе он пробудет чуть более двух лет. Однако, в знак протеста против творящегося в Академии произвола (академика Максима Горького лишили этого звания из-за его «политической неблагонадежности»), он вместе с В.Г. Короленко выйдет из состава академиков в 1902 году.

Январь 1900 года стал временем еще одного важного события в жизни Антона Павловича: он приобрел небольшой домик в четыре комнаты на берегу моря в Гурзуфе. «Я бесконечно рада, что ты купил берег моря, — писала брату Мария Павловна. — Мое удовольствие по этому поводу разделяет Книппер» [10, с. 144]. И так получилось, что хозяйкой этой дачи в дальнейшем стала именно Ольга Леонардовна. 1900 год стал знаменательным и для культурной жизни Ялты в целом: весной в город приехал на гастроли Московский Художественный театр. «У Антона Павловича подъем был необычайный. Он был веселым, довольным, остроумным. Почти все артисты театра с утра до вечера находились на нашей даче. В это же время в Ялту приехала целая группа известных писателей» [10, с. 155—156], — вспоминала Мария Павловна Чехова. Тогда же писателю преподнесли три пальмовые ветви, перевязанные красной муаровой лентой с надписью: «Антону Павловичу Чехову, глубокому истолкователю русской действительности, 23 апреля 1900 г.». Этот подарок найдет свое место на стене в столовой (гостиной) Белой дачи. Свои последующие пьесы Чехов писал специально для актеров Художественного театра. Ялтинский период жизни Чехова в творческом плане исследователи считают менее плодотворным, чем предыдущие, тем не менее, тут он создал наиболее значимые свои произведения. Это рассказы «По делам службы», «Случай из практики», «Душечка», «Новая дача» (написаны во время проживания на даче «Омюр»), «Архиерей», «Невеста», «На святках», «Дама с собачкой», повесть «В овраге», пьесы «Три сестры» и «Вишневый сад».

Кроме того, выполняя свои обязательства по договору с Адольфом Марксом, Антон Павлович готовил к изданию первое полное собрание сочинений. «Я целый день занят, вздохнуть некогда. Чувствую себя свободным только утром, когда встаю и пью кофе, от 7 до 9, а потом начинается толчея, приходит почта, звонит телефон и проч. и проч...» [8, П 8, с. 134].

Именно на фоне ялтинских пейзажей развивалась история любви Антона Павловича и Ольги Леонардовны Книппер. Впервые встретились они 9 (21) сентября 1898 года на репетиции «Чайки». В апреле 1900 вместе с театром актриса приезжала в Крым и гостила в только что построенном доме писателя: ей была отведена самая солнечная комната для гостей с окнами в сад. 25 мая 1901 года Чехов и Книппер обвенчались в Москве, а 8 июля вместе вернулись в Ялту. Но осенью актрисе нужно было возвращаться в Москву: работа в театре возобновлялась. «Так и потекла жизнь — урывками, с учащенной перепиской в периоды разлуки» [3, с. 59]. «Жизнь внутренняя за эти шесть лет, — вспоминала Ольга Леонардовна, — прошла до чрезвычайности полно, насыщенно, интересно и сложно, так что внешняя неустроенность и неудобства теряли свою остроту...» [3, с. 46]. Уже после своей женитьбы 3 августа 1901 года Антон Павлович написал своей сестре Марии письмо, так называемое завещательное распоряжение. Ввиду отсутствия юридически оформленного завещания именно это письмо будет отражать последнюю волю писателя. Чехов оставил его на хранение Ольге Леонардовне, и она показала его всем членам семьи уже после смерти писателя.

На благо здоровью писателя, его бодрому расположению духа шел не только целебный ялтинский воздух, но и поддержка близких ему людей. Радушие чеховской семьи испытали многие. «Много народа перебывало у нас в Ялте при жизни Антона Павловича — писатели, артисты, художники, музыканты, общественные деятели, академики» [9, с. 231], — отмечала Мария Павловна. В списке гостей Белой дачи неизменно встречаются такие имена: И.А. Бунин, А.И. Куприн, М. Горький, В.А. Гиляровский, Д.Н. Мамин-Сибиряк, К.С. Станиславский, В.И. Немирович-Данченко, А.Л. Вишневский, И.И. Левитан, В.М. Васнецов, С.В. Рахманинов, Ф.И. Шаляпин и мн. др. Среди ялтинских знакомых Чехова были такие яркие люди, как Л.В. Средин, И.Н. Альтшуллер, С.Я. Елпатьевский, М.К. Первухин, В.К. Харкеевич, Ф.К. Татаринова, А. Назимова и, конечно, многочисленные поклонницы писателя, которых здесь, в Ялте, называли «антоновками». Многие из этих людей оставили свои воспоминания о посещении Белой дачи и о жизни Антона Павловича в его ялтинском доме.

Мария Павловна, приехав в Ялту в мае 1904 года на все лето, сообщала брату последние новости из дома: «У нас, как нарочно, когда тебя нет, стоит все время великолепная погода, тепло, не пыльно и с каждым днем растительность все пышнее и пышнее. <...> Сегодня приходили два студента и курсистка и просили позволения осмотреть сад и дом твой. Сад я показала и наделила их розами, но в дом не пустила. Они с благоговением ходили по дорожкам, и курсистка целовала розы. Было странно и мило» [10, с. 228]. Так в ялтинском доме Антона Павловича Чехова появились первые посетители...

Список использованных источников

1. Бусловская, Л.А. «...ни деревца, ни кустика...» М.П. Чехова / Режим доступа: http://yalta-museum.ru/ru/publish/ni-dereva-ni-kustika-mp-chehova.html

2. Головачева, А.Г. Чеховский Кучук-Кой. История одного имения. — М.: Гелиос АРВ, 2019. — 224 с.

3. Книппер-Чехова, О.Л. Воспоминания и статьи (часть первая). Переписка с А.П. Чеховым (1902—1904). — М.: Искусство, 1972. — 448 с.

4. Необыкновенный сад А.П. Чехова: альбом-каталог. Т. 1 / редкол.: Ю.Г. Долгополова, О.О. Пернацкая, Л.А. Титоренко; рук. проекта А.А. Титоренко. — Белгород: Константа; Ялта, 2018. — 120 с.

5. Ничипорук, Н.Г. Благотворительная, попечительская и общественная деятельность А.П. и М.П. Чеховых / Режим доступа: http://yalta-museum.ru/ru/publish/blagotvoritelnaja-popechitelnaja-i-obschestvennaja-dejatelnost-ap-i-mp-chehovyh-n-g-nichiporuk.html

6. Скобелев, Ю.Н. Музейное собрание «Белой дачи» в Ялте // Чеховские чтения в Ялте. Белая дача: первое столетие: сб. науч. тр. — Симферополь: Доля, 2007. — Вып. 11. — С. 309—335.

7. Чехов А.П. в воспоминаниях современников. — М.: Изд-во художественной литературы, 1960. — 836 с.

8. Чехов, А.П. Полное собрание сочинений и писем в 30 томах. — М.: Наука, 1974—1982.

9. Чехова, М.П. Из далекого прошлого. — М.: Изд-во художественной литры, 1960. — 270 с.

10. Чехова, М.П. Письма к брату А.П. Чехову. — М.: Изд-во художественной лит-ры, 1954. — 236 с.