Мы остановимся на нескольких самых первых страницах истории Дома-музея А.П. Чехова в Ялте, связанных с именем Евгения Эмильевича Лейтнеккера. Сегодня оно знакомо очень немногим и почти не встречается ни в музейных, ни в научных сборниках, ни в статьях, посвящённых истории чеховских музеев, чеховских архивов [5, с. 6].
Его имя из забвения было вызвано публикацией переданных наследниками Михаила Павловича Чехова в Дом-музей А.П. Чехова в Ялте записей воспоминаний Марии Павловны, сделанных Сергеем Михайловичем Чеховым в 1947—1948 годах с ее слов, Марии Павловне в это время исполнилось 84 года или 85 лет. В этих же папках находились и воспоминания самого Сергея Михайловича (1901—1973) — сын Михаила Павловича и Ольги Германовны Чеховых, художник. В высказываниях Марии Павловны Чеховой, записанных С.М. Чеховым, Лейтнеккер предстаёт совершенным злодеем:
«Мария Павловна по настоящий момент говорит:
— Самой подлейшей личностью в моей жизни был Лейтнеккер. Я никогда ничего не ненавидела, но об этом человеке не могу вспоминать без содрогания. Семье Чеховых Лейтнеккер причинил неисчислимые несчастья. — Это её подлинные слова» [12, с. 238].
Неточности и негативная информация из «Предисловия», написанного Г.А. Шалюгиным, перешли в его дальнейшие публикации [15, с. 16]. Папки с «Воспоминаниями Марии Павловны Чеховой» в записи С.М. Чехова есть в Мелиховском и в Ялтинском музеях.
И они требуют очень осторожного отношения к себе, сличения фактов и тщательного комментирования. Несправедливые оценки деятельности Лейтнеккера повторены и в «Предисловии» [14] к публикации: Лейтнеккеру «суждено сыграть известную роль в определении судеб чеховских реликвий» [12, с. 234], «завязалась тяжба между Румянцевским музеем, который, по идее, должен был аккумулировать все чеховские мемории, и параллельным Музеем имени А.П. Чехова, возникшим благодаря бурной деятельности Е.Э. Лейтнеккера» [14, с. 235], «...несчастный, нервный до истеричности» Лейтнеккер, по словам Михаила Павловича, вовлеченного в суету вокруг чеховского наследия, «часто затевает неисполнимое» [12, с. 235]. Можно только догадываться, чего стоила Лейтнеккеру история с пропавшими письмами Чехова к Лике Мизиновой из переданного Марией Павловной чемодана с подлинниками писем писателя к разным лицам. Писем к Лике в доставленном Михаилом Павловичем чемодане не оказалось. Как скупо и сдержанно пишет Нина Ильинична Гитович об этой истории: «Были огромные волнения и неприятности. И только через 20 с лишним лет выяснилась судьба пропавших тогда писем <...> в архиве Михаила Павловича и «нашлись» пропавшие тогда письма Чехова к Лике. Передавая чемодан в Музей, Михаил Павлович предварительно извлёк оттуда письма к Мизиновой и оставил их у себя, зная, какие неприятности были у Музея» [1, с. 79].
Правду о Лейтнеккере и о чеховской семье, основываясь на знании всех документов и архивов, первой написала в 2004 году Алевтина Павловна Кузичева в книге «Чеховы: биография семьи». Ирина Евгеньевна Гитович рассказывала, что Алевтина Павловна Кузичева во время работы над этой книгой звонила ей и говорила о том, что потрясена несправедливым отношением Чеховых к Лейтнеккеру, что глубоко уважает и ценит Евгения Эмильевича, что непременно в новой книге напишет о нем и постарается вернуть ему доброе имя. Этому посвящена и наша статья [2].
В архиве Н.И. Гитович была папка со всеми с материалами, бережно собранными и выписанными из архива от руки Ниной Ильиничной о Лейтнеккере, фотографиями, документами, свидетельствующими о честной, беспорочной службе и преданности чеховскому делу Е.Э. Лейтнеккера, ее мужа. Почему она осталась неопубликованной? Из чувства деликатности и надежды, что всему свое время?.. Не выступила в защиту отца и И.Е. Гитович — «как я могу? Ведь он мой отец! Любое слово будет понято неправильно».
Лейтнеккер стал научным сотрудником в Ялтинском краеведческом музее (1912—1913), затем заведовал музеем (1913—1917), был секретарём Совета и Правления Таврического филиала Киевского университета — Крымского университета (1917—1918), заведовал Ялтинской библиотекой (затем ставшей Центральной библиотекой Южного берега Крыма) (1918—1921), был организатором и Председателем Ялтинского библиотечного общества (1919—1920). [3, с. 320, 400, 403—406], общался с такими известными людьми, как писатель, общественный деятель Сергей Яковлевич Елпатьевский (1854—1933) и, Владимир Николаевич Ладыженский (1859—1932) — прозаик, поэт, общественный деятель. Е.Э. Лейтнеккер имел прямое отношение к истории и делу сохранения ялтинского музея, который недавно отметил свой столетний юбилей. Из-за болезни Лейтнеккеру пришлось переехать и искать работу в Крыму. Он был очень деятельным, и когда в 1918—1920 годах в Ялте действовало «самое активное и авторитетное» Литературное общество имени Чехова, Лейтнеккер был, как записано в архиве Н.И. Гитович, «организатором и заместителем Председателя Ялтинского литературного общества имени А.П. Чехова с 1917 по 1921 год». Общество, действительно, организовано было в 1917 году в ноябре, активно стало работать в 1918 году [4]. 31 июля был выбран единогласно Елпатьевский, количество членов выросло с 75 до 150 к концу года. Лейтнеккер был членом правления Общества. 29 января 1919 года Литературное общество имени Чехова организовало в театре вечер в пользу Фонда помощи литераторам и ученым. Члены правления — Елпатьевский, Ладыженский, Лейтнеккер выступают в газетах с обращениями, устраивают вечера, лекции [4, с. 112], сбор от которых идет в пользу Общества. Каким диссонансом звучит фраза в воспоминаниях С.М. Чехова, что Лейтнеккер «крутился в это время около писателей» [12, с. 238]. На вечере «Из творений Козьмы Пруткова» 21 марта 1919 году хозяйкой вечера была Мария Павловна, распорядителем — Е.Э. Лейтнеккер. Общество не прекращало деятельность ни в 1919, ни в 1920 году. В 1920 году при Литературном обществе был создан Комитет по охране дачи Чехова, а Евгений Эмильевич, как и члены Общества, часто бывали в доме писателя, были дружны с Марией Павловной. Узнав в Москве о нападении на чеховскую дачу, Лейтнеккер обращается во все инстанции, вместе с Сергеем Агаповичем Детиновым посылает телеграмму в Ялтинский ревком о защите Чеховского Дома. Сергей Агапович Детинов (1890—?) один из ведущих работников Главмузея — управляющий делами Главмузея в 1920-е годы. Именно он помогал искать и выбивать помещение под чеховский музей, способствовал вызову-выезду Михаила Павловича в Москву, содействовал передаче Чеховского архива из Гохрана в музей, помогал выбивать деньги на ремонт ялтинского Дома после землетрясения, пытался восстановить добрые отношения между Чеховыми и Лейтнеккером. Уже из Москвы 22 февраля 1922 года Лейтнеккер пишет М.П. Чеховой: «...я позволяю высказать необязательное ни для кого, скромное мнение человека, всей душой любящего Чеховскую дачу и преданного ее делу... Следовало бы возродить Ялт<инское> Литературное О<бщест>во имени А<нтона> П<авловича> (оно только временно замерло), и в нем найти людей, которые составят и создадут стойкую защиту дачи от всех напастей. Люди найдутся, в этом я уверен, их только надо найти и приласкать, им надо доверить то дело, которое связано с нами, пока мы живы, но должно пребыть в столетиях, когда нас не будет. Конечно, эти люди должны быть джентельменами, корректными и чуткими, они должны быть родственными по духу самому А<нтону> П<авловичу>» [8].
З.Г. Левицкая указывает, что «деятельность Литературного общества имени А.П. Чехова прекратилась в конце 1920 года», потому что «новой власти» не нужны были такие общественные организации, как Ялтинское Литературное общество имени А.П. Чехова с его свободой общения, традициями старой культуры и благотворительности» [4, с. 116]. Как следует из письма С.А. Детинова 12 сентября 1923 года к М.П. Чеховой, благодаря хлопотам Лейтнеккера «Народный Комиссариат Внутренних Дел разрешил легальную деятельность Общества А.П. Чехова и его эпохи в Крыму, в частности, в Ялте. Следовательно, Ялтинскому Дому-Музею в его настоящем тяжёлом материальном положении может прийти на помощь крымская местная общественность. И для этого следовало бы организовать Ялтинское Отделение Общества, что и наметил в своё время и теперь выполнил бы с большой охотой Московский Музей. Кроме того, Е.Э. Лейтнеккер предполагает, в случае Вашего согласия, поднять вопрос об издании специального Чеховского Сборника под Вашей редакцией, сбор с которого пошёл бы в пользу Фонда Ялтинского Дома-Музея. Вообще московский Музей всегда и постоянно выдвигал и намечал возможные меры улучшения материального положения Чеховского Музея в Ялте. Но все эти проекты не могли быть выполнены в виду того, что устав Чеховского Общества до сих пор не был легализован. У деятелей Московского Музея имеется самое чуткое и внимательное отношение к Ялтинскому Музею. И в этом нельзя сомневаться» [7]. Самый убедительный материал, свидетельствующий о заботе в деле сохранения Ялтинского Дома-музея, — письма Лейтнеккера. В нем упоминаются В.Н. Цингер и Е.А. Литкенс. Цингер (1875—1962) — актриса МХТ, ученица В.И. Немировича-Данченко, училась в Филармоническом училище, входила в труппу МХТ с момента его основания. Евграф Александрович Литкенс (1888—1922) — заместитель наркома просвещения А.В. Луначарского.
1/IV 922
«Дорогая Мария Павловна, с Вер<ой> Ник<олаевной> Цингер послал 2.324.450 руб<лей>, с замест<ителем> Луначарского Литкенсом было послано 5.101.776 руб<лей>. Расписок в получении этих денег я не получил. Пожалуйста, вышлите их. Сейчас могу послать только 3 736 350 р<ублей>, все, что получил третьего дня. Это, говорят, за первую половину февраля. К счастью, деньги не залеживаются, т. к. все время есть оказии и тотчас же по получении пересылаю их Вам. Вчера было Общ<ее> Собр<ание> Общества имени А.П. Чехова, в котором присутствовал завед<ующий> Науч<ным> учрежд<ением> Наркомпросса проф<ессор> И.И. Гливенко (1868—1931), историк литературы, переводчик.
Он избран членом Совета о<бщест>ва и, т. к. ему подчинен Музейный отдел (бывш<ий> Главмузей), то он обещал всемерно идти навстречу нужд Чеховского музея и Ялтинской дачи. О положении последней я сделал доклад. Гливенко сказал, что в список лиц, получающих академические пайки в Крыму (писатели и др., составленный Максимилианом Волошиным), Вас отчего-то не внесли, и это будет сделано сегодня же (я только что был у него и напомнил). Это очень важно, т. к. вагон с акад<емическими> пайками пойдет непосредственно в Крым и таким образом Вы сможете получить паек из первоисточника. Так говорит Гливенко. Далее — я просил Ив<ана> Ив<ановича> дать телеграмму в Крымнаркомпрос о принятии особенных мер охраны, в виду бывших на Чех<овскую> дачу нападений. Кроме того — просил послать Вам денег из Центра (минуя Крымнаркомпросс) на перекопку сада, мелкий ремонт и пр<очее> Гливенко спрашивал (в общем Собрании) в чьем ведении находится дача: Наркомпроса или Наркомздрава? Общее Собрание О<бщест>ва, заслушав сообщение о состоянии дачи, постановило просить Вас сделать обстоятельный деловой доклад (в письменной форме) о ближайших нуждах и неизбежных расходах; эти данные будут сообщены в Главнауку — Ив<ану> Ив<ановичу> Гливенко и далее будут приняты необходимые меры. Если можно, не откладывайте этого сообщения. Вместе с тем прошу Вас прислать новую доверенность на получение за Вас жалования, а то прошлогодняя окажется недействительной. Нужно также прислать отчет в израсходовании Вами аванса — 675 тыс<яч> руб<лей>, взятых Вами в Главмузее 8/VIII.921 г<ода>. Образец ведомости я послал Вам с Литкенсом. Поспешите, пожалуйста, а то станут задерживать выдачи» [9].
29/VIII 922 (Дата письма выводится по упоминанию именин М.П. Чеховой).
«Дорогая Мария Павловна, только вчера — в день Вашего ангела узнал, что 15 авгу<ста> по стар<ому> стилю — Вы именинница. Открыла эту тайну надпись А<нтона> П<авловича> на «Хмурых людях» (сборник рассказов А.П. Чехова «Хмурые люди»): «Мар<ии> Павл<овне> Чеховой в ангела 15 авг<уста> 1891 г. от автора. А. Чехов».
Впервые поздравляю Вас с днем ангела и шлю лучшие пожелания: здоровья, бодрости, счастья и внутр<енней> духовной силы.
<...> так как к Вам едет Гливенко, Иван Иванович — завед<едующий> Главнаукой и председатель нашего Комитета, посылаю с ним вести о музее и себе... <...> получены ли Вами высланное с Хапаловым [Хапалов Яков Неофитович — сотрудник санатория им. Л.Н. Толстого в Гаспре], жалованье за май в размере 31 650 000 руб<лей>. Жду расписку в получении этих денег. Не знаю также, как Вы относитесь к состоявшемуся решению выдавать Вам и всему персоналу вознагражденье по службе в Ялт<инском> доме-Музее непосредственно из центра. В последнем случае, как уже писал, Вы будете получать жалованье одновременно с Московскими музейными работниками и в том же объеме. Мало того, в целях периодического снабжения Вас средствами по смете для производства ремонта, содержания дачи и пр<очего>, решено Ваш дом-Музей административно-финансово-хозяйственном отношеньи присоединить к Моск<овскому> Музею имени А.П. Чехова. Таким образом Ялт<инский> дом-Музей будет филиалом Моск<овского> Музея и денежные выдачи на текущие расходы по нему будут производиться из центра. Менять конструкцию Ялт<инского> дома-Музея никто не будет, все остается на своем месте и Вы сохраняете должность завед<ующей> Музеем, но все дела и вся переписка с центром (за исключеньем соглашений местных и краевых Крымских) Ялт<инский> дом-музей будет вести через Моск<овский> Музей имени А.П. Чехова Такой порядок сулит некоторые средства из кассы Главнауки, откуда, тот же Музей, числясь в Крымохризе [После установления Советской власти в Крыму в ноябре 1920 г. при отделе народного образования Крымревкома была образована секция по охране памятников старины и искусства (Крымохрис)]. В ноябре 1921 г. Крымохрис был выделен в самостоятельный отдел при Крымнаркомпросе. После установления Советской власти в Крыму в ноябре 1920 г. при отделе народного образования Крымревкома была образована секция по охране памятников старины и искусства (Крымохрис). В ноябре 1921 г. Крымохрис был выделен в самостоятельный отдел при Крымнаркомпросе, не мог бы получать непосредственно ни одной копейки. А деньги, попадая в Крымохриз, не доходят по назначенью. Кроме того, этот порядок даст возможность Ялт<инскому> дому-Музею претендовать на некоторую помощь из средств, которые будут поступать в Моск<овский> Музей из общественных источников.
Это единственный выход из хронического безденежья, в котором находится Ялт<инский> дом-Музей.
Поздравляю Вас с увеличением штата — Гливенко согласился прибавить Вам 1 сотрудника. Таким образом, повремените расставаться с Полинькой [Пелагеей Павловной Диевой, технической сотрудницей Ялтинского Дома-музея, которую можно считать уборщицей], Абдула [Абдул Таниев — сторож и садовник Ялтинского Дома-музея] следовало бы считать, как я и писал Вам, на пайке Сельсоюза и только, а на 3-е место научн<ого> сотрудника — 13 разр<яда> предоставить толковому лицу, которое бы приступило к составлению инвентаря дома-Музея (описи до сих пор нет и она крайне нужна Моск<овскому> Музею, чтобы ориентироваться, что по Чехову и где находится, к составлению путеводителя — Справочника (описания дома-Музея), который можно будет отпечатать и пр. [Лейтнеккер впервые поставил вопрос в 1922 году о необходимости составления каталога Дома-музея Чехова. Неоднократно будет напоминать об этом. Каталог появится в 1937 году] [13]. Кроме этого сотрудник облегчил бы Вам труд по приему экскурсантов и пр. Надо иметь в виду, что с будущего года экскурсионная волна значительно увеличится. С Абдула довольно и одного жалованья и продпайка Сельсоюза <...> С Ив<аном> Ив<ановичем> посылаю в Ялту от нашего Комитета уйму бумаг: 1) в исполком Вашего округа — о ремонте Ялт<инского> дома-Музея, 2) в Ялт<инский> горкомхоз о том же, 3) в газету «Красная Ялта» — благодарность Ялт<инской> администрации и Ялт<инскому> Сельсоюзу (первой за предполагаемый ремонт, второй — за Абдулу), 4) благодарность Хотяинцевой, [художница, приятельница М.П. Чеховой (1865—1942)] — за пожертвование 2-х карикатур, 5) завед<ующему> санаторией «Гаспра» Гильденбальку о выдаче пайка Вам, 6) благодарности всем жертвователям <...> В бумагах, адресованных в Окрисполком и горкомхоз, нарочито подчеркнуто состоянье бака, о котором Вы писали. Посылается особая бумага с благодарностью Сельсоюзу. Пожалуйста, не унывайте. Я уверен, что и Моск<овский> Музей, и Ялт<инский> дом-Музей — ждет лучшая участь. Об этом шире. Теперь коснусь еще приезда в Ялту Ив<ана> Ив<ановича> Гливенко. Необходимо должным образом использовать его. Пожалуйста, составьте смету расходов по ремонту (крыши, бака, устройство защитных ставень и пр.), исчислив ее в сумме 400—500 мил<лионов> руб<лей>, и «просите» Ив<ана> Ив<ановича> <...> об удовлетворении этих неотложных нужд Ялт<инского> дома-Музея. Мне кажется, что Гливенко согласится с этой сметой. «Просить» приходится настойчиво, до тошноты. Берите от него максимальную сумму; он любит торговаться, любит, чтобы его «просили»..., но для Вас, уверен, он сделает возможное.
Сейчас — я постараюсь повидаться с Ив<аном> Ив<ановичем> и поговорить с ним о ремонте бака, но не уверен в успехе. Главнаука с Волхонки переехала на Сретенский бульвар и еще не устроилась на новом месте, а потому большая суматоха. К тому же Ив<ан> Ив<анович> перед отъездом завален, кажется, делами. О ремонте бака мы написали и в Окрисполком, и в Горкомхоз, написали тонко (благодарим, дескать за ремонт, но бак — не сегодня-завтра начнет протекать) и м<ожет> б<ыть> эти «письмена» возымеют свое действие и власти приступят к ремонту».
P.S. <...> В субботу было заседание о сокращении штатов провинциальных музеев на 500 чел<овек>. Зав<едующий> Муз<ейным> Отделом говорил, что некоторые провинц<иальные> Музеи придется закрыть или резко сократить. Если будете видеться с И.И. Гливенко, побеседуйте о судьбе Ялт<инского> дома-Музея; надо взять с него слово, чтобы Вашу дачу не сокращали, а оставили Вам; как установлено с 1 июля, 3 человека, присоединил их к центру. Ялт<инский> Музей целесообразно присоединить к центру. Иначе Вас переведут на содержание Горкомхоза и дело заскрипит. Отсюда Вы аккуратно, если весь этот вопрос оформить, будете получать жалование на 3 человек. Относить Ялт<инский> Чех<овский> Музей к музеям местного значения — было бы неправильно. Это музей Общероссийский, а не местный» [9].
Копия такого документа сохранилась в архиве Лейтнеккера за номером 107 от 29 августа 1922 года: «Заслушав доклад Заведующего Музеем имени А.П. Чехова в Москве Е.Э. Лейтнеккера о состоявшемся административно-техническом осмотре Дома-Музея имени А.П. Чехова в Ялте <...> а также о постановлении Ялт<инского> Отд<ела> Ком<мунального>.
18/XI 922
«Что касается денег, то 120 мил<лионов> руб<лей> (т. е. 12 000 — теперь все ведомости и расписки надо составлять в дензнаках 1921 г<ода>) Вы, наверно, получили. Посланы они были, как Вы и пишете в посл<еднем> письме, закрытым пакетом с объявленной ценностью. [С 1 января 1922 года были выпущены государственные денежные знаки РСФСР образца 1922 года, они обменивались на новые денежные знаки в соотношении 10 000:1].
Жду расписок на сумму, приведенную в моей бумаге на Ваше имя, т. к. из 123 с чем-то миллионов — 3 с чем-то пошло на пересылку. В ближ<айшие> дни Вам будет послано 250 мил<лионов>, т. к. 50 мил<лионов> (5000 р<ублей>) Вы получили от Ив<ана> Ив<ановича>. Таким образом, расписка Вами будет выслана на все 30 000 (т. е. 300 мил<лионов>), а мы вышлем Вам 25 000 р<ублей>, отдав Ив<ану> Ив<ановичу> долг — в 5000 р<ублей> Эти деньги предназначаются только на ремонт и, пожалуйста, израсходуйте их в полном объеме, произведя все необходимые работы, предварительно переговорив с Шаповаловым [архитектор (1871—1954). Автор более 50 зданий в Крыму, среди которых Белая дача в Ялте. С 1913 года городской архитектор Ялты], нельзя ли принять меры против оползня и увеличения трещины в спальне А<нтона> П<авловича>. Сумма большая и Ив<ан> Ив<анович> о ней будет долго помнить. Когда встретился с ним в первый раз после приезда, он хотел ограничиться высылкой Вам 100 мил<лионов>, получив долг в 50 м<иллионов>, полагая, что и этого хватит. Я взмолился и указал на Ваше письмо как на свидетельство того, что Вы ждете обещанного и пр. Напор деловитости, после этого, уступил место желанию исполнить обещанье. После некоторого раздумья он вновь согласился на 300 мил<лионов>. Ив<ана> Ив<ановича> снедает забота о том, чтобы хватило денег всем: ртов много, а хлеба нет.
Вот почему он такой вирулентный в денежных делах.
Деньги не посланы до сих пор, т. к. еще не получены. Будут на этих днях. Помните, Мар<ия> Павл<овна>, что эта сумма выписана на имя сотрудницы Моск<овского> Музея Анны Дмитриевны Мусатовой [сотрудница Московского чеховского музея, бывшая студентка Пречистенского педагогического института, готовившая чеховскую выставку в этом институте работавшая по изучению Чехова под руководством Пиксанова (сведения по письмам Лейтнеккера), которая ответственна за полученное и обязана сдать отчет со всеми документами]. Все данные, необх<одимые> для отчета не задерживайте, пожалуйста, а то нам для Моск<овского> Музея не дадут денег.
Приписка Лейтнеккера на полях этого письма: «Об этих 300 мил<лионах>, не преувеличивая, 10—15 дней ходить с Пречист<инки>
на Сретенский и сидеть там в приемных, хуже кары Господней...» [10].
На счетах по покупке материалов должны быть гербовые марки (выпуска этого года, а не старые — царские), а на всех оправд<ательных> документах должны быть следующие данные:
Отчет (или расписка)
Ялтинскому Дому-Музею имени А.П. Чехова
... дня 1922 года
За .... (подробное описание исполненной работы или сделанной закупки)
— рублей
— рублей
Всего: — рублей
Прописью сумма (в дензнаках 1921 г<ода> только, т. е. без 4-х нулей)
Подпись
Печать музея.
<...>
P.S. (1)
<...> На днях вышлю Вам 60 с лишн<им> мил<лионов> — лич<но> Вам за окт<ябрь>. Остальные по Москве будут получать только с ноября, так мне обещали. Письма — не получал. Целую руку. Искр<енне> Ваш Е. Лейтнеккер.
P.S. (2)
<...> Еще раз повторяю свою просьбу! Пишите воспоминанья, пишите, Мар<ия> Павл<овна>, подробнее. Мы все ждем Вашего труда о Чехове и, надеюсь, он может увидеть свет через ½ года. Ждем также описи вещей Вашего Музея. Ждем определенно. Она имеет огромное значенье <...> Всего лучшего. Пишите, пожал<уйста> подробнее о себе, ялтинцах. Жена и сын Вам кланяются. Ваш Е. Лейтнеккер» [10].
Однако деньги были получены не сразу, о чем Лейтнеккер, узнав из письма М.П. Чеховой, написал: «30/XII — послал по этому поводу бумагу Ив<ану> Ив<ановичу>. Справьтесь все-таки в Ялт<инском> финотделе. М<ожет> б<ыть> оно получило. Деньги высланы по этому адресу в результате Вашего письма к Ив<ану> Ив<ановичу>; последний, получив его, очевидно отдал распоряжение о немедленном переводе и в финотделе Наркомпроса сделали не так, как я просил, т. к. не послали денежным пакетом и нам на руки не дали. И впредь так будет, если в одном и том же вопросе станут проявлять свою инициативу несколько лиц. О случившемся крайне сожалею, но предотвратить его не мог, т. к. мы ходили каждый день, пока наконец сотруднице Музея не заявили, что деньги высланы в Ялту по распоряжению Зав<едующего> Главнаукой. А Ив<ан> Ив<анович> досадует, что там все напутали, а музейный отдел не досмотрел». И в конце этого же письма: «300 мил<ионов> переведены. В Ялт<инский> финотдел и должны быть выданы Вам на месте. Назначаются они на ремонт» [11].
Само дело жизни Е.Э. Лейтнеккера, его подвижничество должны получить в конце концов должную и справедливую оценку. Пора признать ту огромную работу, которая выполнена Евгением Эмильевичем и в деле организации Чеховского музея в Москве, который был потом преобразован в нынешний Государственный Литературный музей, и в создании Мелиховского музея, Обществ Друзей Музея, и в деле сохранения Дома-Музея Чехова в Ялте.
В одной из первых приписок на полях к этому письму Лейтнеккер пишет мелко и убористо: «Мар<ия> Павл<овна>, пожалуйста, пишите свои воспоминания, непременно пишите. Их можно будет печатать в наших изданиях. Очень прошу Вас!» [10]. Лейтнеккер обращался с подобной просьбой ко многим современникам Чехова. Как отмечала И.Е. Гитович, благодаря настойчивости Е.Э. Лейтнеккера и Н.И. Гитович мы имеем большой корпус воспоминаний о писателе. Архивных материалов из истории Чеховских музеев и обществ много, и когда они будут опубликованы, мифы рухнут сами собой, а историческая справедливость будет восстановлена.
Список использованных источников
1. Гитович, Н.И. Из записей последних лет // Чеховский вестник. — М., 2003. — № 12. — С. 74—88.
2. Иванова, Н.Ф. «Нас может объединять лишь правда» (Е.Э. Лейтнеккер и его роль в истории чеховских музеев) // Чеховские чтения в Ялте: вып. 13. Мир Чехова: мода, ритуал, миф. Сб. науч. трудов. — Симферополь, 2009. — С. 309—353.
3. Кузичева, А.П. Чеховы: биография семьи. — М.: Артист. Режиссер. Театр, 2004. — 469 с.
4. Левицкая, З.Г. Ялтинское литературное общество имени А.П. Чехова // Левицкая З.Г. В поисках Ялты. Записки музейщика. — Симферополь: Н. Оріанда, 2013. — С. 106—117.
5. Лейтнеккер, Е.Э. Архив А.П. Чехова: Аннотированное описание писем к А.П. Чехову / Сост. Е.Э. Лейтнеккер / Всесоюз. б-ка им. В.И. Ленина. — М.: Соцэкгиз, 1939—1941. — Вып. 1. — 1939. — 116 с.
6. Лейтнеккер, Е.Э. Рукописи А.П. Чехова: Описание / Всесоюз. б-ка им. В.И. Ленина. — М.: Соцэкгиз, 1938. — 124 с.
7. ОР РГБ. — Ф. 331. — К. 89. — Ед. хр. 26.
8. ОР РГБ. — Ф. 331. — К. 92. — Ед. хр. 64.
9. ОР РГБ. — Ф. 331. — К. 92. — Ед. хр. 65.
10. ОР РГБ. — Ф. 331. — К. 92. — Ед. хр. 66.
11. ОР РГБ. — Ф. 331. — К. 92. — Ед. хр. 67.
12. Чехова, М.П. «Сейф № 315». Воспоминания в записи С.М. Чехова // Чеховские чтения в Ялте: Чехов и XX век. Вып. 9. — М., 1997. — С. 234—246.
13. Чеховы, Мария и Михаил. Дом-музей А.П. Чехова в Ялте / Ред. А.Р. Эйгес. — М., 1937. — 106 с.
14. Шалюгин, Г.А. «Предисловие» к публикации «М.П. Чехова. Сейф № 315». Воспоминания в записи С.М. Чехова» // Чеховские чтения в Ялте: Чехов и XX век. Выпуск 9. — М.: Наследие, 1997. — С. 234—336.
15. Шалюгин, Г.А. Мария Павловна вспоминает. Сейф № 315. Из истории чеховского наследства // Чехов: «Жизнь, которой мы не знаем»... Статьи, очерки, публикации. — Симферополь: Таврия, 2004. — С. 209—254.
16. Шалюгин, Г. Судьбы чеховского наследия [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://proza.ru/2009/04/20/288 (дата обращения: 10.10.2020).
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |