Процесс создания, становления мест хранения и популяризации чеховского наследия составляют значимый пласт отечественной культуры. На протяжении последних ста лет создалась обширная сеть музеев, культурных центров, библиотек и архивов — хранителей чеховского наследия. Сейчас это материальное наследие распределено между многими учреждениями и все эти учреждения вносят весомый вклад в популяризацию, особенно когда основное направление их работы — это просветительская деятельность.
Самый большой объём хранения находится в Отделе рукописей Российской государственной библиотеки (ранее — Государственная библиотека им. В.И. Ленина). Основная часть — то, что было передано Марией Павловной Чеховой, сестрой писателя, до Октябрьской революции в Румянцевский музей и в 1920—50-х годах, когда Дом-музей А.П. Чехова в Ялте находился в подчинении Библиотеки (см. [16; 22; 25]). Как фонд библиотеки, так и фонды архивов (например, РГАЛИ), и фонды музеев пополнялись благодаря родственникам и деятелям культуры, среди которых известные представители театрального сообщества, писатели, музыканты и просто влюблённые в чеховское творчество люди, очарованные его личностью.
Дом-музей А.П. Чехова в Ялте на протяжении долгих лет был таким центром притяжения творческой интеллигенции, и очень востребованной посетителями достопримечательностью Южного берега Крыма. В предвоенные годы посещаемость достигала 40 тыс. человек в год [22], а после спада 1941—1945 гг. выросла ещё больше, достигнув в 1956 году (последний год директорства М.П. Чеховой) 70 тыс. человек. В дальнейшем посетителей становилось всё больше: в 1960 году — 105,5 тыс. человек, в 1966 году — 148,0 тыс. человек, в 1967 году — 158,0 тыс. человек [25, с. 104].
В гостях у хозяйки чеховского дома, заведующей музеем Марии Павловны Чеховой, побывали многие известные политики, деятели науки, культуры и искусства из разных стран мира. В Книге отзывов почётных посетителей засвидетельствованы сотни значимых визитов. Кто-то приезжал, чтобы «поклониться уголку», в святое для себя место. Другие же стали принимать самое деятельное участие в жизни музея, в помощи ему.
Среди таких людей — Мария Петровна Максакова, оперная певица (лирическое меццо-сопрано), педагог. Она неоднократно посещала чеховский дом в Ялте, общалась с сестрой писателя, часто созванивалась с ней. С одной из сотрудниц дома-музея завязалась переписка. Это была Елена Филипповна Янова, помощница и доверенное лицо М.П. Чеховой. Переписка сохранилась в большом объеме и охватывает период с 1950 по 1967 год: письма М.П. Максаковой хранятся в отделе рукописей РГБ, а письма Е.Ф. Яновой — в Архивно-рукописном отделе Бахрушинского музея (в каждом месте хранения — более сорока писем и телеграмм). Единичные письма также находятся в других архивах.
Первое посещение М.П. Максаковой чеховского дома в Ялте, а также знакомство с М.П. Чеховой и её помощницей Е.Ф. Яновой произошло в начале лета 1950 года. «Вам, дорогая Елена Филипповна, я даю благой совет: пишите мемуары. <...> Вспомните, как я хотела инкогнито пройти в музей, а Вы меня узнали» [13] — вспоминает об этом М.П. Максакова спустя восемь лет. Память об этой встрече — мемуарный каталог-путеводитель «Дом-музей А.П. Чехова в Ялте» с дарственной надписью М.П. Чеховой: «Драгоценной и милой Марии Петровне Максаковой на добрую память о нашей неожиданной для меня встрече. О как хорошо Вы поёте!! Мария Чехова. Ялта, 20 июня 1950 г.».
Спустя несколько дней, в письме Марии Павловне Чеховой от 3 июля 1950 г., М.П. Максакова радуется знакомству, благодарит за подарок: «Какое светлое и радостное воспоминание осталось у меня на сердце от знакомства с Вами! В Вашей улыбке и ласковых глазах я ощутила незабвенного Антона Павловича, гения нашей национального русской культуры! <...> Хочется, после встречи и общения с Вами, ещё больше работать и достигать высот в искусстве, чтобы заслужитъ ту надпись, какую Вы мне подарили» [12].
Скорее всего, уже во время этой первой встречи появилась идея пополнения нотной библиотеки чеховского дома, потому что далее она пишет: «...займусь составлением небольшой нотной библиотеки для дома-музея А.П. Чехова, чтобы певцы и артисты-чтецы, посещающие дом А.П. Чехова, смогли бы иногда рапортовать о своих достижениях в своей работе и тем самым отмечать дату своего посещения всеми любимого, чтимого А.П. Чехова, который так любил музыку, пение и живопись»1. В конце письма она передает «сердечные приветы» Елене Филипповне. Стиль этого и последующих писем тому же адресату — радостно-почтительный, без лишних подробностей. Переписка же с Еленой Филипповной Яновой иная: с многочисленными бытовыми подробностями, переживаниями, фактами из жизни родственников и общих знакомых, просьбами, обсуждением каких-то событий.
Две женщины, среди прочего, обсуждают и упомянутые ранее ноты. Издания для нотной библиотеки Дома-музея М.П. Максакова собирает несколько лет, упоминания о ней встречаются в разных письмах. Например, 28 апреля 1953 года в письме Е.Ф. Яновой она указывает, что какие-то ноты она передаёт с Николаем Леонидовичем Барминым, артистом-чтецом Московской Филармонии, и далее будет заниматься «исканием необходимых и популярных нот». Пишет, что собирается передать часть нотных изданий из своей библиотеки, а также будет продолжать поиск желаемого в музыкальных магазинах: «кое-что я у себя набрала, а в муз. магазинах сборников какие я ищу, пока нет. Не теряю надежду, я подберу для Вашего дома-музея тот репертуар, какой поют наши певцы. <...> Я очень довольна, что у меня есть забота, которая связывает меня с Марией Павловной и Вами. Мне так приятно о Вас обеих думать. Примите то, что смогла достать и с следующего оказией возможно и лично привезу Вам еще что-нибудь» [14].
Благодарность за подаренные ноты встречается в письмах Е.Ф. Яновой: «Великое спасибо Вам, Мария Петровна, за клавир Чайковского, за всю нотную библиотеку в Д/Музее А.П. Чехова. Мы даже хвастали перед нашими начальниками» [5].
В июле 1957 года, уже после ухода М.П. Чеховой, Е.Ф. Янова делится воспоминаниями: «Я когда веду экскурсию и говорю о Марии Павловне, то всегда вспоминаю Вас, говорю о Вашей большого дружбе с Марией Пав. и указываю на ноты, которые Вы подарили и проч. О своём директоре я говорю «как о живой »» [6].
Ещё один подарок М.П. Максаковой — рюмочка. «Сейчас у неё на столе подарки: от Вас очаровательная рюмочка, такой у нас в Ялте нет, какая-то особенная, от Ольги Леон. духи «Камен. цветок», от серёжиной мамы шоколад. Дал бы Бог здоровья моему начальнику чтобы она еще немного порадовалась бы глядя на памятки — своими друзьями и близкими» [4] — пишет Е.Ф. Янова в сентябре 1955 года.
Много раз в переписке обсуждаются общие знакомые — гости чеховского дома. Самая обсуждаемая персоналия — Иван Семёнович Козловский.
После января 1957 года практически в каждом письме можно прочесть воспоминания о Марии Павловне Чеховой, о делах, посвященных её памяти. Обсуждается подготовка и выход нити «Хозяйка чеховского дома». Небольшая заметка-воспоминание М.П. Максаковой вошла в эту книгу.
Прослеживаются и некоторые события, жизнь Дома-музея А.П. Чехова в Ялте. Это и комментарии работы вновь назначенного и. о. директора, и вскоре после этого — уход Е.Ф. Яновой «на пенсию», а также расширение музея. Так, Елена Филипповна пишет, что «13 августа 1963 года Дом-музей отметил 100-летие Марии Павловны. <...> Там, в новом здании Музея заседали, говорили, читали о М.П. Прочли и Ваше сердечное послание — воспоминания. Подробно мне все передали, я же сама не ходила» [7]. Скорее всего, имеется в виду здание литературной экспозиции, как раз построенное в эти годы.
В завершение хотелось бы отметить, что дальнейший анализ содержания десятков писем может пролить свет на некоторые факты биографии М.П. Чеховой, М.П. Максаковой, позволит узнать об истории появления некоторых предметов в музее, о визитах известных гостей чеховского дома.
Выражаю признательность всем, кто помогал в ходе исследования и при уточнении, проверке фактов: Бахрушинскому музею — за прекрасные условия для исследователя и поддержку, и отдельно — сотрудникам Архивно-рукописного отдела; научным сотрудникам и сотрудникам фондов Дома-музея А.П. Чехова в Ялте — за консультации и обратную связь по результатам прошедшей конференции.
Дом-музей А.П. Чехова в Ялте. Фотооткрытка. Фотограф Л. Яблонский, 1959 г. Из фондов Бахрушинского музея [9]
М.П. Максакова в роли Кармен, Государственный академический Большой театр СССР. Фотооткрытка. Фотограф — М.А. Сахаров. Из фондов Бахрушинского музея [10]
Мария и Михаил Чеховы. Мемуарный каталог-путеводитель «Дом-музей А.П. Чехова в Ялте». С дарственной надписью М.П. Чеховой. Из фондов Бахрушинского музея [8]
И.С. Козловский, М.П. Чехова и М.П. Максакова в группе за столом. Е.Ф. Янова крайняя слева. Ялта, Крым, 1954 г. Из фондов Бахрушинского музея [2]
М.П. Чехова и Е.Ф. Янова. Ялта, 1941 г. Из фондов Крымского литературно-художественного мемориального музея-заповедника [11]
М.П. Максакова и М.П. Чехова. Ялта, Крым. 1954 г. Из фондов Бахрушинского музея [3]
И.С. Козловский, М.П. Чехова и М.П. Максакова. Ялта, 1954 г. Из фондов Бахрушинского музея [1]
Здание литературной экспозиции в 2019 году. Фото автора
Список использованных источников
1. ГЦТМ КП 281662. Фотография. Козловский И.С., Чехова М.П. и Максакова М.П. Ялта, Крым. 1954 г.
2. ГЦТМ КП 305793/1351. Фотография. Козловский И.С., Чехова М.П. и Максакова М.П. в группе за столом. Ялта, Крым. 1954 г.
3. ГЦТМ КП 305793/1352. Фотография. Максакова М.П. и Чехова М.П. Ялта, Крым. 1954 г.
4. ГЦТМ КП 305793/2308.
5. ГЦТМ КП 305793/2330.
6. ГЦТМ КП 305793/2331.
7. ГЦТМ КП 305793/2332.
8. ГЦТМ КП 305793/2676. Чехова Мария, Чехов Михаил Павлович. Мемуарный каталог-путеводитель «Дом-музей А.П. Чехова в Ялте». С дарственной надписью.
9. ГЦТМ КП 318987/36. Фотооткрытка. Яблонский Л. Дом-музей Чехова А.П. Ялта, Крым. 1959 г.
10. ГЦТМ КП 330439/85. Фотооткрытка. Сахаров М.А. Максакова М.П. в роли Кармен. Государственный академический Большой театр СССР. «Кармен».
11. ДМЧ КП 2190.
12. ОР РГБ. Ф. 331. К. 93. Ед. 34.
13. ОР РГБ. Ф. 747. К. 3. Ед. 8. Листы 59—61.
14. ОР РГБ. Ф. 747. К. 3. Ед. 8. Лист 1.
Список использованной литературы
1. Долгополова, Ю.Г. Нотная библиотека чеховского дома в Ялте / Чеховские чтения в Ялте (сборник научных трудов). — Симферополь, 2012. — С. 44—50.
2. Долгополова, Ю.Г. Капитанский мостик Марии Павловны // «Музею — быть!». К 100-летию со дня основания государственного музея А.П. Чехова в Ялте / Под ред. О.О. Пернацкой. — Ялта: ГБУК РК «Крымский литературно-художественный мемориальный музей-заповедник», 2021. — С. 80—97.
3. Львов, М. М.П. Максакова. — М.: Государственное музыкальное издательство, 1953. — 52 с.
4. Максакова, Л.В. Моё горькое, горькое счастье: Театральные мемуары. — М.: Театралис, 2014. — 320 с.
5. Максакова, М.П. Страница из моей жизни / Хозяйка чеховского дома / Составление, вступительная статья С.Г. Брагина. — Симферополь: Издательство «Крым», 1969. — С. 96—97.
6. М.П. Максакова: Воспоминания. Статьи / Ред-сост. Е. Грошева. — М.: Сов. Композитор, 1985. — 340 с.
7. О.Л. Книппер — М.П. Чехова Переписка. Том 2: 1928—1956. — М.: Новое литературное обозрение, 2017.
8. Пернацкая, О.О. Становление музея // «Музею — быть!». К 100-летию со дня основания государственного музея А.П. Чехова в Ялте / Под ред. О.О. Пернацкой. — Ялта: ГБУК РК «Крымский литературно-художественный мемориальный музей-заповедник», 2021. — С. 48—63.
9. Чехова, М.П. Из далекого прошлого. — М.: Государственное издательство художественной литературы, 1960. — 272 с.
10. Хозяйка чеховского дома / Составление, вступительная статья С.Г. Брагина. — Симферополь: Издательство «Крым», 1969. — 232 с.
11. Шумакова, Е.В. Расширение музея // «Музею — быть!». К 100-летию со дня основания государственного музея А.П. Чехова в Ялте / Под ред. О.О. Пернацкой. — Ялта: ГБУК РК «Крымский литературно-художественный мемориальный музей-заповедник», 2021. — С. 98—127.
Примечания
1. Слова о посещении певцов, артистов-чтецов подчёркнуты Марией Павловной Чеховой красным карандашом.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |