12 августа 2023 г. чеховское сообщество отметило 160 лет со дня рождения Марии Павловны Чеховой — не только родной сестры знаменитого писателя Антона Павловича Чехова, но и основателя, первого директора музея А.П. Чехова в Ялте, «хозяйки чеховского дома». В фондовом собрании ГБУК ИЛМ «А.П. Чехов и Сахалин» и в личных архивах сотрудников музея хранятся: документ (Список-требование в карточное бюро Ялты), отсылающий нас к первому послевоенному 1946 г.; групповая фотография от 29 ноября 1951 г.; программа концерта, посвященного великому русскому писателю А.П. Чехову, состоявшегося 18 июля 1954 г. в рамках первых «Чеховских чтений»; пригласительный билет для М.М. Жадана на юбилейный вечер 1963 г., посвященный 100-летию со дня рождения Марии Павловны Чеховой.
Рассматривая фотографию и внимательно читая тексты документа (Списка-требования), программы и пригласительного билета, мы можем представить не только те короткие моменты в жизни людей, которые происходили с ними в конкретный день или промежуток времени, но и частично, какими планами и нуждами было наполнено культурное пространство страны первые пять лет после войны. Центральными фигурами, безусловно, здесь являются Мария Павловна Чехова и Ольга Леонардовна Книппер-Чехова.
Из переписки Ольги Леонардовны и Марии Павловны военных лет и первого послевоенного года следует, что для них, как и для всех жителей страны, эти годы были тяжелейшими, а для Марии Павловны еще и голодными, холодными (не всегда были дрова для отапливания дома-музея), и осложненными серьезными болезнями (брюшной тиф, перебои сердца). Но, несмотря на это, дух двух самых близких А.П. Чехову женщин не был сломлен. Удивляет та моральная взаимопомощь, которую оказывали друг другу эти две яркие личности с сильными характерами, вкрапливая в свои письма спасительные шутки и юмор. Например, анекдот про А.С. Пушкина от Ольги Леонардовны в начале января 1945 г. восхитил Марию Павловну и был кстати, так как она читала в этот момент старинное издание его произведений. Комментарий о том, что «покойничек был шутником и насмешником», тут же последовал от Марии Павловны в ответном письме к Ольге Леонардовне [8].
Характерный стиль эпистолярного общения между родственницами складывался постепенно, с их молодого возраста, приобретал новые краски, и с годами все больше обогащался. После смерти для одной — брата, а для другой — мужа, между Марией Павловной и Ольгой Леонардовной установились теплые и доверительные отношения, так как не существовало уже того объекта, из-за которого были разногласия, общее горе их объединило и примирило. Пришло и осознание, что когда они есть друг у друга, то с одиночеством бороться легче.
Помощь во время войны Ольги Леонардовны Марии Павловне носила не только моральные, но и вполне осязаемые формы. Когда выпадала любая возможность, то они с заботливой подругой Софьей Ивановной Баклановой, жившей в одной квартире с О.Л. Книппер-Чеховой, организовывали посылки с продуктами, которые были крайне необходимы для того, чтобы Мария Павловна, хоть в малой степени, могла удовлетворить свои базовые потребности — просто выжить. М.П. Чехова называла их «пайками» и в письме от 22 ноября 1944 г. к Ольге Леонардовне говорила о том, что находится под их обаянием: «хочется благодарить, благодарить несчетное количество раз! <...> целую и обнимаю тебя и Софу. Кулич очень вкусный. МаПа.» [7, л. 12].
Нетерпение, с которым Мария Павловна традиционно ждала ежегодные (за исключением военных лет) приезды и встречи с Ольгой Леонардовной, сквозной нитью проходит в их переписке. Например, 20 апреля 1945 г. МаПа писала: «Драгоценная Олечка! Сегодня закончили ремонт нижнего этажа — вышло очаровательно. В твоей комнатке переменили обои и канцелярию освежили. Весь низ в твоем полном распоряжении и сад тоже. Приняты все меры, чтобы туда никто не входил...» [8, л. 10]. А после проводов дорогих гостей (Ольги Леонардовны и Софьи Ивановны) Марию Павловну достаточно долго не покидало уныние, переходящее в ожидание предстоящих новых встреч.
В начале 1946 г. появилась возможность приехать в гости племяннику — Сергею Михайловичу Чехову. По воспоминаниям С.М. Чехова, как только весной 1944 г. Ялта была освобождена от немецких захватчиков, он сразу написал Марии Павловне письмо, не зная, дойдет ли оно до адресата [15, с. 29]. С.М. Чехов также вспоминал о том, что до ответного майского письма 1944 г. от Маши (так часто он обращался к ней в письмах), их семья за три томительных года получила всего дважды информацию о том, что Мария Павловна была жива. Оба эти хорошие известия сообщила О.Л. Книппер-Чехова. Реакция Марии Павловны на новость о приезде племянника в письме к нему от 25 декабря 1945 г. была моментальной: «Дорогой Сережа, хотя и трудно было вчера ясно понять тебя по телефону, но из того, что мы с Еленой Филипповной схватили, поняли, что ты хочешь приехать ко мне. Я очень рада и буду ждать тебя с нетерпением! Надеюсь, что это письмо успеет застать тебя еще в Москве» [15, с. 32].
Приезд Сергея Михайловича — событие, которое для Марии Павловны было радостным и значимым, но, к сожалению, омрачилось заболеванием: гриппом с температурой 39 ℃. Впечатление, оставленное племянником, было приятным, но огорчало обоих то, что болезнь М.П. Чеховой помешала С.М. Чехову закончить ее портрет, о чем Мария Павловна посетовала Ольге Леонардовне [9]. Положительным событием в эмоциональном плане для сестры писателя в 1946 г. стала и поездка на автомобиле в город, организованная четой Павленко, это случилось впервые после долгого затворничества с 1941 г.
Для страны Советов первый послевоенный год был таким же сложным в отношении снабжения продовольствием населения как и в военные годы. Единственным официальным источником получения минимально необходимых продуктов в Ялте, как и по всему СССР, была карточная система. Перед приездом в Ялту и Гурзуф Ольги Леонардовны и Софьи Ивановны Мария Павловна давала им поручения купить и привезти кофе, цикория, сухих белых грибов. Наиболее часто заказываемыми сестрой писателя продуктами из Москвы были также сахар, мука, дрожжи и манная крупа. Дело в том, что, несмотря на официально установленное нормирование, в ялтинских магазинах не всегда были в наличии некоторые соответствующие этим лимитам продукты питания.
24 июля 1946 г., к приезду дорогих гостей (Ольги и Софы), Марией Павловной от Дома-музея А.П. Чехова в карточное бюро Ялты был подготовлен и направлен официальный документ (Список-требование) [4]. В Списке на получение месячных дополнительных талонов на хлеб значились фамилия, имя и отчество народной артистки СССР, лауреата Сталинской премии Ольги Леонардовны Книппер-Чеховой. На оборотной стороне бланка на получение дополнительных хлебных талонов были указаны имена сотрудников музея. Талоны доверялось получить Ксении Васильевне Жуковой, и ее подпись удостоверяла печать и подпись Директора Дома-музея А.П. Чехова в Ялте — М.П. Чеховой. Ксения Васильевна Жукова (в замужестве Михеева) позже вспоминала, что часто выполняла различные поручения, так как «одна была еще юной и шустрой» [18]. О.Л. Книппер-Чехова благодарила Ксению за письма и время от времени через Марию Павловну передавала приветы ей и ее маме [5].
Летом 1946 г. Ольга Леонардовна традиционно навестила дорогих сердцу людей в Аутке и милую душе дачу в Гурзуфе, которую любила гораздо больше, чем ялтинский дом. Состояние здоровья Марии Павловны, серьезно подорванного во время войны, оставляло желать лучшего, работы же в музее было не меньше, а, возможно, и больше, чем в предыдущие годы: Мария Павловна занималась подбором информации, связанной с родословной чеховской семьи, продолжала систематизировать наследие брата, пропагандировала в разных формах творчество писателя, периодически ремонтировала чеховский дом и т. д. 21 августа 1946 г. в письме писала своему племяннику: «Дорогой Сережа, я задержала ответы на твои вопросы по причине нездоровья. Заработалась — устала и определенно чувствую приближение конца... Мне надо бы отдохнуть, как О.Л. со свитой отдыхает в Гурзуфе. Но дело это не выходит, мне даже собраться трудно на отдых... Жара у нас нестерпимая — я не помню такой за 40 лет моего пребывания в Крыму...» [15, с. 35].
Весной 1951 г. Мария Павловна очень беспокоилась о здоровье Ольги Леонардовны, всячески ее подбадривала, писала, что они еще поживут и поговорят по душам; сообщала, что на международный женский день получила от М.М. Жадана в подарок чудесные цикламены и особенные белые цинерарии.
Мария Павловна ожидала в гости Ольгу Леонардовну, которой лечащий ее профессор не рекомендовал до сентября ехать в Крым, жаловалась ей на насмешку природы: во второй половине июля 1951 г. в Ялте не было ни единого жаркого дня. Мария Павловна, устав от недомоганий, не хотела мириться со старостью, подчеркивала, что у нее нет никого ближе Ольги Леонардовны, что она считает ее такой же хозяйкой ялтинского дома, как и себя, и обещала, что, пока жива, никто не будет останавливаться в комнате супруги писателя [10].
Ольга Леонардовна в свою очередь ощущала себя наказанной за то, что лето при страшнейшей жаре проводила в Москве, и ждала разрешения от врача поехать на юг [6]. Из-за болезни не смогла она приехать и на торжественное открытие памятника А.П. Чехова в Мелихове 15 июля 1951 г., но прислала туда приветственное письмо. От Марии Павловны также поступила приветственная телеграмма. Лишь осенью у Ольги Леонардовны появилась возможность приехать в Крым.
С фотографии [1], отразившей один вечер из жизни ялтинского дома, в сезон, который был скорее исключением, чем правилом для посещения Крыма Ольгой Леонардовной (поздняя осень 1951 г.), на нас смотрят умиротворенные лица Марии Павловны и Ольги Леонардовны в кругу гостей, друзей и сотрудников Белой дачи. Близкий друг ялтинского музея А.П. Чехова — Максим Максимович Жадан в этот момент читает знаменитое «Письмо запорожцев турецкому султану», которое по распространенной легенде было написано в 1676 г., во время русско-турецкой войны, кошевым атаманом Иваном Серко. На экземпляре фотографии, сделанной для Максима Максимовича, почерком М.П. Чеховой с обратной стороны написано: «Дорогому Максиму Максимовичу Жадану на добрую память о милых встречах в нашем доме. М. Чехова 29 ноября 1951 г. Ялта».
Максим Максимович Жадан (1889—1982) — человек, известный не только в Крыму, но и за его пределами. Он был популяризатором ботаники, журналистом, агрономом, литератором и участником Общества охраны природы, организатором зеленого строительства, автором не утратившей своей значимости фундаментальной работы, пронизанной любовью человека к природе, «Аптека в лесу». Книга впервые была издана в 1965 г. и была настолько популярна, что впоследствии переиздавалась четырежды. Во время войны Максим Максимович служил на Кавказском фронте, участвовал в боях за Крым; был награжден несколькими военными орденами и медалями. Этот неутомимый человек принимал активное участие в формировании уникального зеленого ландшафта Ялты. В конце сороковых годов, за короткий период, пока М.М. Жадан работал в должности управляющего трестом зеленого хозяйства, было организовано и осуществлено несколько крупных проектов: в 1949 г. заложены скверы им. Марии Павловны Чеховой и «Юбилейный», заметно поменялся вид набережной Ялты, осуществлена первая послевоенная реконструкция парка им. Чехова (Пионерского парка). Инициатива обеспечения музея работником, который стал регулярно ухаживать за чеховским садом, — это был дружеский жест со стороны Максима Максимовича по отношению к Марии Павловне.
Следующий член компании за круглым столом — крайняя слева, возле Максима Максимовича, сидит Елена Филипповна Янова. С 1935 г. она была бессменной помощницей Марии Павловны, секретарем и заместителем директора чеховского музея. По словам самой Марии Павловны: «Мой первый помощник и друг, официально — заместитель директора музея, — я бы умерла без нее...» [17, с. 7]. О том, что во время войны Е.Ф. Янова постоянно была рядом с Марией Павловной, и о том, что «ее правая рука» много усилий прикладывает к восстановлению музея, М.П. Чехова делилась и в письме от 20 апреля 1944 г. к Ольге Леонардовне Книппер-Чеховой [13, с. 408].
Справа на фото, за спинами Марии Павловны и Ольги Леонардовны, на кресле расположилась Софья Ивановна Бакланова, помощница Ольги Леонардовны. Софья Ивановна не только открывала дверь квартиры и провожала (или по объективным причинам не пропускала) гостей к Ольге Леонардовне. Она часто распределяла, кто и куда будет садиться на устраиваемых в гостеприимном Ольгином доме театрально-музыкальных вечерах; формировала меню на обеды и ужины; писала и отправляла письма по просьбе народной артистки СССР или с целью решить ее проблемы; в общем, как могла, максимально облегчала бытовую сторону жизни Ольги Леонардовны. Мария Павловна с Софьей Ивановной вела отдельную переписку, помимо того, что в каждом письме к Ольге Леонардовне всегда передавала приветы, добрые пожелания для почти члена их семьи, заочно обнимала ее.
Виталий Яковлевич Вульф оставил теплые воспоминания о близкой подруге О.Л. Книппер-Чеховой: «Помню, как однажды мне позвонила актриса МХАТа Софья Станиславовна Пилявская и попросила помочь Софье Ивановне Баклановой выхлопотать пенсию. Софья Ивановна была близким другом Ольги Леонардовны Книппер-Чеховой <...>. Когда-то, до революции, Софья Ивановна была очень богатым человеком, но потом, в годы революции, потеряла все и работала в Академии наук, очень дружила с Адой Книппер, племянницей Ольги Леонардовны. О.Л. Книппер-Чехова умерла в 1959 г., и Софья Ивановна осталась одна. <...> В конце концов, пенсия была получена. Пенсионная книжка персонального пенсионера союзного значения Софьи Ивановны Баклановой хранится у меня по сей день. Пенсия была установлена с 1 декабря 1965 г. в размере 60 рублей в месяц пожизненно. Умерла Софья Ивановна спустя год, последний раз ей принесли эту пенсию, о которой она мечтала, 24 декабря 1966 г.» [12, с. 81—125]. Дата смерти С.И. Баклановой — 15 января 1967 г.
Человек, запечатлевший момент «домашнего концерта» (так эту форму культурного времяпрепровождения называла Ольга Леонардовна) в столовой чеховского дома, и оставшийся за кадром, — Иосиф Григорьевич Горский, бывший корреспондент газеты «Комсомольская правда».
Последний раз Ольга Леонардовна приезжала в Ялту летом 1953 г., на 90-летний юбилей М.П. Чеховой и открытие памятника А.П. Чехову в Приморском парке [14, с. 93].
При последующих приглашениях сотрудников музея посетить Белую дачу, уже после ухода из жизни М.П. Чеховой, она ссылалась на нездоровье и на то, что пребывание в Крыму после смерти Марии Павловны для нее обессмыслено.
По инициативе Марии Павловны Чеховой, к 50-летию ухода из жизни А.П. Чехова, в 1954 г. в Ялте были учреждены первые Чеховские чтения. Позже их проведение было возобновлено сотрудниками музея, и с начала 1970-х гг. встречи чеховского сообщества на конференциях стали традиционными. Чеховские мероприятия 1954 г. проводились не только в здании городского театра, носящего имя писателя, где на сцене в центре театрального занавеса был расположен портрет А.П. Чехова, но и на территории города, в Приморском парке, возле его памятника. После основной, научной части, в рамках конференции планировался и культурный блок: М.П. Чехова видела его в форме концерта, подготовленного силами Крымской государственной филармонии по специальной программе [3].
Программу первого отделения концерта 1954 г. открывал симфонический оркестр, исполнивший Фантазию для оркестра (соч. 7) С.В. Рахманинова под управлением Даниила Машкевича, посвященную композитором А.П. Чехову. Это произведение С. Рахманиновым было создано по символическому совпадению в 1893 г. (год ухода из жизни П.И. Чайковского) и считается одной из лучших работ композитора в симфоническом жанре. Оно программное, и в основу программы было положено содержание рассказа А.П. Чехова «На пути». Эпиграфом к своему рассказу Антон Павлович взял две строчки из стихотворения М.Ю. Лермонтова: «Ночевала тучка золотая / На груди утеса-великана...», из-за чего позже за произведением закрепилось название «Утес». Личное знакомство писателя и композитора состоялось именно в Ялте, в сентябре 1898 г. (во время гастролей Ф. Шаляпина С. Рахманинов аккомпанировал певцу на концертах). После Фантазии сразу прозвучали два романса П.И. Чайковского: «Снова, как прежде один» и «Ночь», исполненные Д. Охримовичем.
Такая последовательность произведений была тщательно выверена и продумана М.П. Чеховой и сотрудниками филармонии. Этих двух композиторов при жизни А.П. Чехов глубоко уважал, испытывал к ним душевную теплоту. С.В. Рахманинова ценил еще и как виртуозного исполнителя. Музыкальное творчество и того и другого находило в душе Антона Павловича яркий эмоциональный отклик и восхищало писателя. В составленной для себя «Табели о рангах» Петра Ильича Чайковского Антон Павлович ставил на второе место после графа Льва Николаевича Толстого. Для С.В. Рахманинова П.И. Чайковский был кумиром, Сергей Васильевич любил исполнять его произведения вместе со своими сочинениями. С.В. Рахманинов считал, что и А.П. Чехов и П.И. Чайковский обладали очень похожим обаянием.
Смерть П.И. Чайковского в 1893 г. глубоко взволновало А.П. Чехова. «Известие поразило меня, — писал он М.И. Чайковскому. — Страшная тоска... <...> Сочувствую всей душой» [П., 5, с. 240]. «Потрясенный смертью П.И. Чайковского, Рахманинов создал проникновенное «Элегическое трио» ре минор, посвятив его «Памяти великого художника»» [16, с. 186].
В середине первого отделения концерта знаковым стало и исполнение А. Островской романса С. Рахманинова «Мы отдохнем». Изначально у С.В. Рахманинова был замысел оперы «Дядя Ваня» на сюжет любимого писателя, но она не была написана, а в 1906 г., уже после смерти Антона Павловича, появился романс «Мы отдохнем». В основу его слов лег монолог Сони из пьесы «Дядя Ваня», где пластическая красота и ритмы прозы А.П. Чехова гармонично претворились в выразительную, напевную вокальную декламацию.
С.В. Рахманинов, ярчайший композитор, блестящий исполнитель мирового уровня, так же, как М.П. Чехова, юбиляр: в марте 2023 г. ему исполнялось 150 лет со дня рождения и 80 лет ухода из жизни. Великий русский композитор П.И. Чайковский умер 130 лет назад, 25 октября 1893 г.
Второе отделение концерта было полностью посвящено самому любимому А.П. Чеховым музыкальному произведению П.И. Чайковского — опере «Евгений Онегин». Певцы и оркестр исполнили пять вокальных и инструментальных отрывков из оперы, дирижировал Даниил Машкевич.
Последний из печатных материалов, представленный в статье, который незримой нитью связывает фамилии М.П. Чеховой и М.М. Жадана, является пригласительный билет 1963 г. для Максима Максимовича на юбилейный вечер, посвященный 100-летию со дня рождения основательницы музея А.П. Чехова в Ялте — Марии Павловны Чеховой [2].
Мероприятия в Ялте, посвященные 100-летию Марии Павловны, состоялись 13 августа 1963 г. в 19 ч. в экспозиционном зале родного ей дома-музея. Их официальная составляющая была минимальной, поэтому вечер носил теплый камерный характер и состоял из трех разделов:
1. Доклада о жизни и деятельности М.П. Чеховой (докладчик А.П. Белошапкин).
2. Воспоминаний о Марии Павловне.
3. Кинофильма.
В этом же году под ред. С.М. Чехова с дополнениями вышло 7-е издание мемуарного Каталога-путеводителя по дорогому, многоуважаемому Дому-музею А.П. Чехова в Ялте, существование которого уже более века продолжают приветствовать чеховское музейное сообщество и ежегодные сотни тысяч благодарных ему посетителей.
Список-требование в карточное бюро Ялты на дополнительное получение талонов на хлеб для О.Л. Книппер-Чеховой от 24 июля 1946 г. Фондовое собрание музея. АСИЛМ ОФ-1386/1
Оборотная сторона групповой фотографии от 29 ноября 1951 г. Ялта, Дом-музей А.П. Чехова, с дарственной надписью М. Чеховой М.М. Жадану. Фондовое собрание музея. АСИЛМ ОФ-1386/3
Групповая фотография. Слева направо: Е.Ф. Янова, М.М. Жадан, М.П. Чехова, О.Л. Книппер, С.И. Бакланова (на кресле). Ялта, Дом-музей А.П. Чехова. 29 ноября 1951 г. Фондовое собрание музея. АСИЛМ ОФ-1386/3
Программа концерта, посвященного А.П. Чехову, 1954 г. Личный архив О.В. Фроловой
Пригласительный билета на юбилейный вечер, посвященный 100-летию со дня рождения М.П. Чеховой для М.М. Жадана, 1963 г. Личный архив Т.Г. Мироманова
Пригласительный билета на юбилейный вечер, посвященный 100-летию со дня рождения М.П. Чеховой для М.М. Жадана, 1963 г. Внутренний разворот. Личный архив Т.Г. Мироманова
Список использованных источников и литературы
1. Групповая фотография. Ялта, Дом-музей А.П. Чехова. 29 ноября 1951 г. Фондовое собрание АСИЛМ ОФ-1386/3.
2. Пригласительный билет на юбилейный вечер, посвященный 100-летию со дня рождения М.П. Чеховой для М.М. Жадана, 1963 г. Личная коллекция Т.Г. Мироманова.
3. Программа концерта, посвященного А.П. Чехову, 1954 г. Личная коллекция О.В. Фроловой.
4. Список-требование в карточное бюро Ялты на дополнительное получение талонов. Фондовое собрание АСИЛМ ОФ-1386/1.
5. ОР РГБ. — Ф. 331. — К. 78. — Ед. хр. 18.
6. ОР РГБ. — Ф. 331. — К. 78. — Ед. хр. 26.
7. ОР РГБ. — Ф. 331. — К. 105. — Ед. хр. 37.
8. ОР РГБ. — Ф. 331. — К. 105. — Ед. хр. 38.
9. ОР РГБ. — Ф. 331. — К. 105. — Ед. хр. 39.
10. ОР РГБ. — Ф. 331. — К. 106. — Ед. хр. 5.
11. Чехов А.П. Полн. собр. соч. и писем: в 30 т. Сочинения: в 18 т. Письма: в 12 т. // АН СССР. Институт мировой литературы имени А.М. Горького; Редкол. Н.Ф. Бельчиков (гл. ред.) и др. — М.: Наука, 1974—1983.
12. Вульф Виталий. Преодоление себя // Октябрь. — 2002. — № 8. — С. 81—125.
13. Книппер О.Л. — Чехова М.П. Переписка. Т. 2: 1928—1956. — М.: Новое литературное обозрение, 2016. — 736 с.
14. Музею — быть! К 100-летию со дня основания государственного музея А.П. Чехова в Ялте // Под ред. О.О. Пернацкой. — Ялта: ГБУК РК «Крымский литературно-художественный мемориальный музей-заповедник», 2021. — 200 с.
15. Письма Марии Павловны Чеховой // Альманах. ГЛММЗ «Мелихово», 2004. — С. 15—36.
16. Русская музыкальная литература, вып. 4 // под общ. ред. М.К. Михайловой и Э.Л. Фрида. — Л.: Музыка, 1982. — 264 с.
17. Холендро Д. Дом в Аутке // Литературная газета. — 1972. — № 19.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |