Вернуться к Л.В. Кулькина. Чеховские интенции в русской драматургии второй трети XX века

Глава 2. Чехов и русская драматургия второй трети XX века

О чеховских традициях в русской драматургии XX века уже написано достаточно много, исследуются как одноактные его пьесы1, так и современная русская драматургия2. Мы же в своем рассмотрении влияния А.П. Чехова на русскую драматургию середины XX века не ограничиваемся аспектом традиций, а в связи с избранной проблемой — концепция человека и психологизм — говорим о чеховском влиянии в более широком смысле. Понятие интенции используется нами в значении намерения, цели, направленности сознания на какой-либо предмет.

Обращение к русской драматургии середины XX века во многом обусловлено характером самого этого периода развития литературы. При периодизации историко-литературного развития переломные эпохи выделяются достаточно четко: это граница, разделяющая столетия, это время, предшествующее войнам, сами войны и мирный восстановительный период, которое накапливает энергию новых переломных эпох. Обозначение «второй трети XX века» используется в работе с определенной долей условности, поскольку вбирает в себя частично 1930-е годы и захватывает 1960-е годы — время накопления и «вызревания» новых тенденций и форм, зарождения нового литературного периода. Это период больших тектонических сдвигов в общественной и политической жизни. Разумеется, каждая историческая эпоха многогранна, ее содержание невозможно свести к одной черте. Но не случайно разрыв человеческих связей выступает как характерная примета послевоенного времени и дает нам возможность говорить о развитии концепции человека и эволюции «психологического времени» на новом витке исторической спирали.

Примечания

1. Васильева С.С. Чеховская традиция в русской одноактной драматургии XX века (поэтика сюжета). Автореферат дис. ... канд. филол. наук. — Волгоград, 2002.

2. Мищенко Т.А. Традиции А.П. Чехова в современной русской драматургии. Автореферат дис. ... канд. филол. наук. — Астрахань, 2009.