Вернуться к Чеховский вестник. Выпуск 26

О. Власова. Мелиховская весна — 2010

XI Международный театральный фестиваль. 15—22 мая 2010 г.

В юбилейный год Чехова в афише мелиховского смотра были представлены 17 спектаклей от театров России, Украины, Беларуси, Болгарии, Испании, Франции. Фестивальная программа изобиловала разнообразием жанров и прочтений литературного наследия писателя: от камерных постановок до широкомасштабных площадных полотен, от тонких, подробных, классических трактовок до авангардных и провокационных. Особая манкость «Мелиховской весны» для истинных театралов всегда заключалась в возможности увидеть знаменитые произведения Чехова в естественных декорациях усадьбы писателя, в том месте, где многие из них и были созданы.

Открывал фестивальную программу спектакль «Вишневый сад» Львовского академического духовного театра «Воскресиння». Созданный в стиле уличного представления, он соединил в себе элементы драмы и цирка, мистерии и буффонады. Режиссер Я. Федоришин работал крупными, широкими мазками, создавая историю-притчу языком символов и аллегорий.

Мелиховский театр «Чеховская студия» и Родопский драматический театр им. Н. Хайтува (Болгария) представили инсценировки чеховских рассказов. Спектакль мелиховцев «Дачный театр Антоши Чехонте» основан на раннем творчестве писателя. Здесь со вкусом и юмором показали саму дачную жизнь, дачные развлечения, домашний, дачный театр — яркое явление бытовой жизни начала XX века, его деталей и колорита. А болгарский «Саквояж доктора Чехова» с отстраненностью бывалого врача ставил диагноз персонажам писателя.

Отличием нынешнего года стало включение «образовательной составляющей». В рамках этого проекта был проведен открытый урок — презентация новых методик обучения актера и режиссера в процессе работы над чеховским текстом. В показе приняли участие студенты Лаборатории театральных поисков (Страсбург, Франция) под руководством педагогов РАТИ-ГИТИС: И. Промтовой и Н. Зверевой, представившие «Импровизацию на тему «Чайки»». По итогам просмотра состоялось открытое обсуждение увиденного участниками фестиваля. Целью таких образовательных проектов является исследование и сохранение школы русского психологического театра.

В программе 2010 года были представлены три постановки «Чайки»; помимо упомянутой — спектакли С. Бобровского в Липецком театре им. Л.Н. Толстого и В. Гульченко в Международной Чеховской лаборатории. Это не удивительно — мелиховская пьеса Чехова всегда пользовалась особой любовью театра. Но два спектакля были поставлены и по не столь популярному рассказу «Невеста» — А. Неровной в Московском театре «Бенефис» и А. Гутьерресом в Камерном театре им. А.П. Чехова из Мадрида. «Невеста» оказалась актуальной, трактовки — несходными.

Такой же неожиданностью и свежестью решений отмечены и другие спектакли. Стоит назвать хотя бы лирическую трактовку водевиля «Медведь» — «Шутка в куклах о любви» режиссером В. Бирюковым в Костромском театре кукол.

Серьезное и сильное впечатление оставили «Тайные записки тайного советника» (по «Скучной истории») Московского театра «Эрмитаж», в постановке М. Левитина, с бенефисной ролью М. Филиппова;

и добротный спектакль Одесского русского театра «Дядя Ваня» (режиссер А. Литвин, художественный руководитель постановки Л. Хейфец);

и моноспектакль Ольги Овчинниковой «Возвращение» (собранная воедино партия Раневской из «Вишневого сада». Автор проекта Т. Шах-Азизова. Сценическая композиция и режиссура Е. Олениной);

и ярко-характерный, с превосходными актерскими работами «Человек в футляре» Г. Васильева (Санкт-Петербургский ТЮЗ);

и тонкая, чувственная, продуманная до мельчайших деталей постановка А. Бабенко «Моя жизнь» (Львовский театр им. Марии Заньковецкой);

и спектакль В. Рогульченко «Три года» в Краснодарском молодежном театре;

и «Леший», поставленный А. Ивановым на сцене Таганрогского театра им. А.П. Чехова;

и «Попрыгунья» студентов выпускного курса Санкт-Петербургской театральной академии под руководством В. Фильштинского.

Постановки пьес и прозы на равных, разные жанры и стили, театры из России и Украины, академические и молодежные — юбилейный год Чехова оказался весьма богат.

Одиннадцатая «Мелиховская весна» была отмечена высокой наградой. Жюри четвертого Всероссийского театрального форума, Фестиваля фестивалей «У Золотых ворот», наградило ее своим главным призом — шапкой Мономаха в номинации «Лучший театральный фестиваль России».