Вернуться к Чеховский вестник. Выпуск 40

О.О. Пернацкая. Виртуальные экскурсии в доме-музее А.П. Чехова в Ялте

Одна из основных задач музея и, без сомнения, одно из любимейших дел — это просветительская работа, показ предметов фондовой коллекции, общение сотрудников с посетителями. Весной 2020 года все музеи страны столкнулись с общей для всех бедой: пришлось прекратить прием посетителей, закрыл двери для своих гостей и чеховский дом в Ялте.

Научные сотрудники — те, кто в первую очередь общается с посетителями, испробовали разные способы дистанционной работы, среди которых особо удачным оказался такой: экскурсия по виртуальному туру Дома-музея А.П. Чехова в Ялте. Суть заключается в том, что, используя один из сервисов трансляций или онлайн-общения, транслируется виртуальный тур, а сотрудник музея, передвигаясь по этому виртуальному туру, излагает экскурсионный текст. Достоинством такой экскурсии является то, что общение — живое, «экскурсанты» могут задать вопросы, а ведущий — получить обратную связь. Кроме того, зрители довольно терпимы к некоторым недостаткам, свойственным прямым трансляциям — все благодаря прямому общению, ощущению «здесь и сейчас» во время виртуальной экскурсии.

Данная идея была воплощена после изучения практики крупнейших музеев, просматривались виртуальные экскурсии, предлагаемые туристическими сайтами. Например, у нас в стране первым музеем, предложившим экскурсии по виртуальным турам, стал ГМИИ им. А.С. Пушкина. Весной-летом 2020 года этот музей проводил многочисленные бесплатные экскурсии по виртуальным турам, благо, возможности и подготовка персонала таковы, что учреждение может позволить себе публиковать виртуальные туры для каждой временной выставки. Кроме того, музей методически активен: сотрудники и руководство с удовольствием рассказывают о своих новаторских практиках. Другой источник методических материалов для подготовки, образования сотрудников — это публикации блогерами, игровыми стримерами статей и видеороликов о том, как можно проводить прямые трансляции с комментированием. Это все использовалось сотрудниками Дома-музея А.П. Чехова в Ялте для обучения. Иногда оказывался полезен материал, подготовленный профессиональным методистом, в других случаях — ребенком или подростком, умеющим транслировать видеоигры. Например, среди сотрудников из уст в уста передается легенда о появившемся и исчезнувшим в небытие видеоролике с шестилетним мальчиком, который так хорошо и просто все объяснил про использование одной из программ для трансляции, что сразу стало все понятно для людей, во много раз старше его самого.

Обучение и подготовка к проведению виртуальной экскурсии состоит из нескольких компонентов. Первый — это техническое обеспечение, компьютерное «железо». Оказалось, что далеко не каждый компьютер способен справляться с нагрузкой, для стабильной работы необходимо пользоваться не любой рабочей техникой, а строго определенной заранее. Следующий обязательный компонент — веб-камера, которая транслирует лицо экскурсовода и его голос. Необязательное дополнение (тем не менее, позволяющее существенно повысить качество трансляции) — USB-микрофон. Во время прямых трансляций можно пожертвовать качеством изображения видеокамеры, но нельзя жертвовать качеством звука, потому что наш голос — основное, чем можем удержать внимание аудитории, обеспечивать обратную связь. А это — основное, для чего виртуальные экскурсанты подключаются к таким мероприятиям, им важно иметь саму возможность обратной связи и почти живого общения, даже если этой возможностью они не воспользовались.

Следующий компонент — виртуальная часть, те программы, что устанавливаются на рабочем компьютере, и демонстрируемые материалы. Программы (приложения) разнообразны: Zoom, Skype, OBS, Яндекс-Телемост, Гугл-Мит и многие другие. Основное требование к ним — чтобы можно было передавать изображение и голос экскурсовода, демонстрировать экран компьютера (или окно программы), получать обратную связь. Демонстрируемый материал — виртуальный 3D-Typ по Дому-музею А.П. Чехова в Ялте и мемориальному саду, который был разработан и размещен на сайте довольно давно. В процессе прогулки по виртуальному туру можно остановиться на нескольких точках, которые совпадают с точками остановки экскурсантов во время обычной экскурсии, можно осмотреть каждую комнату Дома-музея. Фактически, виртуальный тур дает даже больший охват комнат, чем это происходит на обычной экскурсии. Благодаря этому появляется возможность разнообразить виртуальную экскурсию, включая разный набор объектов показа.

Одной из первых экскурсий по виртуальному туру стала методическая экскурсия для экскурсоводов и гидов-переводчиков Крыма, которую проводили в мае прошлого года, длившаяся 3,5 часа. Она оказалась удачной как по содержанию, так и по человеческому, душевному отношению к профессионалам туристического рынка, с которыми взаимодействуем десятки лет. Методические экскурсии, бесплатные семинары для будущих и действующих экскурсоводов Дом-музей А.П. Чехова в Ялте проводит ежегодно: они всегда ожидаемы, а полученные знания экскурсоводы используют широко — даже если они со своими туристическими группами не попадают в музей, то упоминают о нашем замечательном чеховском доме, рассказывают факты из биографии Антона Павловича. Семинары 2020-го года пришлось отменить: были введены очень жесткие ограничения по посещению всех учреждений. А наши коллеги — экскурсоводы и гиды-переводчики оказались без работы, без общения с экскурсантами, с сотрудниками музеев, куда они каждый день привозили группы. Поэтому проведение методической экскурсии в мае 2020 года стало радостным событием, возможностью окунуться в любимое дело, общаться, обмениваться впечатлениями, радостной надеждой, что скоро все наладится. На тот момент ни один музей Крыма не делал ничего подобного.

Последовало другое применение полученным навыкам и экскурсии по виртуальному туру стали проводить во время культурно-массовых мероприятий: ограничения продолжали действовать, а такие экскурсии стали возможностью собрать как можно больше наших будущих посетителей в социальных сетях.

Другое важное применение — это лекции. В годовых планах научных сотрудников предусмотрено проведение лекций, ранее мы читали их в местных ялтинских школах, вузах, библиотеках. После начала действия корона-вирусных ограничений эти возможности сузились практически до нуля, а другие, наоборот — расширились. Сейчас Дом-музей А.П. Чехова в Ялте проводит лекции с экскурсией по виртуальному туру для школьников других городов (особо хочется отметить московскую школу № 170 имени А.П. Чехова). Самая обширная работа идет с вузами и отдельными студенческими группами, преподавателями. После Чеховских чтений в Ялте 2020 года налажено сотрудничество с преподавателями и студентами Дебреценского университета (занятия под руководством А. Молнар и И. Регеци), студентов и магистрантов Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова интенсивно вовлекает в посещение экскурсий по виртуальному туру Р.Б. Ахметшин, а иностранных студентов Московского государственного педагогического университета и Московского технического университета имени Н.Э. Баумана, изучающих русский язык, — Т.А. Болдова. География обширная: жители и учащиеся городов России, Казахстана, Венгрии, США, Китая, Мьянмы, Кореи.

Работа продолжается, в рамках 100-летия музея мы приглашаем к сотрудничеству и другие учреждения, на своих виртуальных экскурсиях будем рады видеть новые лица слушателей, обмениваться знаниями о замечательном месте, ради которого способны сделать многое.

Примечания

Ольга Олеговна Пернацкая — завотделом «Дом-музей А.П. Чехова в Ялте».