«Дядя Ваня».
Режиссер — Йэн Риксон.
Театр Гарольда Пинтера (Лондон).
Премьера состоялась в конце января 2020 года и встретила восторженные отзывы, а в последний раз спектакль шел перед локдауном в марте. И все же, вопреки обстоятельствам, актеры вернулись в пустой театр (декорации, к счастью, не успели разобрать) и сыграли пьесу без зрителей — таким же образом футболисты при пустых трибунах выходили на поле. Спектакль записали и только что транслировали по телевидению, а скоро собираются показать в кинотеатрах. Таким образом его посмотрит куда больше зрителей, чем предполагалось, и это более чем заслужено, поскольку постановка получилась превосходная.
Автор этой сценической версии, ирландец Конор Макферсон, обращался с чеховским текстом очень вольно, вводя в него комические элементы, что, кажется, пришлось по душе критикам. Некоторые детали оригинала были утрачены. Войницкий (в исполнении известного телевизионного актера Тоби Джонса) при первом появлении на сцене «поправляет свой щегольской галстук», однако Макферсон не замечает эту важную чеховскую деталь, изображая Войницкого работящим, бедно одетым «маленьким человеком», жертвой эксплуатации своего высокопарного шурина-профессора (блестящая роль Роджера Аллама), а вовсе не жертвой самообмана. Есть и другие сюрпризы. Телегин выведен более решительным, чем прежде, и гневно отвечает апатичной Елене (Розалинд Элиэйзер), когда она вновь искажает его имя и отчество; Войницкий много сквернословит; Елена в четвертом действии сломя голову мчится по сцене и бросается Астрову на шею.
Основными темами пьесы остаются отчаяние и разочарование, та самая эмоциональная сила чеховских «сцен из деревенской жизни» по-прежнему способна волновать зрителей, а перегруженный работой доктор Астров (Ричард Армитидж) с его экологическими проектами в полной мере олицетворяет наше время.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |