В зависимости от свойств литературного произведения, задач, стоящих перед его интерпретатором, жанровые разновидности могут выделяться по самым разным основания (метод, родовая принадлежность, тематика, структурные особенности и др.). Понятно, что число жанровых разновидностей рассказа в творчестве Чехова в этом случае будет внушительным, что, например, отчасти отражено в семинарии Б.И. Александрова1.
Среди прочих разновидностей чеховских рассказов могут быть выделены такие, художественное время которых сориентировано на народный, светский или церковный календарь. Как уже отмечалось, в их числе — «дачные», «охотничьи», «крещенские», «троицкие» и другие разновидности «малого» жанра. Особое место в этом ряду принадлежит святочным и пасхальным рассказам. Их своеобразный статус определяется не только количеством или вниманием Чехова к этой форме, проявляемым на протяжении всего творческого пути. Главное — в их числе такие шедевры, как «Ванька», «Бабье царство», «Святою ночью», «Студент», «Архиерей», смысловая глубина, эстетическая выразительность и неповторимость которых гораздо ярче предстанут в соотнесении с той разновидностью рассказа, с какой они генетически связаны.
Примечания
1. Александров Б.И. А.П. Чехов: Семинарий. М.; Л., 1964.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |