Вернуться к Н.В. Капустин. «Чужое слово» в прозе А.П. Чехова: жанровые трансформации

Глава третья. Русская повесть и повести Чехова

В отличие от массового сознания, в котором имя Чехова ассоциируется прежде всего с рассказом и драматургией, литературоведением не забыто, что им было написано около полутора десятков повестей. Однако несмотря на целый ряд содержательных специальных исследований1, вопрос о том, как традиционная для русской литературы форма приобретает уникальные чеховские черты, вероятно, еще неоднократно будет предметом обсуждения. При его решении важна не только «генерализация» (то есть обнаружение качеств, присущих всем чеховским повестям), но и «индивидуализация» — пристальное внимание к отдельным произведениям, взятым в последовательной проекции на соответствующий жанровый ряд. И первая повесть Чехова, появившаяся в «толстом» журнале (ею, как известно, была «Степь»), и его последний опыт в этом жанре (повесть «В овраге») достаточно выразительно характеризуют процесс превращения «чужого», уже существовавшего в литературе, в «свое», в неповторимое художественное качество. Об этом и пойдет речь в дальнейшем.

Примечания

1. Шеховцова Т.А. «Романические повести» А.П. Чехова и их место в творческой эволюции писателя: Дис. ... канд. филол. наук. Харьков, 1989; Пухова Т.Ф. Проблемы поэтики повестей А.П. Чехова 1890-х — 1904-го годов: Дис. ... канд. филол. наук. М., 1990; Бурлай Т.В. Жанровое своеобразие повестей А.П. Чехова 90-х годов: Дис. ... канд. филол. наук. М., 1993.