Вернуться к Н.В. Капустин. «Чужое слово» в прозе А.П. Чехова: жанровые трансформации

Глава четвертая. Следы смежных жанров в чеховской прозе

По словам В.Н. Турбина, художественное произведение «принципиально многожанрово. Постоянная борьба идет в нем: что-то выдвигается на первый план, что-то редуцируется, угасает и затихает»1. Этот вывод между прочим подразумевает, что совсем не обязательно выстраивать соответствия по линии «рассказ — рассказ», «повесть — повесть» и т. п. Создатель эпоса, естественно, может использовать лирические и драматургические жанры (а также их разновидности или компоненты), лирик — эпические и драматургические и т. д. В прозе Чехова, как уже можно было убедиться ранее, обнаруживаются следы самых разных жанров, которые можно назвать смежными. Разумеется, оказавшись в новом контексте, они начинают жить другой жизнью, трансформируясь в соответствии с иным художественным заданием и подчиняясь законам, писателем «над собой признанным».

Примечания

1. Турбин В.Н. Пушкин. Гоголь. Лермонтов: Об изучении литературных жанров. М., 1978. С. 34.