Творчество А.П. Чехова, воспринимаемое современниками как литература, находящаяся на периферии магистральных путей и глобальной проблематики русской литературы XIX века, уже в начале XX столетия отчетливо осознавалось как некий «рубеж», «грань», «знамение», «рубикон». Именно чеховское творчество явилось культурной и литературной основой, которая станет предтечей принципиально нового художественного мышления. Чехов стал одним из родоначальников поэтики, определившей развитие русской и западноевропейской литературы.
Художественное новаторство Чехова, связанное с процессами лиризации и романизации, отразило закономерности художественного развития русского искусства конца XIX века и явилось выражением формирующейся новой концепции мира и человека.
Основу этой концепции составляла гуманистическая идея о ценности каждой человеческой личности. Интерес к судьбе отдельного обыкновенного человека совпадал с огромным интересом в конце века к философии христианства, провозглашающей наличие духовной и нравственной основы в каждом человеке. Подобное понимание и представление сущности человека обусловлено конкретно-историческими условиями и явилось отражением глубинного процесса демократизации русского общества 60—90-х годов XIX века. В произведениях Чехова эта тенденция реализовывалась в поиске особой художественной структуры, способной отразить все многообразие мира. В связи с этим важное значение приобретает изучение жанровой динамики чеховского творчества как выражения процесса духовных исканий писателя, связанных с утверждением общечеловеческих ценностей.
Первый драматический опыт Чехова, его пьеса «Безотцовщина», явившаяся отправной точкой для дальнейшего эстетического и философского поиска писателя, позволяет говорить об органической связи Чехова-прозаика и драматурга с литературным наследием русских писателей-романистов. Традиции русской литературы, определяя философско-эстетические позиции Чехова, подвергались мощной трансформации в его художественном сознании и воплощались в глубоко оригинальной форме его произведений. Важнейшей перспективной линией изучения ранней драматургии писателя является ориентация Чехова на национальную драматургическую традицию. В связи с — этим особое значение приобретает исследование типологических, тематических и структурных связей первой драмы «Безотцовщина» с драматическим наследием Д.И. Фонвизина, А.С. Грибоедова, Н.В. Гоголя. Это позволит расширить представление о философском, этическом и эстетическом содержании творчества А.П. Чехова.
Важным аспектом изучения ранней драматургии А.П. Чехова является исследование процесса развития и трансформации мелодраматизма в его зрелом творчестве, поэтому литературный контекст с середины 80-х гг. требует более тщательного осмысления.
Особенно внимательного изучения требует типологическое родство художественного мировидения А.П. Чехова и Н.В. Гоголя. Для обоих художников драма явилась определяющей формой для всего творчества. Специфические особенности новаторства Чехова (новеллизация, драматизация чеховской прозы) определились тем, что формирование художественного мышления писателя связано с ранними драматургическими опытами. Драма определяла тип художественного сознания Чехова и его общий взгляд на мир. «Безотцовщина», вобравшая в себя традиции предшествующей литературы, явилась отправной точкой, из которой вырастает и конструируется концепция мира и человека зрелого Чехова.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |