В этой комнате с 1899 г. по 1919 г. жила мать писателя Евгения Яковлевна. В 1940 г. здесь была создана музейно-биографическая комната. Подлинные фотографии и документы, первые, прижизненные издания произведений А.П. Чехова, выдержки из них, высказывания писателя, оригинальные произведения живописи и графики, фотокопии иллюстраций и сцен из его пьес, его личные вещи, а также другие материалы знакомят посетителей музея с жизнью, творческой, врачебной и общественной деятельностью А.П. Чехова.
Осмотр экспозиции начинается с правой от входа стороны.
На северной стене комнаты
194. Общий вид Таганрога. Копия с фотографии 1880-х годов.
195. Дом, в котором 17 (29) января 1860 г. родился А.П. Чехов. Рисунок С.М. Чехова, племянника писателя, 1959 г.
196. Семья Чеховых. Стоят (слева направо): Иван, Антон, Николай и Александр (братья), Митрофан Егорович (дядя); сидят: Михаил, Мария (брат и сестра), Павел Егорович (отец), Евгения Яковлевна (мать), Людмила Павловна (жена дяди) с сыном Георгием. Фотография 1874 г.
197. Цитата из письма А.П. Чехова брату Михаилу (1879 г.): «Среди людей нужно сознавать свое достоинство».
198. Таганрогская мужская гимназия, где А.П. Чехов учился с 1868 по 1879 г., рисунок с фотографии конца XIX века.
199. Зрительный зал таганрогского театра, на сцене которого А.П. Чехов впервые видел произведения русских и западноевропейских классиков. Фотокопия с рисунка конца XIX в.
200. Городская библиотека, постоянным читателем которой был А.П. Чехов. С фотографии конца XIX в.
201. Е.Я. Чехова — мать писателя. Портрет (масло) работы М.П. Чеховой, 1900-е годы. Написан в июне 1901 года.
202. Москва. Вид на Кремль. С фотографии 1880-х годов.
203. Цитата из письма А.П. Чехова:
«Я ужасно полюбил Москву... Я навсегда москвич».
204. Москва. Садовая-Кудринская ул., д. № 6. С акварели А. Средина, 1924 г. В этом доме семья Чеховых жила с 1886 по 1890 г. Здесь у А.П. Чехова бывали выдающиеся деятели русской литературы и искусства: Д.В. Григорович, А.Н. Плещеев, В.Г. Короленко, П.И. Чайковский, И.И. Левитан, А.И. Сумбатов-Южин, В.Н. Давыдов и другие. С 1954 года здесь открыт Дом-музей А.П. Чехова.
205. Антон Павлович (стоит слева) и Николай Павлович Чеховы в период их сотрудничества в юмористических журналах. С фотографии 1883 г.
206. Мария Павловна Чехова. Фотография 90-х годов, в период, когда она работала учительницей женской гимназии в Москве.
207. Настенный альбом с фотографиями мест, где А.П. Чехов жил и работал в 80-х гг.
1. Воскресенск (г. Истра). Школа, в которой А.П. Чехов жил летом 1883—1884 гг. у брата И.П. Чехова, работавшего здесь учителем.
Цитата из статьи М.П. Чехова «Антон Чехов на каникулах»:
«Воскресенск и Бабкино сыграли выдающуюся роль в развитии дарования Антона Чехова».
2. Звенигород. Земская больница, в которой в июле 1884 года А.П. Чехов заменял земского врача. С фотографии 1880-х гг.
3. Бабкино — усадьба Киселевых близ Воскресенска. Место летнего отдыха семьи Чеховых в 1885—1887 гг. С фотографии 1880-х гг.
4. Цитата из письма А.П. Чехова: «Был я в Лебедине, в Гадяче, в Сорочинцах и во многих прославленных Гоголем местах. Что за места! Я положительно очарован». Река Псел. А.П. Чехов бывал в этих местах летом 1888 и 1889 гг. Фотография 1951 года.
5. М.П. Чехова, Н.М. Линтварева и художник Сахаров на Луке, близ г. Сумы. Фотография 1888—1889 гг.
208. А.П. Чехов. Портрет работы Н.П. Чехова. 1883. Копия (масло).
209. Фотография выпускников медицинского факультета Московского университета 1884 г. В третьем ряду снизу, второй справа — А.П. Чехов.
210. В раме под стеклом:
а) фотокопия письма Д.В. Григоровича А.П. Чехову:
Цитата из письма Д.В. Григоровича: «У вас настоящий талант, — талант, выдвигающий Вас далеко из круга литераторов нового поколения».
б) Слева — цитата из воспоминаний А.М. Горького: «Я хорошо помню начало литературной деятельности А.П. Чехова, помню кисленькие улыбочки дореволюционных обывателей, когда они почувствовали, что человек, который казался им только веселым забавником, начал мягкой рукой, но безжалостно обнажать пошлость и глупость их жизни».
в) Справа — цитата из письма А.П. Чехова: «Занятия медицинскими науками имели серьезное влияние на мою литературную деятельность; они значительно раздвинули область моих наблюдений, обогатили меня знаниями... вероятно, благодаря близости к медицине, мне удалось избегнуть многих ошибок».
211. Иллюстрация к рассказу «Хамелеон». С рисунка Д.Н. Кардовского. 1910 г.
Ниже — цитата из рассказа:
Околодочный надзиратель Очумелов — Елдырину:
— «Узнай, чья собака, и составляй протокол! А собаку истребить надо. Не медля! Она, наверное, бешеная... Чья это собака, спрашиваю?
— Это, кажись, генерала Жигалова! говорит кто-то из толпы.
— Генерала Жигалова? Гм!... Сними-ка, Елдырин, с меня пальто. Ужас как жарко! Должно полагать, перед дождем... Одного только я не понимаю: как она могла тебя укусить? Нешто она достанет до пальца? Она маленькая, а ты ведь вон какой здоровила! Знаю вас, чертей!»
212. Иллюстрация к рассказу «Унтер Пришибеев». С рисунка Кукрыниксов. 1940—1941 гг.
Цитата из рассказа:
Пришибеев:
— «А ежели беспорядки? Нешто можно дозволять, чтобы народ безобразил? Где это в законе написано, чтобы народу волю давать? Я не могу дозволить-с. Ежели я не стану их разгонять да взыскивать, то кто же станет?»
213. Иллюстрация к повести «Степь». С рисунка Кукрыниксов. 1940—1941 гг.
Цитата из повести:
«В голубом небе, в лунном свете, в полете ночной птицы, во всем, что видишь и слышишь, начинают чудиться торжество красоты, молодость, расцвет сил и страстная жажда жизни; душа дает открик прекрасной, суровой родине, и хочется лететь над степью вместе с ночной птицей».
214. Иллюстрация к рассказу «Скучная история». С акварели А. Ванециана. 1954 г.
Цитата из рассказа:
«Каждое чувство и каждая мысль живут во мне особняком, и во всех моих суждениях о науке, театре, литературе, учениках... даже самый искусный аналитик не найдет того, что называется общей идеей или богом живого человека.
А коли нет этого, то, значит, нет и ничего».
215. В настенной витрине — первые сборники рассказов А.П. Чехова:
а) А. Чехонте. «Сказки Мельпомены». Шесть рассказов. Москва, 1884 г.
б) А. Чехонте (Ан. П. Чехов). «Пестрые рассказы». Петербург. Издание журнала «Осколки», 1886 г. На книге надпись: «Уважаемому Антону Павловичу Чехову от автора». 86, V, 24.
в) Антон Чехов. «В сумерках». Очерки и рассказы. Издание третье. 1889 г.
Сборник посвящен Д.В. Григоровичу. Академией наук удостоен Пушкинской премии в 1888 г.
216. В настольной витрине (№ 1):
а) Сборник рассказов. А. Чехов. «Хмурые люди», 1891 г. Посвящен П.И. Чайковскому.
б) А.П. Чехов. «Иванов». Пьеса в 4-х действиях. Первое издание. Петербург, 1889 г.
в) Журнал «Осколки», в котором А.П. Чехов сотрудничал с 1882 по 1887 г. На обложке этого номера журнала за 1889 г. помещен дружеский шарж. А.П. Чехов изображен на перекрестке двух дорог: прозаика и драматурга. Он раздумывает, какой выбрать путь после успеха его пьес «Медведь», «Иванов», «Леший».
г) «Татьяна Репина» — пьеса в одном действии А.П. Чехова, написанная им в шутку для А.С. Суворина в 1889 г. В то время в Москве, в Малом театре, шла пьеса Суворина «Татьяна Репина». А.П. Чехов в письмах к Суворину давал ему советы по поводу содержания пьесы и ее постановки, а в дальнейшем решил сам написать пьесу с тем же заглавием, используя также и имена некоторых героев суворинской пьесы. Посылая Суворину этот сюрприз-подарок, Чехов писал: «Сочинил я его в один присест, спешил, а потому вышел он у меня дешевле дешевого. За то, что я воспользовался вашим заглавием, подавайте в суд. Не показывайте его никому, а, прочитавши, бросьте в камин». Суворин отпечатал пьесу А.П. Чехова в типографии, тиражом в два экземпляра и один из них, также в виде сюрприза-подарка, послал Чехову. Второй экземпляр находился у Суворина; в настоящее время он хранится в Пушкинском доме в Ленинграде.
д) Записная книжка в футляре, подаренная А.П. Чехову Сувориным. В книжке есть записи, сделанные рукою Суворина, Лейкина и Мережковского.
е) Карта острова Сахалина, которой А.П. Чехов пользовался во время путешествия в 1890 году.
ж) Книга «Остров Сахалин», Москва, 1895 г. Впервые очерки были опубликованы в журнале «Русская мысль» в 1894—189—5 гг.
з) Отзыв о значении книги «Остров Сахалин», взятый из статьи А. Богдановича (журнал «Мир божий», 1902 г., № 9): «Не подчеркивая и отнюдь не стараясь ставить точки над i, автор превосходной группировкой фактов и личных наблюдений вырисовывает такую потрясающую картину жизни на Сахалине, что, совершенно подавленный и глубоко пристыженный, закрываешь книгу, и долго не можешь отделаться от полученного впечатления.
Если бы г. Чехов ничего не написал более, кроме этой книги, имя его навсегда было бы вписано в историю русской литературы и никогда не было бы забыто в истории русской ссылки».
и) Самородок золота и японская монета, привезенные А.П. Чеховым из поездки на Сахалин.
к) Японская грелка, привезенная Чеховым с Дальнего Востока.
217. Остров Сахалин. Порт Александровск. Акварель С.С. Чехова, внучатого племянника А.П. Чехова, 1959 г.
218. Цитата из письма А.П. Чехова А.Ф. Кони: «Мое короткое сахалинское прошлое представляется мне таким громадным...»
219. Схема поездок А.П. Чехова по Сахалину, составленная С.М. Чеховым по книге «Остров Сахалин» и по личным изысканиям на Сахалине летом 1958 г.
220. «Сибирский дорожник» — справочник, которым А.П. Чехов пользовался в пути на Сахалин.
221. Карточка переписи ссыльно-каторжных, проведенной А.П. Чеховым на Сахалине. Таких карточек им было составлено около 10 тысяч.
222. Настенный альбом с фотографиями:
1. Енисей близ Красноярска. С фотографии конца XIX в. Под ней — цитата из письма А.П. Чехова:
«На Енисее... жизнь началась стоном, а кончится удалью, какая нам и во сне не снилась... Я стоял и думал: какая полная, умная и смелая жизнь осветит со временем эти берега!»
2. Каторжные работы на Сахалине. С фотографии из личной коллекции А.П. Чехова.
Под ней — цитата из письма А.П. Чехова:
«Сахалин — это место невыносимых страданий, на какие только бывает способен человек, вольный и подневольный».
3. Сахалин. Заковка каторжников в кандалы. С фотографии из личной коллекции А.П. Чехова.
Под ней — цитата из письма А.П. Чехова:
«Буду воевать главным образом против пожизненности наказаний, в которой вижу причину всех зол, и против законов о ссыльных, которые страшно устарели и противоречивы».
г) Тюрьма в Александровске на Сахалине. С фотографии из личной коллекции А.П. Чехова.
223. А.П. Чехов. С фотографии 1890 г. (в раме под стеклом).
В стеклянной витрине:
224. Кожаное пальто А.П. Чехова, в котором он совершал путешествие на остров Сахалин в 1890 г., проехав по Сибири на лошадях свыше 4 тысяч верст.
225. Фарфоровый чайник в корзинке, служившей термосом. Приобретен Чеховым в Китае во время возвращения с Сахалина.
На восточной стене комнаты
226. Мелихово. Дом в усадьбе А.П. Чехова, зимой. Этюд М.П. Чеховой (масло). 1890-е гг.
227. Цитата из письма А.П. Чехова:
«Если я врач, мне нужны больные и больница; если я литератор, то мне нужно жить среди народа. Нужен хоть кусочек общественной и политической жизни...»
228. А.П. Чехов среди земских деятелей Серпуховского уезда. С фотографии 1895 г. Стоят: П.И. Куркин, И.Г. Витте, С.М. Шаховской. Сидят: А.П. Чехов, А.А. Кашинцев, М.П. Чехов, Н.Н. Хмелев.
229. Настенный альбом с фотографиями мелиховского периода:
1. А.П. Чехов и доктор Н.И. Коробов в деревне Мелихово. С фотографии 1893 года. Под ней — цитата из воспоминаний Т.Л. Щепкиной-Куперник: «Он разъезжал по деревням, принимал больных, читал лекции, как бороться с холерой, сердился, убеждал, горел этим и писал друзьям: «Пока я служу в земстве, — не считайте меня литератором». Но, конечно, не писать он не мог».
2. Годовой отчет А.П. Чехова по мелиховскому врачебному участку за 1892 год. Фотокопия.
3. Свидетельство о награждении врача А.П. Чехова бронзовой медалью за участие в 1-й всеобщей переписи 1897 года. Фотокопия.
4. Мелихово. Школа, построенная А.П. Чеховым. Фотография 1955 г.
5. Евгения Яковлевна, Иван Павлович (на заднем плане), Павел Егорович и Михаил Павлович Чеховы около дома в Мелихове. Фотография 1892 г.
6. Мелихово. Сад в усадьбе А.П. Чехова. Фотография 1890-х гг.
230. В центре экспозиции на этой стене — портрет А.П. Чехова, работы И. Браза, 1898 г. Копия (масло). Подлинник находится в Государственной Третьяковской галерее.
231. Под портретом — высказывание А.П. Чехова: «Все мы — народ и все то лучшее, что мы делаем, есть дело народное...»
232. Мелихово. Общий вид. Этюд М.П. Чеховой (масло), 1890-е гг.
233. Рига в мелиховской усадьбе А.П. Чехова. Этюд М.П. Чеховой (масло), 1890-е гг.
234. Цитата из «Записной книжки» А.П. Чехова:
«Желание служить общему благу должно непременно быть потребностью души, условием личного счастья...»
235. А.П. Чехов, Д.Н. Мамин-Сибиряк, И.Н. Потапенко. С фотографии 1896 г. (О Потапенко см. выше).
Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк (1852—1912) — талантливый писатель, автор широко известных романов, повестей и рассказов, посвященных прошлому горнозаводского Урала. Был знаком с Чеховым еще в московский период его жизни. Бывал не раз у Антона Павловича в этом доме. Чехов высоко ценил дарование Мамина-Сибиряка.
236. Настенный альбом с фотографиями:
1. Флигель в Мелихове. С фотографии.
На оборотной стороне фотографии — автограф А.П. Чехова:
«Мой дом, где была написана «Чайка». Ольге Леонардовне Книппер на добрую память. А. Чехов. 5 мая 99 г.».
Цитата из статьи Вл.И. Немировича-Данченко: «Здесь Чехов писал «Чайку», и много подробностей «Чайки» навеяно обстановкой Мелихова».
2. Михаил Павлович, Иван Павлович, Антон Павлович, Мария Павловна Чеховы, А.А. Лесова, А.И. Смагин и Поля Лесова в кабинете А.П. Чехова в мелиховском доме. Фотография 1890-х гг. Слева, рядом с фотографией, текст: «В Мелихове А.П. Чеховым было создано около 50 произведений».
3. Антон Павлович и Михаил Павлович Чеховы на крыльце флигеля. Фотография 1895 г.
4. Иван Павлович Чехов. Фотография 1890-х гг. (О нем см. выше).
5. Александр Павлович Чехов. Фотография начала 1890-х годов. (О нем см. выше).
6. Татьяна Львовна Щепкина-Куперник (1874—1952). Фотография 1899 г.
Т.Л. Щепкина-Куперник (внучка великого русского актера М.С. Щепкина) — поэтесса, драматург и переводчик на русский язык многих пьес иностранных авторов. Была очень дружна с семьей Чеховых и часто гостила в Мелихове. Находилась в дружеской шутливой переписке с Антоном Павловичем. Автор интересных воспоминаний о Чехове. Была удостоена звания заслуженного деятеля искусств.
7. Лидия Алексеевна Авилова (1865—1943). С фотографии 1890-х годов.
Л.А. Авилова — литератор. Познакомилась с Антоном Павловичем в 1889 г. Чехов охотно помогал ей печататься в толстых журналах и ценил ее как одаренного литератора. В конце 90-х годов Л.А. Авилова помогала А.П. Чехову собирать его ранние произведения из различных мелких журналов для издания полного собрания сочинений Чехова. В это время переписка их была наиболее оживленной. Авилова оставила воспоминания о Чехове — «Чехов в моей жизни».
237. Иллюстрация к рассказу «Человек в футляре». С рисунка Кукрыниксов. 1954 г. Под ней — цитата из рассказа:
«Под влиянием таких людей, как Беликов, за последние десять—пятнадцать лет в нашем городе стали бояться всего. Боятся громко говорить, посылать письма, знакомиться, читать книги».
238. Иллюстрация к рассказу «Палата № 6». С рисунка А. Ванециана. 1954 г.
Отзыв В.И. Ленина о «Палате № 6»:
«Когда я дочитал вчера вечером этот рассказ, мне стало прямо-таки жутко, я не мог оставаться в своей комнате, я встал и вышел. У меня было такое ощущение, точно и я заперт в палате № 6». (А.И. Ульянова-Елизарова. Воспоминания об Ильиче).
239. В настенной витрине:
а) журнал «Русская мысль». Книга XI за 1892 г. — первая, публикация рассказа «Палата № 6».
б) Иллюстрация к повести «Мужики». Акварель И. Репина, 1899 г. Фотокопия. Под ней — цитата из повести:
«Жить с ними было страшно, они грубы, не честны, грязны, не трезвы, живут не согласно, постоянно ссорятся, потому что не уважают, боятся и подозревают друг друга... Но все же они люди, они страдают и плачут, как люди, и в жизни их нет ничего такого, чему нельзя было бы найти оправдания. Тяжкий труд, от которого по ночам болит все тело, жестокие зимы, скудные урожаи, а помощи нет и неоткуда ждать ее».
240. «Чайка» — В.Ф. Комиссаржевская в роли Нины Заречной. Постановка Александринского театра. С фотографии 1896 г. Под ней — цитата из письма А.Ф. Кони А.П. Чехову:
«Чайка» — произведение, выходящее из ряда по своему замыслу, по новизне мыслей, по вдумчивой наблюдательности над житейскими положениями. Эта сама жизнь на сцене...»
241. «Дядя Ваня» — К.С. Станиславский в роли Астрова. Постановка Художественного театра. С фотографии 1899 г. Под ней — цитата из пьесы:
Астров: «Когда я слышу, как шумит мой молодой лес, посаженный моими руками, я сознаю, что климат немножко и в моей власти, и что, если через тысячу лет человек будет счастлив, то в этом немножко буду виноват и я».
242. В настольной витрине (№ 2):
а) журнал «Русская мысль» за 1898 г., книга 7. Первая публикация рассказа «Человек в футляре».
б) А.П. Чехов. «Дуэль», повесть. Издание 1899 г. Петербург.
в) А.П. Чехов. «Бабы», рассказ. Издание 1894 г. Москва.
г) Прижизненные издания переводов произведений А.П. Чехова на сербский, чешский, немецкий и шведский языки. Книги из личной библиотеки писателя.
д) Шкатулка с почтовыми марками, снятыми А.П. Чеховым с полученных писем. Писатель не был коллекционером-филателистом.
е) Охотничий рожок, которым пользовался Антон Павлович во время сбора грибов, чтобы не «аукаться».
ж) Рыболовные принадлежности: крючки, грузила в металлической коробочке и поплавок. Чехов любил рыбную ловлю.
з) Палочки сургуча и нож для разрезания книг.
На южной стене комнаты
243. Цитата из передовой статьи газеты «Правда» от 15 июля 1954 года:
«Он предчувствовал надвигающуюся бурю революции и приветствовал ее наступление».
244. А.П. Чехов среди общественных деятелей Ялты. С фотографии 1900—1901 гг. Слева направо. Сидят: врач А.Н. Алексин, врач и литератор С.Я. Елпатьевский, академик Н.П. Кондаков, А.П. Чехов. Стоят: врач Л.В. Средин, художник Г.Ф. Ярцев, врач П.Г. Розанов, сын Кондакова Сергей.
245. В раме под стеклом:
а) воззвание А.П. Чехова о сборе средств на постройку санатория для туберкулезных больных.
б) Пансион «Яузлар», открытый в 1903 г. по инициативе А.П. Чехова ялтинским благотворительным обществом. С фотографии 1900-х годов.
246. А.П. Чехов и Л.Н. Толстой в Гаспре. Раскрашенная фотография 1901 г.
247. Из высказываний Л.Н. Толстого:
«Чехов — это Пушкин в прозе».
248. А.П. Чехов и А.М. Горький в Ялте. С фотографии 1900 г.
249. Цитата из воспоминаний о Чехове А.М. Горького:
«Каждый новый рассказ Чехова все усиливает одну глубоко ценную и нужную для нас ноту — ноту бодрости и любви к жизни».
250. И.А. Бунин, Д.Н. Мамин-Сибиряк, А.М. Горький и Н.Д. Телешов в Ялте. С фотографии 1900 г.
251. В раме под стеклом:
а) письмо А.П. Чехова в Академию наук от 25 августа 1902 г. с отказом от звания академика в связи с признанием выборов А.М. Горького недействительными. Фотокопия.
б) Владимир Галактионович Короленко (1853—1921). С фотографии 1897 года.
В.Г. Короленко — известный писатель, автор многочисленных рассказов, очерков, повестей и интереснейших биографических записок «История моего современника». С А.П. Чеховым Короленко познакомился в конце 1887 года. Они взаимно глубоко уважали и ценили друг друга. В 1900 году оба были избраны почетными академиками. В 1902 году Короленко приехал к А.П. Чехову в Ялту для того, чтобы переговорить о совместном отказе от звания академика в знак протеста против признания выборов А.М. Горького недействительными. Антон Павлович называл Короленко «талантливым, чудесным писателем и прекраснейшим человеком». В.Г. Короленко оставил о Чехове ценные воспоминания.
252. Иллюстрация к рассказу «Дама с собачкой». С рисунка Кукрыниксов, 1946 г.
Цитата из рассказа:
«Гуров думал о том, как в сущности, если вдуматься, все прекрасно на этом свете, все, кроме того, что мы сами мыслим и делаем, когда забываем о высших целях бытия, о своем человеческом достоинстве».
253. Иллюстрация к рассказу «Невеста». С акварели Д. Дубинского, 1954 г.
Цитата из рассказа:
«О, если бы поскорее наступила эта новая, ясная жизнь, когда можно будет прямо и смело смотреть в глаза своей судьбе, сознавать себя правым, быть веселым, свободным! А такая жизнь рано или поздно настанет!»
254. В настольной витрине (№ 3):
1. Первые публикации произведений А.П. Чехова:
а) «Три сестры». Петербург, 1901 г.
б) «Дама с собачкой». Журнал «Русская мысль», 1899 г. Книга 12.
в) «В овраге». Журнал «Жизнь», 1900 г. Книга 1.
г) «Невеста». «Журнал для всех», 1903 г., № 12.
2. Первая страница черновой рукописи рассказа «Невеста».
3. Документы, относящиеся к общественно-благотворительной деятельности А.П. Чехова: квитанционные книжки по приему пожертвований на устройство санатория для малоимущих туберкулезных больных (корешки и квитанции заполнены А.П. Чеховым на различные суммы). Письмо Н.Д. Телешова, также собиравшего пожертвования. Синяя тетрадка с надписью, сделанной рукой А.П. Чехова: «Попечительство».
4. Домовая книга, в которой прописаны все постоянные и временные жильцы дома А.П. Чехова в Аутке за 1899—1904 гг. Раскрыта на странице, где в 1901 г. был прописан А.М. Горький, которому запрещена была прописка в Ялте, т. к. он находился под надзором полиции.
5. Три фотографии О.Л. Книппер, подаренные ею А.П. Чехову.
255. В центре экспозиции на этой стене фотопортрет А.П. Чехова 1902 г. Портрет этот, увеличенный в 1904 г., позже был подарен Дому-музею начальницей Ялтинской женской гимназии В.К. Харкеевич, почитательницей таланта Чехова. В этой гимназии Антон Павлович был членом попечительского совета.
256. А.П. Чехов и А.М. Горький среди артистов Московского Художественного театра в городском саду Ялты. С фотографии 1900 г.
257. В настенном альбоме:
а) эмблема Московского Художественного театра — летящая чайка. Цитата из доклада К.С. Станиславского:
«От А.П. Чехова из Ялты прилетела к нам Чайка. Она принесла нам счастье и ...указала новые пути в нашем искусстве».
б) Цитата из письма А.П. Чехова:
«Художественный театр — это лучшие страницы той книги, какая будет когда-либо написана о современном русском театре».
в) Афиши первого и последнего гастрольных спектаклей Московского Художественного театра в Ялте. 1900 г. Фотокопия.
г) «Дядя Ваня». Сцена из 1-го действия в постановке Художественного театра. С фотографии 1899 г.
д) «Чайка». Сцена из 1-го действия в постановке Художественного театра. С фотографии 1898 г.
258. В настенной витрине:
второе издание собрания сочинений А.П. Чехова в 16-ти томах. 1903 г. Петербург. Издательство А.Ф. Маркса.
259. «Три сестры». Сцена из 1-го действия в постановке Художественного театра. С фотографии 1901 г. Под ней — цитата из пьесы:
Ирина: «Человек должен трудиться, работать в поте лица, кто бы он ни был, и в этом одном заключается смысл и цель его жизни, его счастье, его восторги».
260. «Вишневый сад». Сцена из 2-го действия в постановке Художественного театра. Фотография 1904 г. Под ней — цитата из пьесы:
Трофимов: «Вот оно счастье, вот оно идет, подходит все ближе и ближе, я уже слышу его шаги. И если мы не увидим, не узнаем его, то что за беда? Его увидят другие!»
261. Высказывание А.П. Чехова (из воспоминаний А.М. Горького): «Если каждый человек на куске земли своей сделал бы все, что он может, как прекрасна была бы земля наша».
262. А.П. Чехов, О.Л. Книппер-Чехова и М.П. Чехова на прогулке в окрестностях Аутки. Фотография начала 1900-х гг.
263. В общей раме под стеклом:
а) первоначальный вид сада А.П. Чехова. Фотография 1900 г.
б) А.П. Чехов за посадкой деревьев. С фотографии 1899 г.
в) Алексей Максимович Горький, Антон Павлович Чехов, Михаил Павлович Чехов, жена Ивана Павловича Софья Владимировна с сыном Володей на террасе нижнего этажа чеховского дома в Ялте. Снимок сделан в мае 1900 года1.
г) А.П. Чехов и И.П. Чехов на скамейке в саду. Фотография 1902 г.
264. Дом А.П. Чехова в Ялте. С фотографии 1900 г.
265. А.П. Чехов в кабинете ялтинского дома. Фотография 1900 г.
266. А.П. Чехов, Е.Я. Чехова, М.П. Чехов, О.Л. Книппер-Чехова. Фотография 1902 г.
267. Курорт Баденвейлер в Шварцвальде (Германия), где 2/15 июля 1904 г. умер А.П. Чехов. С фотографии 1900-х годов.
268. В общей раме под стеклом:
а) цитата из статьи А.М. Горького:
«...Когда умрет Чехов — умрет один из лучших друзей России, друг умный, беспристрастный, правдивый, — друг, любящий ее, сострадающий ей во всем, и Россия вся дрогнет от горя и долго не забудет его, долго будет учиться понимать жизнь по его писаниям, освещенным грустной улыбкой любящего сердца, по его рассказам, пропитанным глубоким знанием жизни».
б) Похороны А.П. Чехова в Москве. Фотография 9/21 июля 1904 г.
в) Могила А.П. Чехова на Новодевичьем кладбище в Москве. Фотография 1904 г.
269. В круглой настольной витрине (№ 4):
а) рецепты, выписанные А.П. Чеховым для самого себя;
б) набор хирургических инструментов, которыми пользовался Чехов, оказывая медицинскую помощь жителям Мелихова и Аутки (Ялта), весы;
в) лупа, кувшинчик-унцовка;
г) пенсне Антона Павловича и футляр к нему;
д) две визитные карточки А.П. Чехова;
е) два карандаша.
270. В настольной витрине (№ 5) — личные вещи А.П. Чехова:
а) головные уборы: две кепки и серая шляпа;
б) кожаные перчатки, в которых Чехов работал в саду;
в) катушка ниток;
г) цинковые пластинки-этикетки для садовых растений в металлическом стаканчике;
д) синяя тетрадочка с названием «Сад», написанным рукою А.П. Чехова. В ней им записаны латинские ботанические названия растений, посаженных в ялтинском саду (см. ниже «Сад», стр. 105);
е) Садовые ножницы-секатор для обрезки деревьев и кустарников;
ж) ботинки;
з) сорочки, воротничок, манжеты, галстуки, жилет писателя;
и) носовой платок из тех, которые любил Антон Павлович;
к) темные очки в футляре. Чехов носил их в яркие солнечные дни.
В простенке между окнами
Здесь представлены материалы, кратко характеризующие историю Дома-музея А.П. Чехова.
271. Дом А.П. Чехова в Ялте. Фотография 1905 г.
272. Мария Павловка Чехова. Фотография 1954 г.
С 1921 по 1957 г. М.П. Чехова была директором Дома-музея А.П. Чехова.
273. Охранная грамота Ялтинского уездного революционного комитета, выданная Дому-музею А.П. Чехова в 1921 г. (Муляж).
274. В настенном альбоме:
1. Мария Павловна Чехова за письменным столом в своей комнате. Фотография 1946 г. Рядом — обложки первого шеститомного собрания писем А.П. Чехова, изданного М.П. Чеховой; альбома «Дом-музей А.П. Чехова в Ялте» с рисунками С.М. Чехова и текстом Марии Павловны и «Письма к брату А.П. Чехову».
2. Михаил Павлович Чехов. Фотография 1930-х гг. В эти годы он работал научным сотрудником Дома-музея А.П. Чехова в Ялте. Рядом с фотографией — обложка его книги «Вокруг Чехова» (изд. Академия, 1933), написанной в этом доме, и 1-го издания мемуарного каталога-путеводителя; Мария и Михаил Чеховы. Дом-музей Чехова в Ялте. (Соцэкгиз, 1937).
3. М.П. Чехова среди посетителей музея. Фотография 1950-х гг. За годы Советской власти Дом-музей А.П. Чехова посетило свыше миллиона человек.
4. Мария Павловна Чехова среди писателей и деятелей культуры на вечере, посвященном памяти А.П. Чехова в городском театре имени А.П. Чехова в Ялте. Фотография 1954 г.
275. В витрине:
а) орден Трудового Красного Знамени, которым М.П. Чехова была награждена в 1944 году «за успешную сорокалетнюю работу по хранению, изучению и изданию литературного наследства великого русского писателя А.П. Чехова».
б) Почетная грамота Заслуженного деятеля искусств РСФСР, врученная М.П. Чеховой в день 90-летия со дня рождения, в 1953 году.
в) Депутатский билет М.П. Чеховой, выданный ялтинским городским Советом в 1939 году. В 1948 году ей было присвоено звание Почетного гражданина г. Ялты.
276. В рамке под стеклом:
Даты жизни и творческой деятельности А.П. Чехова.
277. Здесь же, на полочке, — альбом с фотографиями чеховских мест в Советском Союзе, — наглядное свидетельство того, как народы нашей страны чтут память великого писателя А.П. Чехова.
На веранде (с юго-восточной стороны дома):
278. Шкаф с произведениями А.П. Чехова, изданными на языках народов Советского Союза.
279. Шкаф с произведениями А.П. Чехова, изданными за рубежом на иностранных языках.
Примечания
1. В 68 томе «Литературного наследства» на стр. 615 в подписи под такой же фотографией и на стр. 934 в оглавлении ошибочно указано вместо: «Михаил Павлович Чехов» — «Иван Павлович Чехов». (Ред.).
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |