Вернуться к Е.А. Динерштейн. «Фабрикант» читателей: А.Ф. Маркс

Я.П. Полонский

С Полонским Маркса связывали не только деловые, но и дружеские отношения. Поэтому вполне закономерно, что именно ему выпала честь издания в 1896 г. пятитомного собрания стихотворений поэта. Хотя оно и для своего времени было неполным, но волею судеб оказалось не перекрытым до наших дней.

Полонский был давним автором «Нивы». Печатался в журнале он регулярно, на протяжении длительного времени (с 1876 по 1894 г.). Отношения издателя и поэта далеко не всегда были идиллическими. Со слов Е.А. Штакеншнейдер, известно, например, что летом 1883 г. Полонский, еще не знавший о поездке Маркса в Париж к Тургеневу, послал в «Ниву» стихотворение «У одра», отклоненное перед тем Стасюлевичем за чрезмерное, по его мнению, упование автора на бога. К удивлению Полонского, оно было отклонено и Бергом, но на этот раз за «проповедь атеизма», недопустимую в «семейном журнале»1.

Как бы то ни было, но вечно стесненный в деньгах поэт не только не разорвал связей с «Нивой» после всего случившегося, но продолжал пользоваться добрым участием Маркса. Об этом свидетельствует его письмо от 17 сентября 1893 г.: «С сегодняшнего дня, несмотря на головную боль, примусь писать для Вас. Если удастся, то в декабре или январе вы успеете напечатать новый плод трудов моих. Если же не удастся, я продам картину Судковского и верну Вам денежный долг мой. Верьте, что в конце концов я честно с Вами рассчитаюсь и мне не будет стыдно с Вами встречаться». Слово свое Полонский сдержал, и в 1894 г. «Нива» опубликовала ряд его произведений. На этом его сотрудничество с журналом прекратилось, хотя Маркс и платил ему чрезвычайно высокий для того времени гонорар — 2 руб. за строку. Причиной тому стало издание собрания стихотворений поэта.

Разговор об издании собрания сочинений Полонского возник, как позволяет об этом судить его переписка с Марксом, в самом начале 1895 г. По чьей инициативе — сказать трудно. Скорее всего, по предложению Маркса, так как из письма Полонского, отправленного в начале февраля, можно заключить, что первоначально он сам намеревался осуществить подобное издание за счет какого-то высокопоставленного лица*: «Что касается до купли моих сочинений, — писал он в этом письме, — то я бы желал, чтобы этот вопрос был решен в принципе». Маркс не замедлил выразить готовность их приобрести. Боясь допустить какой-либо промах, поэт передал решение этого жизненно важного дела на усмотрение жены, но в то же время все же сообщил примерные объемы будущего издания: не менее 16 больших томов, за которые, по его словам, жена «не возьмет менее 80 000». «Что для Вас выгоднее, — спрашивал он Маркса, — купить все и издавать по усмотрению то одно, то другое, или сначала купить то, что я Вам предлагаю в этом письме? зависит от Вас»2.

Маркс изъявил согласие приобрести «отдельные произведения», но только в том случае, если будет найдено «средство договориться об условиях». В первую очередь он просил Полонского прислать в одном экземпляре все его поэтические произведения и заодно сообщить, на какой гонорар он рассчитывает в случае издания полного собрания его стихотворений при тираже 10 тыс. экз., детской книжки «Кузнечик-музыкант», выпущенной дорогим и дешевым изданием тем же тиражом. И, наконец, какую сумму он предполагает получить за издание всей его «поэзии с авторскими правами с неограниченным сроком?». «Мне нужен ясный и четкий ответ на все эти вопросы для того, — писал Маркс, — чтобы составить себе ясное представление о возможностях осуществления этого предприятия, о базе, на которую можно рассчитывать»3.

Отвечая Марксу, Полонский предлагал выпустить «Полное собрание поэтических произведений» (включая стихотворения в прозе) сравнительно большим тиражом в 10 тыс. экз., с тем чтобы довести цену тома до 2 руб., «Избранные стихотворения», предназначаемые учащимся различных средних учебных заведений, в количестве 3 тыс. экз. по цене «никак не дешевле 3 руб. за экземпляр», сказку «Кузнечик-музыкант» в виде подарочного издания (3 тыс. экз., цена 3 руб.) и дешевого издания (10 тыс. экз., цена 50 к.) и неограниченным тиражом издать два его рассказа для так называемого «народного читателя» по цене от 5 до 10 коп. «За все это, смею думать, Вы согласитесь выплатить мне 20 тыс. руб. Если Вы найдете, что это дорого, то объясните почему? Я не хочу причинять Вам убытков, но, уступая Вам все лучшее, что я написал, не желал бы и обездолить семью мою»4. Вместе с тем Полонский медлил с решением столь важной для него проблемы, так как на роль издателя его сочинений претендовал еще и муж дочери, который даже занял под это издание деньги, но по размышлении поэт предпочел все же Маркса, написав ему, что верит его вкусу: «Вы лучший издатель в России, и на Вас можно положиться». Однако цену за уступку авторских прав оставил прежнюю — 80 тыс. руб.

Маркс отклонил условия Полонского, сославшись на перегруженность типографии, и в свою очередь предложил «пока ограничить наше условие только двумя изданиями «Полного собрания стихотворений» и «Собрания избранных стихотворений», для чего препроводил одновременно с письмом проект договора. Вопрос о судьбе остальных книг откладывался таким образом на неопределенный срок.

Порядок расположения стихотворений в издании по периодам определил сам поэт**: «На мысль так расположить стихи свои навело меня последнее издание стихотворений Надсона... Другого способа привести стихи свои в хронологический порядок я не найду, так как не подписывал годов под ними или под многими из них, не помню где и что писал»5. Полонский сам подготовил рукопись к изданию, но корректуру держали его близкие.

Маркс заплатил поэту за право издания собрания стихотворений 10 тыс. руб. Первоначально он намеревался установить цену за четырехтомник 5 руб., но, выпустив издание в пяти томах, поднял ее до 6 руб. Обычная коммерческая комбинация, бесспорно выгодная издателю, вызвала протест сына поэта, который по поручению отца держал корректуру последних томов***. «Издание, выходящее в 5 томах почти при том же количестве листов, не может Вам стать, по существу, дороже, и, по-видимому, только внешнее обстоятельство, что оно в 5 томах, а не в 4-х, является для Вас основанием надбавить цену в 1 рубль, т. е. на 10 тысячах экземплярах неожиданно вернуть все, что Вы заплатили отцу. Имеет ли отец право на известную долю в этой 10 000 премии — вопрос...» — писал он, судя по всему, осенью 1895 г.6 Однако выкладки сына Полонского не точны. Во-первых, он не учитывал увеличения производственных издержек. Во-вторых, не принял во внимание дополнительной книготорговой скидки (не менее 30% с номинала пятого тома). В-третьих, он явно не учитывал того, что с увеличением числа томов и, следовательно, цены замедлялась продажа издания, находившаяся в прямой зависимости от выпуска планируемых параллельно «Избранных произведений» поэта.

В отличие от подавляющего большинства изданных Марксом русских писателей, Полонский не рассчитывал на широкую читательскую аудиторию, хотя и уверял издателя, что «до сих пор не растерял своих поклонников». Но тиражи, предлагаемые им для своих книг, свидетельствуют об ограниченности этой аудитории определенными сословными кругами. Поэтому он легко соглашался с назначаемой Марксом сравнительно высокой ценой на свои сочинения (предшествующие издания его избранных произведений продавались от 15 до 18 руб. за экз.).

Как было обусловлено соглашением 21 марта 1896 г., Маркс послал Полонскому расклейку его пятитомника, с тем чтобы тот отобрал произведения для «Избранных стихотворений». Но то ли сам задержал выпуск издания, то ли поэт вовремя не ответил, но только через год, в мае 1897 г., он вновь выслал автору расклейку его пятитомника, сопроводив аналогичной просьбой. Что весьма характерно для Маркса, он обращал внимание Полонского на необходимость продумать структуру будущего издания, расположение материала, форму публикации отрывков и т. д. Заодно он просил поэта, используя свои связи, ускорить одобрение этого издания Ученым комитетом Министерства народного просвещения, что открывало для него двери школьных библиотек7.

Как позволяют судить об этом ответные письма Полонского, поэт со своей стороны сделал все возможное, чтобы облегчить своим избранным произведениям путь к читателю, обратившись за содействием к своему старому знакомому, члену Ученого комитета Министерства просвещения поэту К.К. Случевскому, которое тот ему обещал оказать. Полонский даже по просьбе Маркса навестил в начале июня 1895 г. бывшего редактора «Нивы» кн. Волконского (которого терпеть не мог), с тем чтобы совместно обсудить состав тома8.

Переписка Маркса и Полонского свидетельствует, что их взаимоотношения выходили за рамки чисто деловых контактов, обычных для издателя и автора, и носили поистине дружеский характер. В ряде писем поэт заверял Маркса в своем «дружеском расположении» к нему, относил к числу своих друзей и т. п. Они были знакомы домами, сравнительно часто навещали друг друга (насколько это было возможно для больного Полонского).

Маркс называет жену поэта по имени (Жозефина), а не по имени и отчеству, в день 75-летия Полонского посылает ему одновременно с поздравлениями 100 гаванских сигар лучшей марки с пожеланием «курить их с таким же удовольствием», как курит сам; в другой раз он дарит «по случаю» самое дорогое свое издание — «Офорты» Шишкина, выпущенное в крайне ограниченном числе экземпляров (это не считая постоянно посылаемых очередных изданий), и т. п. «Вы знаете, как дорога для меня каждая Ваша вещь, — обращаясь к Полонскому, писал Маркс, — и Вас, конечно, не удивило, что на Ваше колебание, кому отдать «Мирам» — «Ниве» или «Русской мысли», — я ответил настоятельной просьбой о присылке этой вещи мне. Но я не знал, что «Мирам» уже обещан Лаврову и что для исполнения моей просьбы Вам пришлось бы, как Вы говорите, «нарушить обещание, данное Лаврову»****. Этого я ни в каком случае не хотел и не считаю себя вправе требовать подобного, несмотря или, вернее, — именно вследствие наших добрых отношений, не желая испортить Ваших отношений к «Русской мысли» и причинить неудовольствие Лаврову, с которым я также в хороших отношениях. Не считая поэтому возможным настаивать на отдачу мне «Мирама» и возвращая при сем рукопись, я надеюсь, что, бог даст, — вы найдете и досуг, и покой и в награду за лишение меня «Мирама» Вы подарите моей «Ниве» еще немало хороших вещей»9.

Оценить в полной мере деликатность Маркса можно только вспомнив, что рукописью Полонский обычно расплачивался за ранее авансированный труд. Добрые отношения с поэтом помешали Марксу настаивать на приобретении авторских прав на его сочинения, что в конечном счете лишило писателя возможности издать свое полное собрание сочинений массовым тиражом.

* * *

В царской России все было «императорским»: академия, университеты, научные общества, и даже театры и библиотеки. Лишь литература и пресса (за исключением реакционных и откровенно рептильных изданий) ни в какой форме не получали государственной поддержки.

В год выпуска полного собрания сочинений Достоевского, положившего начало «нивским» приложениям, гофмейстер двора и поэт Константин Константинович Случевский составил проект адреса на имя Александра III с просьбой о принятии русской литературы под высочайшее покровительство10. Будучи консервативно настроенным человеком, он видел в монаршем благоволении единственное средство, способное содействовать ее развитию. Выдвинутая им идея не была оригинальна: под покровительством высочайших особ находились, например, российское театральное и русское техническое общества. В стране существовали и некоторые другие профессиональные корпорации, созывались даже съезды, но попытка объединить литераторов показалась властям чрезвычайно дорогостоящей и опасной затеей. Одно дело — содержать государственные театры, другое — издательства. В конце концов, сколько бы ни стоил балет, никаких подвохов от него не следовало ожидать, другое дело — литература, даже облагодетельствованная монаршими милостями. Нет уж, пусть ей способствуют частные лица и несут за это ответственность перед богом, законом и своим карманом. И они несли ее.

Десять лет — небольшой срок, но именно за период с 1894 по 1904 г. (год смерти А.Ф. Маркса) вышли в свет в качестве приложений к «Ниве», кроме названных, полные собрания сочинений Д.В. Григоровича (1896), Г.П. Данилевского (1901), В.Ф. Жуковского (1902), А.К. Шеллера-Михайлова (1904—1905), И.Ф. Горбунова (1904), двадцатидвухтомное собрание романов, повестей и рассказов П.Д. Боборыкина (1897) и др. В виде самостоятельных изданий — собрания сочинений А.Н. Плещеева, И.Н. Потапенко, К.К. Случевского, С.Н. Терпигорева (Атавы), Н.Ф. Головина (Орловского), В.Г. Авсеенко, А.А. Тихонова (Лугового). В это же время Маркс приобрел права литературной собственности на сочинения М.Н. Альбова, И.С. Баранцевича, П.Г. Вейнберга, Вл.И. Немировича-Данченко, Т.П. Пассек, И.М. Станюковича, А.К. Толстого (на пять лет) и др. Безуспешными оказались лишь попытки переговоров с М. Горьким.

Не все равноценно в этом богатейшем наследии, но уже простой перечень имен свидетельствует о том существенном вкладе, какой внес издатель Маркс в сокровищницу русской культуры. Нет, совсем недаром помянул добрым словом «старую «Ниву»» Леонид Леонов, вспоминая, как много она сделала «в государственном деле развития и поддержки русской литературы».

Примечания

*. Речь шла о великом князе Константине Константиновиче.

**. 1 период: от 1839 по 1845 (по выходе из университета до отъезда в Одессу); 2 период: от 1845 до 1859 (в Одессе, на Кавказе и Москве, до отъезда в Петербург); 3 период: от 1852 до 1862 (писанные за границей и в Петербурге)... и т. д.

***. Сохранился лишь черновик письма. Отправил ли он его Марксу, неизвестно.

****. Лавров В.М. — совладелец и соредактор В.В. Гольцова по журналу «Русская мысль».

1. Штакеншнейдер Е.А. Из дневника // Голос минувшего. 1919. № 1/4. С. 191.

2. ИРЛИ, 10.368—10.369, XIV с.

3. Там же, ф. Полонского, № 12902, л. 13 (пер. с фр.).

4. Там же, № 12902, л. 16 (на рус. яз.).

5. Там же, л. 14, 18—19, 20 (на фр. яз.).

6. ЦГАЛИ, ф. 403, оп. 3, д. 13, л. 1—2 об.

7. ИРЛИ, ф. Полонского, № 12902, л. 21—24.

8. Там же, № 10.368.

9. Там же, ф. Полонского, № 12902, л. 28.

10. ГБЛ, ф. 331, к. 56, д. 36 г: л. н. н.