В данной работе была предпринята попытка целостного исследования феномена памяти в художественном творчестве А.П. Чехова. В результате исследования мы пришли к следующим выводам:
1. Анализ существующих исследований позволил выявить основные аспекты и пути изучения данного феномена в чеховедении. С одной стороны, феномен памяти рассматривается как элемент структуры повествования, как элемент пространственно-временной организации, как компонент структуры персонажа, с другой, — как одна из идейно-тематических доминант чеховского творчества в целом. Обобщение результатов данных исследований позволило составить представление о феномене памяти, в частности воспоминании, во-первых, как о значимом и многофункциональном элементе художественной структуры чеховских произведений, во-вторых, как о важной составляющей мировосприятия и творческого процесса писателя. Целостное изучение феномена памяти было предпринято через исследование генезиса данного явления.
2. Было показано, что обращение Чехова к использованию феномена памяти обусловлено и художественной необходимостью и научными, профессиональными знаниями писателя. Необходимость выработки собственного психологического стиля, жанровое своеобразие произведений требовали поиска особых форм психологизма и приемов сюжетно-композиционного построения. В процессе творческого поиска Чехов активно обращался к современным научным данным и собственному профессиональному опыту.
3. Было выявлено типологическое разнообразие феноменов памяти в произведениях писателя. На протяжении всего творчества предметом изображения становились: 1) ассоциативные механизмы памяти (зрительные, акустические, кинестетические, смешанные ряды ассоциаций); 2) механизмы произвольного и непроизвольного возникновения воспоминаний; 3) эмоциональная окрашенность воспоминаний; 4) механизмы сохранения памятью различной информации (кратковременная и долговременная память); 5) механизмы забывания; 6) механизмы воображения, сна, возникновения патологических состояний (сна, бреда, видений и галлюцинаций). Характер этой обширной феноменологии, используемой при изображении внутреннего мира героев, свидетельствует о сочетании творческой интуиции Чехова-художника с непосредственным знанием Чехова-естественника. Научное знание давало писателю представление о возможном многообразии проявлений психической жизни человека, в основе которых лежат процессы памяти. Интуиция художника позволяла увидеть и раскрыть поэтический потенциал феноменов памяти и превратить законы и механизмы психического процесса в устойчивые поэтические приемы.
4. История становления и утверждения феномена памяти в художественном творчестве А.П. Чехова рассматривалась как история становления и утверждения устойчивого многофункционального приема чеховской поэтики. Было показано, что введение различных феноменов памяти в художественную структуру чеховских произведений являлось особым приемом интенсификации формы, приемом создания изобразительного, психологического и сюжетно-композиционного лаконизма. Использование механизмов психических процессов воспоминания, в частности, непроизвольного характера его возникновения, воображения, сна, а также механизмов возникновения патологических состояний позволяло писателю выработать устойчивые «поэтические формулы» психологического и сюжетно-композиционного лаконизма в произведениях, где сюжетная динамика задается изменением во внутреннем мире или сознании персонажа. Введение спонтанного воспоминания является способом создания сюжетной динамики через выделение внутреннего плана сюжета, в движении которого и раскрывается логика сюжетообразующего события произведения. Наконец, использование такого механизма памяти, как избирательность запоминания, становится одним из способов, создания особенных черт «чеховского» хронотопа. Использование этого механизма является способом создания психологической неоднородности и разомкнутости мира, в котором существуют чеховские герои.
5. Предпринятое исследование феномена памяти в чеховском творчестве позволило не только значительно расширить репертуар поэтических функций, которые этот феномен выполняет, но, прежде всего, раскрыть саму «поэтическую механику» использования Чеховым этого феномена, т. е. проникнуть в творческую лабораторию писателя, в становление его художественного метода. Исследование феномена памяти не только как предмета изображения, но и как устойчивого многофункционального приема чеховской поэтики позволяет говорить о том, что в становлении и утверждении этого приема раскрывается конкретный механизм воплощения научного метода в художественном творчестве А.П. Чехова.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |