Вернуться к С.В. Чернышёва. Функции повторов в прозе А.П. Чехова

Глава первая. Повтор как способ характеристики комического героя

Комическое относят к одной из самых сложных категорий эстетики. Его общепринятого определения не существует, хотя большинство выдающихся философов и ученых в понимании сущности комического исходили из того, что оно невозможно без смешного. Смех же, в свою очередь, возникает в результате противоречия (несоответствия между прекрасным и безобразным, ничтожным и возвышенным, живым и механическим, формой и содержанием и т. д.)

Различая сатиру и юмор как основные типы комического (юмор добродушен, беззлобен, сатира же направлена на резкое критическое осмеяние изображаемого), исследователи обычно выделяют такие приемы его создания, как иронию, сарказм, преувеличение, пародирование, гротеск, окарикатуривание и др. Причем смех нередко связывают с неожиданным. Кант, например, «видел сущность комического во внезапности разрешения напряженного ожидания...»1 Но наряду с неожиданным, подразумевающим отклонение от чего-либо постоянного, смех может быть вызван и повторами, нередко прогнозируемыми, ожидаемыми читателем или зрителем. Чехов прекрасно чувствовал этот комический потенциал повторяемости, что особенно заметно в его раннем творчестве, где широко представлены как вербальные, так и невербальные разновидности повторов.

Примечания

1. Борев Ю.Б. Комическое. М., 1970. С. 48.