Анализ материала показал, что в прозе А.П. Чехова реализуется категория внешней диалогичности, которая отражает взаимоотношения «автор — читатель» и имеет определенную систему языковых средств выражения.
Ведущим средством внешней диалогичности в чеховской прозе выступают индикативные глагольные и местоименные формы 2-го лица множественного числа и формы повелительного наклонения; в меньшей степени представлены вопросно-ответные единства; немногочисленны вопросительные предложения и обращения; наконец, в единичных случаях используются «мы»-формы.
Установлено, что состав средств внешней диалогичности и насыщенность ими текста варьируются в различные периоды творчества писателя. Продемонстрировано, что наблюдаемые закономерности (полный спектр средств и максимальная частотность их воспроизведения в первом периоде и начиная со второго периода свертывание номенклатуры средств и снижение их объема до минимальных значений) связаны со сменой повествовательных типов как отражением эволюции творческого метода А.П. Чехова.
Проведенное исследование позволяет говорить о том, что в прозе А.П. Чехова внешняя диалогичность выполняет функции, присущие текстам любой стилистической принадлежности, среди них — функции активизации внимания читателя, обозначения отношений между субъектом и адресатом речи, а также обозначения статуса адресата. В то же время наблюдения над материалом дают основания утверждать, что в чеховском повествовании возможно и особое проявление двух из перечисленных функций, обусловленное спецификой функционирования категории внешней диалогичности в художественном тексте.
Так, функция активизации внимания адресата речи иногда может осуществляться за счет вовлечения читателя в процесс описываемого действия либо благодаря привлечению его внимания к авторской оценке.
Относительно функции обозначения отношений между субъектом и адресатом речи следует отметить, что в чеховском повествовании в единичных случаях возможна детализация типа семантического взаимодействия их диалогических позиций как конфликтного.
Выявлено, что распределение функций внешней диалогичности по различным периодам творчества А.П. Чехова неравномерно и обусловлено переходом от субъективной манеры ранней прозы к объективному повествованию в рассказах 1888—1904 годов.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |