Обращение к материалу прозаических произведений А.П. Чехова дает основания утверждать, что им присуща диалогичность, которая реализуется в структуре авторского повествования в двух типах — внешней и внутренней диалогичности при явном преобладании последней. Данная глава посвящена исследованию функционирования внутренней диалогичности авторского повествования чеховской прозы.
Определяется, что внутренняя диалогичность чеховского повествования обусловлена сменой «точек зрения» в монологическом контексте и представляет собой воспроизведение речи персонажа в структуре третьеличного нарратива.
Устанавливаются средства создания внутренней диалогичности, к которым отнесена несобственно-прямая речь, маркирующая отношения между автором и героем, и прямая (в виде внутреннего монолога) речь, представленная диалогом героя с самим собой. Определяется их соотношение и выявляется специфика их использования.
Особое внимание уделяется рассмотрению несобственно-прямой речи как ведущему средству переключения повествования в план персонажа. Подробно описываются грамматические и лексические сигналы несобственно-прямой речи.
Выделяются функции внутренней диалогичности, среди которых функция диалогизации повествования, приводящая к усилению драматургичности художественного прозаического текста, и характерологическая функция, связанная с созданием образа персонажа.
Раскрываются закономерности реализации категории внутренней диалогичности чеховской прозы в рамках трех выделенных периодов творчества писателя в соотношении с принципами его поэтики. Доказывается, что зафиксированные тенденции обусловлены сменой повествовательных типов в прозе А.П. Чехова и отражают эволюцию художественного метода писателя.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |