Творчеству А.П. Чехова посвящено множество литературоведческих работ как в России1, так и за рубежом2, которые содержат интересный и серьезный анализ произведений русского писателя.
Одна из основных проблем, волнующих литературоведов и театроведов, связана с осмыслением новаторства А.П. Чехова в области драматургии. А.П. Скафтымов3 указывал на «новые способы драматического движения» в произведениях Чехова: своеобразие построения диалогов, особого рода лиризм, так называемое «подводное течение», или подтекст и др. Концепции А.П. Скафтымова близка точка зрения другого крупного литературоведа — Г.Б. Бердникова4, который глубоко исследовал новый тип фабульно-сюжетных отношений в чеховской драматургии, в основе которых лежит оппозиция «внешнее-внутреннее». С. Балухатый5 и В.Е. Хализев6 анализировали творческие принципы Чехова-драматурга.
Многие отечественные исследователи, в частности, такие, как П.И. Ревякин7, А.С. Собенников8, И.Н. Сухих9, Н.И. Фадеева10, Е. Толстая11, Э.А. Полоцкая12, изучали творчество Чехова как представителя «новой драмы» и рассматривали чеховские произведения сквозь призму поэтики «новой драмы». В. Ермилов13, С. Заманский14, Е.М. Гушанская15 исследовали специфику подтекста в драмах Чехова, считая «подводный диалог» одним из главных средств психологической характеристики персонажей в творчестве русского драматурга.
Специфика чеховской драматургии, та роль, которую сыграло его драматургическое наследие в истории развития мировой литературы и театра, определили особый интерес ученых к международному контексту творчества автора «Чайки», «Трех сестер», «Вишневого сада». На первый план вышли проблемы литературных связей, особой роли, которую сыграла чеховская драматургия в становлении и развитии «новой драмы». Этой проблеме была посвящена книга «Чехов и мировая литература» из серии «Литературное наследство», а также научные работы, статьи и книги Т.К. Шах-Азизовой16, Б.И. Зингермана17, В.Б. Катаева18, А. Господиновой19.
Большое количество литературоведческих работ, посвященных творчеству А.П. Чехова в целом, разнообразие научно-исследовательских подходов (среди которых сравнительно-исторический, историко-биографический, коммуникативный, философский и др.) свидетельствуют о серьезном внимании к наследию Чехова-драматурга.
В отечественном литературоведении накоплен серьезный и убедительно аргументированный опыт интерпретации отдельных произведений и творчества в целом. Однако, на современном этапе развития науки многие аспекты творчества Чехова-драматурга требуют уточнения. Так, пристальное внимание исследователей привлекает проблема пространственно-временной организации художественных произведений: «Проблема художественного пространство-времени — одна из наиболее актуальных для современной эстетики и искусствознания, поскольку выдвигает продуктивный и нетривиальный метод анализа художественной реальности, емко и многогранно описывая ее структуру»20. Н.Е. Леонова связывает данную тенденцию с тем, что только в последнее десятилетие в отечественном литературоведении сложились объективные предпосылки для рассмотрения художественных произведений в данном ракурсе: появилось множество теоретических работ (в 1993 впервые вышла книга П.А. Флоренского «Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях», издаются труды М.М. Бахтина, А.Ф. Лосева, М.Л. Гаспарова, Б. Успенского)21.
Однако в обозначенной проблеме основное внимание исследователей привлекал, главный образом, пространственный аспект: топосы провинциального городка, где разворачивается действие чеховских произведений, вишневого сада, а также категория безграничности22. Глубокому рассмотрению категории художественного пространства в творчестве Чехова посвящены работы Б.И. Зингермана23, М.О. Горячевой24, И.Н. Сухих25, Н.Е. Разумовой26.
Проблема художественного времени в творчестве А.П. Чехова рассмотрена отечественными литературоведами не в полном объеме. Внимание исследователей, изучавших проблему художественного времени в творчестве русского писателя, привлекали в большей мере его прозаические произведения. В то время как проблема художественного времени в драматургии А.П. Чехова затрагивается фрагментарно, на уровне отдельных высказываний или статей.
А.Б. Дерман27, Б.И. Зингерман28, В.Я. Лакшин29, В.А. Келдыш30, А.П. Чудаков31 рассматривали категорию мгновения в художественном времени в творчестве Чехова.
И.Н. Сухих исследовал проблему хронотопа чеховских произведений. Он отмечает такие характерные признаки, присущие доминантному хронотопу чеховского творчества, как разомкнутость и неограниченность внешнего мира32. В то время как «типичные признаки традиционного хронотопа — замкнутость и однородность — проявляются где-то на периферии чеховского творчества»33.
В.Б. Катаев, анализируя прозу А.П. Чехова, доказывает, что его повести пронизаны «игрой многими и различными аспектами времени»34, которые пересекаются, но не исключают друг друга. Это чрезвычайно интересно для понимания чеховской прозы. Литературовед высказал наблюдения, которые могут быть продуктивно использованы и при анализе чеховской драматургии. В.Б. Катаев выделяет множество представленных в произведениях А.П. Чехова временных уровней:
— время-вечность;
— время-прогресс;
— время отдельной человеческой жизни;
— время будничности, повседневности;
— время, определяющее психологический процесс;
— время события;
— время-исторический период;
— время как пора поколения;
При этом каждый из временных уровней представлен своим прошлым, настоящим и будущим. В данной концепции присутствуют категории собственно временные, качественно-временные, фабульные, поэтологические, социокультурные и философские, тогда как психологические модусы времени не вошли в сферу основного внимания литературоведа.
Время как доминантный мотив чеховской драматургии рассматривал Б.И. Зингерман: «Среди известных нам мотивов чеховской драматургии главный — мотив времени. Другие мотивы то слышны, то исчезают, этот звучит постоянно, с неслабеющей силой. Герои А.П. Чехова вспоминают о времени весело и печально, по самым различным поводам. Они говорят о своей ушедшей молодости и далеком прошлом России, о близкой старости и будущем человечества, о случайных мгновениях счастья и мерном однообразном течении буден»35. Психологическое время рассматривается как обобщенная категория, соотносящая судьбу героя и России. Исследователь говорит о новаторстве Чехова в трактовке сценического времени в драматургии и сопоставляет с мотивом времени в творчестве Ф.М. Достоевского, И.А. Бунина, С. Цвейга. В заключение Б.И. Зингерман делает вывод о том, что с камерных лирических пьес Чехова «начинается современный эпический театр, основанный на расширительном толковании индивидуальных человеческих драм, непосредственно сопоставляющий театральное время с временем человеческой жизни, с прошлым и будущим, с бесконечной человеческой исторической преемственностью поколений»36.
В чеховедении для изучения проблемы художественного времени большую значимость имеют исследования, уже ставшие классическими. Однако интерес представляют и недавно появившиеся работы. Шалыгина О.В.37 в своей диссертации рассматривает личностные концепции времени в художественных системах А.П. Чехова и А. Белого, анализируя художественные миры А.П. Чехова и А. Белого сквозь призму их отношений ко времени. Г.И. Тамарли38 исследует темпоральные структуры в поэтике драмы «Три сестры» в свете философских концепций времени Св. Августина и А. Бергсона. Особенности пространственно-временной организации в рассказах А.П. Чехова рассматривают Т.В. Коренькова и Е.Е. Жеребцова39 Но при обилии интересных суждений и выводов, эмоционально-психологические модусы художественного времени, заложенные в чеховской драматургии, не стали предметом пристального внимания.
Многогранное творчество А.П. Чехова и сегодня продолжает оставаться важным объектом исследований и не теряет свою актуальность. Примечательно, что оно привлекает внимание не только литературоведов и театроведов. Интерес к творчеству великого русского драматурга возрастает со стороны разных областей гуманитарного знания: философии40, искусствоведения41, лингвистики42, педагогики43, психологии44.
Современное литературоведение продолжает исследовать уже поставленные проблемы, а также рассматривает частные вопросы драматургии А.П. Чехова: проблему личности45, проблемы сценического воплощения его произведений46, влияние поэтики Чехова на современную драматургию47 и другие немаловажные вопросы и проблемы творчества русского драматурга.
Примечания
1. Уже в первом отечественном библиографическом указателе дан аннотированный свод литературы о жизни и творчестве писателя, включающий более 2000 наименований. (Ошарова Т.В. Библиография литературы о А.П. Чехове. — Саратов, 1979.)
2. Обзор исследований зарубежного литературоведения, посвященных творчеству А.П. Чехова, представлен в следующих работах: Новые зарубежные исследования творчества А.П. Чехова. Сб. обзоров. — М., 1985; Зубарева Е.Ю. А.П. Чехова в американском литературоведении и критике 1960—80-х гг. Автореф. ... к-та филол. наук. — М., 1989; Gilman R. Chekhov's plays. — New Haven; London, 1995.
3. Скафтымов А.П. Нравственные искания русских писателей. — М., 1972.
4. Бердников Г.Б. Чехов. Идейно-творческие искания. — Л., 1970; Бердников Г.Б. Чехов-драматург. Традиции и новаторство в драматургии Чехова. — М., 1981.
5. Балухатый С. Проблемы драматургического анализа Чехова. — Л., 1927.
6. Хализев В.Е. Драма как род литературы. — М., 1986.
7. Ревякин П.И. Драматургия Чехова. — М., 1954.
8. Собенников А.С. Драматургия А.П. Чехова 900-х гг. и поэтика «новой драмы». Дис. ... к-та филол. наук. — Томск, 1985.
9. Сухих И.Н. Проблемы поэтики А.П. Чехова. — Л., 1987.
10. Фадеева Н.И. Новаторство драматургии А.П. Чехова. — Тверь, 1991.
11. Толстая Е. Поэтика раздражения. Чехов в конце 1880-х — начале 1890-х гг. — М., 1994.
12. Полоцкая Э.А. О поэтике Чехова. — М., 2001.
13. Ермилов В. Драматургия Чехова. — М., 1954.
14. Заманский С. Сила чеховского подтекста // Театр. — 1960. — № 5.
15. Гушанская Е.М. Поэтика драматургии Чехова. — Л., 1974.
16. Шах-Азизова Т.К. Чехов и западноевропейская драма его времени. — М., 1966.
17. Зингерман Б.И. Театр Чехова и его мировое значение. — М., 1988.
18. Катаев В.Б. Литературные связи Чехова. — М., 1989.
19. Господинова А. Драматургия Чехова и Ибсена. Дис. ... к-та филол. наук. — М., 1999.
20. Ирза И. Пространственно-временная организация художественного произведения и его видовая специфика // М.М. Бахтин и гуманитарное мышление на пороге XXI века. — Саранск, 1995. — С. 60.
21. Леонова Н.Е. Семантика художественного пространства в произведениях Джона Стейнбека. Дис. ... к-та филол. наук. — М., 2004. — С. 10.
22. См. например: Шах-Азизова Т.К. Чехов и западноевропейская драма его времени. — М., 1966; Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. — М., 1975.
23. Зингерман Б.И. Театр Чехова и его мировое значение. — М., 1988.
24. Горячева М.О. Проблема пространства в художественном мире Чехова. Дис. ... к-та филол. наук. — М., 1992.
25. Сухих И.Н. Художественный мир Чехова. Дис. ... д-ра филол. наук. — Л., 1990.
26. Разумова Н.Е. Пространственная модель мира в творчестве Чехова. Дис. ... д-ра филол. наук. — Томск, 2001.
27. Дерман А.Б. О мастерстве Чехова. — М., 1959.
28. Зингерман Б.И. Театр Чехова и его мировое значение. — М., 1988.
29. Лакшин В.Я. Пять великих имен: Статьи, исследования, эссе. — М., 1988.
30. Келдыш В.А. Русский реализм начала XX века. — М., 1975. — С. 280.
31. Чудаков А.П. Мир Чехова: возникновение и утверждение. — М., 1986.
32. См. об этом: Сухих И.Н. Художественный мир Чехова. Дис. ... д-ра филол. наук. — Л., 1990. — С. 316.
33. Там же.
34. Катаев В.Б. Проза Чехова: проблемы интерпретации. — М., 1979. — С. 38.
35. Зингерман Б.И. Театр Чехова и его мировое значение. — М., 1988. — С. 5.
36. Там же. — С. 63.
37. Шалыгина О.В. Время в художественных системах А.П. Чехова и А. Белого. Дис. ... к-та филол. наук. — М., 1997.
38. Тамарли Г.И. Темпоральные структуры пьес А.П. Чехова // Творчество А.П. Чехова [поэтика, истоки, влияние]. Межвуз. сб. науч. трудов. — Таганрог, 2000.
39. Коренькова Т.В. «Дом с мезонином»: к вопросу о хронотопе чеховской повести // Сб. работ молодых ученых. — М., 1998; Жеребцова Е.Е. Хронотоп прозы А.П. Чехова как явление поэтики и онтологии. Дис. ... к-та филол. наук. — Челябинск, 2003.
40. См. в частности: Подкопаева И.А. Мировоззрение А.П. Чехова. Автореф. дис. ... к-та филол. наук. — М., 1989.
41. См. в частности: Гаевская М.Ю. Тема искусства и личности художника постановке «Чайки» А.П. Чехова на отечественной сцене. Дис. ... к-та искусств. — М., 1997; Старшова А.П. Художественная картина мира А.П. Чехова в культурном контексте рубежа веков. Дис. ... к-та искусств. — Ярославль, 2002.
42. См. частности: Моисеева Н.В. Средства диалогизации монологической речи на материале прозы А.П. Чехова. Дис. ... к-та филол. наук. — Ростов-на-Дону, 1998; Сопочкина Г.А. Система способов передачи чужой речи и ее реализация в идеостиле А.П. Чехова. — М., 2003.
43. См. в частности: Панченко Т.Ф. Общение читателя и писателя при изучении драматургии А.П. Чехова. Дис. ... к-та пед. наук. — СПб., 1997.
44. См. частности: Фуско А. Творчество А.П. Чехова в зеркале психологического анализа. — М., 2001.
45. См. в частности: Набиев Н.Г. Проблема личности в творчестве Чехова 90-х гг. XIX в. Автореферат дис. ... к-та филол. наук. — Баку, 1991; Гаевская М.Ю. Тема искусства и личности художника постановке «Чайки» А.П. Чехова на отечественной сцене. Дис. ... к-та искусств. — М., 1997.
46. Пак Ран-Чжу Проза Чехова в сценической интерпретации. Дис. ... к-та филол. наук. — М., 1996; Абдуллаева А.С. Сценическое действие и эмоционально-эстетическая атмосфера в драме Чехова: («Три сестры», «Вишневый сад»). Автореферат дис. ...к-та филол. наук. — СПб., 1995; Бродская Г.Ю. «Вишневый сад». К вопросу о генезисе пьесы А.П. Чехова и спектакля Художественного театр, 1902—50-е гг. Дис. ... д-ра искусствоведения. — М., 2000; Сидоренко Л.П. Пьесы А.П. Чехова 90—900 годов на сценах Московского художественного театра и Драматического театра В.Ф. Комиссаржевской. Дис. ... к-та филол. наук. — М., 2000.
47. Тютелова Л.Г. Традиции Чехова в современной русской драматургии: «Новая волна». Дис. ... к-та филол. наук. — Самара, 1994; Вербицкая Г.Я. Традиции поэтики А.П. Чехова в современной отечественной драматургии 80-х — 90-х: (Пьесы Н. Коляды в чеховском контексте). Дис. ... к-та филол. наук. — Уфа, 2002.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |