Вернуться к В.В. Кондратьева. Историко-культурный и символический облик провинции в творчестве А.П. Чехова

4. Вокзалы и железнодорожные станции в творчестве А.П. Чехова 1890-х гг.

Изучение творчества А.П. Чехова побуждает многих литературоведов к поиску «констант художественного мира» писателя (И. Сухих), т. е. таких черт индивидуальной авторской манеры, которые, намечаясь в ранних рассказах Чехова, прослеживаются и в его зрелом творчестве. А. Чудаков, М. Горячева, Н. Разумова, М. Ларионова, В. Кондратьева и др. рассматривают произведения Чехова с точки зрения выявления в них доминантных для писателя принципов создания художественного пространства. Так, М.О. Горячева выделяет «наиболее значимые пространственные единицы» в творчестве Чехова — «город, имение, сад, деревня, дорога, озеро, степь, небо, море»1, а Н.Е. Разумова в своей монографии «Творчество А.П. Чехова в аспекте пространства», вводя понятия «основного топоса» и «сенсорной доминанты», убедительно демонстрирует возможности «пространственного подхода» к изучению эволюции мировосприятия и художественной манеры Чехова2.

Нам представляется, что к числу наиболее значимых для Чехова пространственных единиц с полным основанием можно было бы отнести топос железнодорожной станции (вокзала)3. Дорожный сюжет достаточно широко представлен в творчестве писателя, и те пространственные знаки, с которыми связан мотив остановки в пути, безусловно, должны быть наделены не только художественной, но и онтологической семантикой. Отметим и тот факт, что роль такого пространственного знака в прозе Чехова первоначально играет постоялый двор, однако в произведениях преимущественно послесахалинского периода почтовая дорога заменяется железной, а пространство постоялого двора постепенно уступает место пространству вокзала.

Т.М. Субботина

Примечания

1. Горячева М.О. Проблема пространства в художественном мире А.П. Чехова: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. — М., 1992. — С. 9.

2. Разумова Н.Е. Творчество А.П. Чехова в аспекте пространства. — Томск.: Изд-во ТГУ, 2001.

3. Термин «топос» применительно к постоялому двору, железнодорожной станции, вокзалу, изображенным у Чехова, мы используем, исходя из соображений Ю.М. Лотмана, который определяет данное понятие как «пространственный континуум текста, в котором отображается мир объекта» (Лотман Ю.М. Структура художественного текста. — М.: Искусство, 1970. — С. 280—281). Топос в таком понимании — это элемент художественного пространства текста, восходящий к поэтике бессознательного и служащий для выражения не столько пространственных отношений, сколько ценностных представлений автора.