Вернуться к Н.В. Гаврилова. История восприятия и истолкований пьесы А.П. Чехова «Дядя Ваня»

Глава IV. Пьеса А.П. Чехова «Дядя Ваня» в английских исследованиях и театральных постановках XX века

В Англии творчество А.П. Чехова пользуется большой популярностью, а его изучением занимаются многочисленные филологи. Чеховское наследие, в частности драматургические произведения, оказало большое влияние на формирование английской литературы и в первую очередь — английской драмы. В особенности английские критики замечали влияние русского писателя на «тех драматургов-реалистов, которые воспроизводят на сцене жизнь «в формах самой жизни», стремятся к простоте, правде, естественности в сочетании с поэзией и философско-символическими обобщениями»1 (например, Дж. Б. Шоу, Д. Голсуорси, Шон О'Кейси, Дж. Б. Пристли, Д. Дж. Осборн, Г. Пинтер).

Можно утверждать, что Чехов в английской культуре и театральной жизни, а также в сознании англичан, занял то же место, что и «Шекспир для русской культуры, для русского сознания»2. Для английской сцены русский драматург стал, в сущности, вторым У. Шекспиром. Особенно тесное сближение английского и русского драматургов происходило «как в творчестве мастеров английской сцены, так и в зрительском восприятии»3. Сопоставление влияния Чехова и Шекспира на развитие мировой драматургии стало уже «общим местом» в английском литературоведении и в критике4.

Исследования драматургии Чехова были сплетены с судьбой пьес на сценах театров, поэтому в данном разделе нашей диссертационной работы мы представим анализ литературоведческих и театроведческих источников, а также кратко осветим историю театральных постановок пьесы «Дядя Ваня» на протяжении XX века. Так как их количество очень велико, мы сосредоточимся на самых обстоятельных монографиях, посвященных драматургии Чехова, тех работах, в которых анализируется пьеса «Дядя Ваня», и на наиболее известных театральных постановках пьесы «Дядя Ваня», которые вошли в историю английского театра.

Примечания

1. Субботина К.А. Чехов в Англии: (Основные проблемы освоения и восприятия творчества писателя в Англии): Автореферат дис. ... канд. филол. наук. — Л., 1969. — 17 с.

2. Бартошевич А.В. Чехов — английский драматург? // Балтийские сезоны: действующие лица петербургской сцены: альманах. — СПб.: 2010. — № 20. — С. 27.

3. Образцова Г.А. Современная английская сцена. — М.: Наука, 1977. — С. 99.

4. См.: Miles Patrick. Chekhov on the British Stage, 1909—1987: An essay in cultural exchange. — Cambridge: Sam & Sam, 1987. — P. vi.