Вернуться к Н.В. Гаврилова. История восприятия и истолкований пьесы А.П. Чехова «Дядя Ваня»

Глава I. Пьеса А.П. Чехова «Дядя Ваня» на рубеже XIX—XX веков

Согласно концепции М.Л. Гаспарова, изучать художественное произведение стоит в том времени и в том контексте, когда оно было создано — «на фоне читательских ожиданий времени биографической жизни автора»1. Поэтому в данном разделе нашего диссертационного исследования мы используем «ближний контекст понимания»2 и проследим историю восприятия пьесы «Дядя Ваня» современниками А.П. Чехова с момента ее первого появления в печати — в сборнике чеховских пьес «Пьесы», опубликованном в 1897 году, — до начала XX века, когда смерть драматурга завершила этап критических работ о пьесе, созданных при жизни писателя.

Мы сосредоточимся на критических литературных и театральных рецензиях, касающихся восприятия пьесы в художественном отношении и анализирующих драматургические особенности чеховских «нововведений» по сравнению с традиционными законами драмы, а также на реакциях читательской и зрительской аудитории в отношении текста пьесы и ее театральных постановок.

В данном разделе мы также рассмотрим взаимоотношения Чехова и Московского Художественного театра, чье плодотворное сотрудничество началось после успеха постановки «Чайки» на сцене Художественного Общедоступного театра и продолжилось во многом благодаря успеху следующей постановки чеховской пьесы — «Дядя Ваня». Помимо реакции московских зрителей и прессы на спектакль «Дядя Ваня» в МХТ, мы проанализируем и отношение петербургской публики к данной пьесе во время гастролей Художественного театра, а также их оценку петербургским постановкам «Дяди Вани».

Так как география постановок пьесы «Дядя Ваня» не исчерпывается Москвой и Петербургом, предметом нашего изучения станет и история постановок пьесы «Дядя Ваня» на сценах провинциальных театров до премьеры в Художественном Общедоступном театре и после нее.

Примечания

1. Катаев В.Б. К пониманию Чехова. — М.: ИМЛИ РАН, 2018. — С. 11.

2. «Ближний контекст понимания» (по терминологии В.Б. Катаева) или «малое» время (по терминологии М.М. Бахтина) означает изучение литературного произведения с точки зрения, актуальной для эпохи его создания, то есть в том времени и в том контексте, когда оно было создано (концепция М.Л. Гаспарова). «Дальний контекст понимания» означает изучение тех смыслов, которыми литературное произведение прошлого обогащается в ходе времени, то есть, то как оно существует в «большом» времени. Согласно концепции М.М. Бахтина, «большое время» позволяет понять подлинный смысл произведения благодаря открытию новых смыслов текста, наслаиваемых на него в исторической перспективе.

Здесь и далее по тексту диссертационного исследования мы будем пользоваться данными определениями («ближний контекст понимания» соотносится с «жизнью» произведения в «малом» времени, «дальний контекст понимания» — с «жизнью» произведения в «большом времени»).