Вернуться к Н.В. Гаврилова. История восприятия и истолкований пьесы А.П. Чехова «Дядя Ваня»

7.2. «Сельская жизнь» (1994 год). Режиссер — Майкл Блэйкмор

Режиссер Майкл Блэйкмор переносит место действия в Австралию 1919 года. Австралийская природа, выразительные пейзажи, яркие краски — это то, что отличает адаптацию Блэйкмора от чеховской пьесы с тусклой провинциальной жизнью. Герои фильма настроены более оптимистично, чем действующие лица чеховской пьесы, что подтверждает правоту идей доктора Астрова о влиянии климата на характер человека.

Дядя Джек Дикенс (Джон Харгривз) с племянницей Салли Войси (Керри Фокс) трудятся на овечьей ферме в Новом Южном Уэльсе. В отличие от чеховских героев персонажи фильма действительно любят свою ферму, свой дом. Салли доставляет искреннее удовольствие трудиться на ферме. Она заботится об овцах, не переживая, что такое дело не подходит женщине. Салли не видит свою жизнь без труда. Дядя Джек в свою очередь энергичен, постоянно хлопочет по хозяйству, он вложил в дом много сил и не считает свой труд напрасным. Он очень привязан к дому и ферме, старается много работать ради процветания дела и улучшения качества жизни своих домочадцев.

Дядя Джек и Салли отправляют все свободные деньги отцу Салли, Александру Войси (Майкл Блэйкмор), так как уверены, что тот добился большого успеха на литературном поприще и стал выдающимся человеком. Дядя Джек оставил свои устремления и мечты и после смерти сестры занялся фермой и воспитанием своей племянницы. Александр же, покинув двухлетнюю дочь, после смерти первой жены уехал в Лондон, привлеченный огнями красивой жизни, чтобы прославиться в качестве литературного критика и писателя. Прошло двадцать пять лет, но значимого успеха он не добился и мог жить в Лондоне только на деньги, присылаемые дядей Джеком. Александр женится во второй раз на молодой и красивой Деборе (Грета Скакки) и приезжает в Новый Южный Уэльс на ферму.

Устоявшийся уклад жизни со своими семейными ценностями, патриархальными отношениями слуг и хозяев, с трудом, который приносит радость, в ценностях которого не сомневаются, был нарушен приездом Александра и Деборы. В фильме Блэйкмора они не становятся разрушительной силой, о которой писал Чехов в «Дяде Ване», но привносят определенный разлад в привычное течение жизни из-за отличий в своих привычках и складе характера.

Если в чеховской пьесе открытие, которое совершает герой, происходит до начала событий, то фильм Блэйкмора реализует эту ситуацию лишь наполовину. Как и чеховская Елена Андреевна, Дебора уже к началу фильма разочарована и понимает, что потратила впустую свою молодость, вступив в брак с Александром. Однако дядя Джек только к середине фильма узнает, что Александр — совсем не тот великий писатель, коим себя изображал. В папке, в которой Александр держал «рукопись всей своей жизни» (по его словам), дядя Джек находит лишь старые рецензии, переполненные штампами. Джек понимает, что гиганта мысли, которым строил себя Александр, кумира, которого Джек себе воображал, нет.

Весь фильм наполнен тонкими переходами от комического к трагическому. Драматическая составляющая открытия Джека нивелируются последующими ситуациями, представленными в комедийном свете. Дядя Джек сперва «наказывает» Александра громкими звуками граммофона собственного производства, затем стреляет в него из ружья, вынуждая зятя в испуге уползать на четвереньках.

Зачастую герои фильма попадают в водевильные ситуации. К примеру, любовная линия доктора Макса Эскея (Сэм Нил) и Деборы построена на таких ситуациях. «Допрос» Деборы и обольщение доктора происходит нелепо — в амбаре, на сваленных мешках, а прощание — в тесноте первого на всю местность цивилизованного клозета, предмета гордости дяди Джека.

Комедийной представлена и сцена семейного совета, однако завершается она на трагической ноте. Дядя Джек уходит в полуразрушенную беседку и чувствует, что все в жизни рушится: он одинок, любимая женщина не отвечает взаимностью, он пьет алкоголь, чтобы забыться и унять гнев на Александра за кощунственное предложение о продаже фермы и за свое в нем разочарование. Хотя в минуты проявления своих чувств он ведет себя возбужденно и нелепо, он страдает. Фигура дяди Джека в фильме Блэйкмора трагикомична. В прессе отмечали игру Джона Харгривза, создавшего образ «незабываемого дяди Джека»1, в котором раскрылись одиночество, тоска и страстная и трудолюбивая натура героя.

Финал фильма оптимистичен и дает обещание надежды. Он лишен характерной для чеховской пьесы тоски и ощущения безвыходности. Салли в фильме не утешает дядю Джека словами Сони о небе в алмазах и пении ангелов, но призывает жить и «наслаждаться родной австралийской природой»2. С отъездом Александра и Деборы восстановится привычный ход жизни героев, и они вернут свое душевное равновесие, трудясь на любимой ферме.

Таким образом, несмотря на определенные различия пьесы «Дядя Ваня» и ее австралийской адаптации, сама ситуация, представленная в фильме, когда рушатся прежние представления, обнаруживается ничтожность былого кумира и жизнь оказывается потраченной напрасно, очень напоминает чеховскую. Через атмосферу утраты и упущенных возможностей фильму удается передать атмосферу чеховской пьесы. Фильм Блэйкмора в финале дарит светлую грусть, как и пьеса «Дядя Ваня», и взаимосвязи трагической и комической атмосфер следует чеховской традиции. «Австралийская семейная история изложена в фильме на универсальном языке — на чеховском»3.

Утрата некоторых смыслов литературного произведения происходит, но они сохраняют внешний характер и не столь определяющие. Например, перенесение места действия сказывается на характере местности, но человеческая природа и отношения с другими людьми от этого не меняются. Яркая и цветущая жизнь Австралии накладывает свой отпечаток на характер героев и делает их оптимистичнее. Былой засасывающей тоски провинциальной уездной жизни более нет, есть люди, поднимающие свое поместье и работающие над восстановлением своей жизни. Возможно, такими и могли быть оригинальные Соня и дядя Ваня из пьесы, если бы жили в Австралии того времени. Таким образом, можно говорить об обогащении смыслов оригинального литературного произведения не в ущерб его глубинной составляющей.

Примечания

1. Stack Peter. «Uncle Vanya» Goes to the Outback: «Country Life» replays Chekhov [Электронный ресурс] // San Francisco Chronicle. Film review. — 2005. — 4 August. — Режим доступа: https://www.sfgate.com/movies/article/FILM-REVIEW-Uncle-Vanya-Goes-to-the-Outback-3026910.php (дата обращения: 09.07.2018).

2. Катаев В.Б. К пониманию Чехова. Ук. изд. — С. 216.

3. Там же.