Вернуться к Н.В. Гаврилова. История восприятия и истолкований пьесы А.П. Чехова «Дядя Ваня»

1.2. «Дядя Ваня» на сценах провинциальных театров и в любительских постановках

До премьеры «Дяди Вани» в Художественном Общедоступном театре 26 октября 1899 года пьеса завоевывала сцены многих провинциальных театров. Чехов писал А.С. Суворину 13 марта 1898 года: «...в эту зиму в провинции шли мои пьесы, как никогда, даже «Дядя Ваня» шел» [П, 7; 185].

Успех пьесы во многих городах (Казань, Павловск, Одесса, Нижний Новгород, Таганрог, Харьков, Ярославль, Саратов, Серпухов и другие) способствовал тому, что «Дядя Ваня» прочно вошел в основной репертуар провинциальных театров. Чехов воспринимал такую неожиданную популярность «Дяди Вани» с удивлением: «Мой «Дядя Ваня» ходит по всей провинции, и всюду успех. Вот не знаешь, где найдешь, где потеряешь. Совсем я не рассчитывал на сию пьесу» [П, 7; 312]; «По всей России идет «Дядя Ваня»» [П, 7; 369].

Значительный объем провинциальных и любительских постановок «Дяди Вани» не позволяет нам осветить их все, поэтому в нашей работе мы сосредоточимся только на самых важных постановках пьесы для понимания ее интерпретации в провинции и на любительской сцене.

Одними из самых первых «Дядю Ваню» поставили в Казани. 15 апреля 1898 года состоялся спектакль, поставленный труппой М.М. Бородая «Казанско-саратовское общество». Рецензенты отмечали, что не развитием действия, а настроением нужно «дать прочувствовать зрителю разницу между понятием «жизнь» и «обывательская жизнь», ведь, как говорит Астров, между ними существует громадная разница»1. Для этого необходимо глубокое понимание актерами своих героев, сыгранность и подходящий актерский состав, однако труппа Бородая не смогла этого дать, поэтому спектакль не нашел отзыва в душе у зрителей.

В Одессе «Дядю Ваню» поставила киевская драматическая труппа под управлением Н.Н. Соловцова. Спектакли шли 1, 9 сентября и 4 октября 1898 года (в октябре и ноябре — в Киеве). Поставил спектакль Е.А. Неделин (настоящая фамилия Недзвецкий), известный в провинции драматический актер, исполнявший роли почти во всех чеховских пьесах2. Со слов актера Малого театра М.Ф. Ленина, Чехов высоко оценил актерскую игру, разве что об А.А. Пасхаловой, исполнившей роль Сони, драматург позднее отзывался как об актрисе «совершенно провинциальной, неинтересной» [П, 11; 259].

Благодаря отзывам на спектакль, можно понять, что пьеса пришлась по душе зрителю, и впечатление от «Дяди Вани» было положительным3. И.М. Хейфец («Старый театрал») в газете «Одесские новости» (№ 4389, 3 сентября, 1898 год) писал о точно воссозданной в пьесе правдивой картине бесцельной и монотонной жизни, где разворачивается коллизия двух сторон: те, кто свою жизнь наполняют бессмысленным и выматывающим трудом, и те, кто свою жизнь наполняют стремлением к цели, но идут к этой цели с помощью лжи и двуличности. В этом рецензент находил правду жизни, где часто сталкиваются человеческие альтруизм и эгоизм. Хейфец положительно отмечал игру актеров и «превосходный ансамбль»4.

Одной из самых известных провинциальных постановок стала постановка «Дяди Вани» в Нижнем Новгороде (труппа Н.И. Собольщикова-Самарина). Спектакли шли 20 октября и 6 ноября 1898 года. Известна она в большей мере благодаря эмоциональному письму М. Горького Чехову, в котором пьеса «Дядя Ваня» впервые признается образцом новой драмы. М. Горький под впечатлением от спектакля, виденного им 6 ноября, писал: «На днях смотрел «Дядю Ваню», смотрел и — плакал как баба, хотя я человек далеко не нервный, пришел домой оглушенный, измятый вашей пьесой <...> Не скажешь хорошо и ясно того, что вызывает эта пьеса в душе, но я чувствовал, глядя на ее героев: как будто меня перепиливают тупой пилой. <...> Для меня — это страшная вещь. Ваш «Дядя Ваня», это совершенно новый вид драматического искусства, молот, которым Вы бьете по пустым башкам публики <...> В последнем акте «Вани», когда доктор, после долгой паузы, говорит о жаре в Африке, — я задрожал от восхищения пред Вашим талантом и от страха за людей, за нашу бесцветную нищенскую жизнь. Как Вы здорово ударили тут по душе и как метко!» [П, 7; 678].

Если в провинции пьеса пользовалась большой популярностью еще до постановки в Художественном общедоступном театре, то после премьеры в МХТ интерес к «Дяде Ване» возрос, и количество постановок увеличилось.

Во многих городах «Дядя Ваня» шел не один театральный сезон. К примеру, в Новочеркасске пьеса неизменно собирала полные залы и благодаря талантливому исполнению имела оглушительный успех5. В Ярославле, где жил младший брат Чехова, М.П. Чехов, «Дядя Ваня» также ставился неоднократно. Еще осенью 1899 года М.П. Чехов писал сестре о своем восторге от спектакля и в особенности от финала пьесы6.

Постановка «Дяди Вани» в Херсоне (премьера — 26 сентября 1902 года) труппой русских драматических артистов под управлением А.С. Кошеверова и В.Э. Мейерхольда вызвала сильный ажиотаж у публики и интерес театральных критиков. В газетах писали, что труппе особенно удаются пьесы с «настроением» (среди которых Чехов лидирует, «как главный выразитель и новатор этой идеи в русской драматической литературе»7), что «Дядя Ваня» в их исполнении произвел на публику глубокое впечатление. Благодаря отсутствию сцены, в привычном понимании этого слова, зрители становились непосредственными участниками представления. Что же касается таланта исполнителей, то особенно отмечали актерскую игру Мейерхольда (Астров) и Кошеверова (Войницкий). «Доктор Астров в лице г. Мейерхольда был выполнен художественно тонко и вызвал у публики горячие аплодисменты по адресу артиста. <...> Много нервности и темперамента показал г. Кошеверов в талантливой передаче роли «Дяди Вани», обрисовав духовную сторону изверившегося и исковерканного жизнью человека, сошедшего с рельс, благодаря тонкой почве глухого провинциального болота»8 (газета «Юг», 1902, № 1309, 28 сентября, подпись — А. Н-н.).

17 апреля 1903 года Б.А. Лазаревский писал Чехову о гастролях труппы Кошеверова и Мейерхольда в Севастополе (уже называвшейся к тому времени «Товариществом новой драмы»): ««Дядя Ваня» так сошел, что и всякой труппе столичной пожелать можно <...> Хочешь не хочешь, а думаешь о жизни и внутреннем мире таких людей, как профессор, Астров и дядя Ваня. Лучшего Астрова, чем Мейерхольд, и желать трудно <...> Я не умею давать рефератов, но, зная Вас и Ваши требования к искусству, знаю, наверное, что и Вы бы Мейерхольдом остались довольны»9.

Гастроли труппы проходили также через Тифлис («Дядю Ваню» играли 2 октября 1904 года, затем 25 июня 1905 года) и Николаев («Дядю Ваню» играли 5 апреля 1905 года). В рецензиях отмечали искусно поданное настроение чеховской пьесы и любовь актеров к Чехову и его героям, понимание их тоски и душевной боли, оттого «Дядя Ваня» производил столь сильное впечатление10.

Разница между эталонными постановками «учителя» (Станиславского), дающего «гармоничное целое в спектакле Московского Художественного театра»11, и «ученика» (Мейерхольда) существовала, «тем не менее, как режиссерская часть, так и артисты «Новой драмы» вполне заслуженно вызывают горячее одобрение публики»12 («Полтавщина», 1906, № 1071, 13 июня, подпись — Н-к).

Чехову периодически приходили письма от любительских трупп с просьбой разрешить постановку той или иной пьесы. В 1880-е и 1890-е годы обычно речь шла о водевилях, в начале же XX века в народных театрах стали ставить «Иванова», «Дядю Ваню», «Трех сестер»13. Любительские постановки «Дяди Вани» в 1900 году ставили в Петербурге («Общество художественного чтения и музыки»14, ученики Введенской гимназии [П, 9; 556—567]), в Нижнем Новгороде15, в Пензенском народном театре16, в 1904 году на сцене Народного дома в Ставрополе17, и в других городах. «Чехов был против профанации театра, но не против любительства вообще»18, так как знал, что многие актеры впервые начинали на таких подмостках. Поэтому он благожелательно относился к намерению различных трупп поставить «Дядю Ваню». Таким образом, география постановок пьесы постоянно расширялась.

Итак, пьеса Чехова «Дядя Ваня» ставилась еще до премьеры в Художественном театре на сценах многих провинциальных театров. Спектакли в большинстве своем пользовались популярностью и собирали полные залы. Пьеса держалась в репертуаре многих городов в течение нескольких театральных сезонов. Постановка Немировича-Данченко и Станиславского только способствовала увеличению числа спектаклей в провинции, появлялись и любительские представления.

Зачастую провинциальные труппы полагались на опыт МХТ в видении образов героев. Некоторые артисты в попытках исполнить роль, например, доктора Астрова, старались подражать Станиславскому. Поэтому и выходил у них не Астров, а Станиславский в роли Астрова19. Однако чаще всего как любительские, так и профессиональные труппы в разных городах старались вникнуть в чеховское «настроение», следовать духу пьесы и «погрузиться» в эмоциональную атмосферу «Дяди Вани». Все спектакли строго следовали букве чеховского текста и не выходили за рамки написанного автором.

Примечания

1. Кузичева А.П. А.П. Чехов в русской театральной критике. Ук. изд. — С. 152.

2. Там же. — С. 155.

3. Там же. — С. 155.

4. Там же.

5. Гродская Н.С. и др. Примечания. Ук. изд. — С. 405.

6. Кузичева А.П. А.П. Чехов в русской театральной критике. Ук. изд. — С. 195.

7. Там же. — С. 290.

8. Там же.

9. Гродская Н.С. и др. Примечания. Ук. изд. — С. 405.

10. Кузичева А.П. А.П. Чехов в русской театральной критике. Ук. изд. — С. 413—414.

11. Там же. — С. 414.

12. Там же.

13. Там же. — С. 297.

14. Гродская Н.С. и др. Примечания. Ук. изд. — С. 406.

15. Там же.

16. Там же.

17. Кузичева А.П. А.П. Чехов в русской театральной критике. Ук. изд. — С. 297.

18. Там же. — С. 298.

19. Там же. — С. 435.