В этой главе рассмотрено отражение в произведениях Чехова социального мира театра, взаимоотношения между людьми, которые участвуют в создании спектакля, как на сцене, так и вне сцены.
Раздел «Театр как место действия и коммуникации» подчеркивает коммуникативную природу театра. Театр в рассказах Чехова представляет собой особенное пространство взаимодействия разных социальных классов, где разворачиваются конфликты между личными эмоциями и общественными правилами. Участники театрального процесса, как правило, люди эмоциональные, и чеховские персонажи, причем не только актеры, в театре находят для себя пространство для самовыражения.
В разделе «Театральные зрители в прозе Чехова» речь идет о зрителях театра. Как наиболее значимые участники театрального действа, зрители демонстрируют поразительное разнообразие. Чехов ориентируется на широкую, массовую толпу. Это объясняется тем, что жизнь простых людей может нагляднее проиллюстрировать социальную реальность. Кроме того, зрители выступали в роли неформальных критиков вне театра, что еще раз подтверждает роль театра в распространении культуры в жизни людей.
Иерархичность театра рассмотрена в разделе «Театральные иерархии». В произведениях Чехова глубоко прослеживаются напряженные отношения между театральными деятелями, особенно эксплуатация и антагонизм между театральными антрепренерами и актерами. Чехов фокусируется и на социальной жизни актеров, изображая их беспомощность и маргинализацию под давлением реальности, а также их попытки приспособиться к экономической данности. Театральный мир вне сцены изображен как место неравенства и борьбы за власть, где происходит конфликт между искусством и капиталом, идеалом и реальностью.
В разделе «Экономическая и социальная-бытовая сферы жизни актеров» мы рассмотрели изображение жизни чеховских артистов с двух сторон. Подраздел «Бедность и пьянство как общность быта» главным образом свидетельствует о профессиональной зависимости, низких доходах актеров. Мы обратились к историческим свидетельствам в этой связи, и рассмотрели, каковы были заработки актеров в чеховское время. Большая часть актеров-персонажей Чехова — это самые низкооплачиваемые актеры, за редким исключением. В рассказах Чехова также пьянство и маргинальный образ жизни часто являются проявлениями неспособности актера смотреть в лицо действительности.
В подразделе «Семейная сфера и любовная ситуация как отражение социальной жизни людей театра» узнаем, что отношение чеховских персонажей-актеров с их семьями отражает традиционную настороженность общества к этой профессии, взаимная отстраненность и нередкая эксплуатация являются основными причинами измен, распущенных нравов и свободного поведения некоторых актеров. Изображая любовную ситуацию, Чехов показывает, как по-разному ведут себя в любви единомышленники театрального искусства. В большинстве произведений Чехова социальные факторы жизни актеров становились серьезными препятствиями на их пути к достижению ими творческих идеалов.
Коммуникативная, иерархическая природа театра и экономико-бытовая сферы жизни актеров, показанные в прозе Чехова, предлагают современному читателю увидеть широкую картину того, как был организован театр в конце XIX века. Несмотря на то что читатель имеет по преимуществу дело с небольшими по объему чеховскими рассказами, связанные единой театральной темой, сочинения писателя представляют собой как бы единый текст, в котором вырисовывается театр как социокультурный институт.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |