Представленный в пьесе «Чайка» мир театра отражает те институциональные изменения, которые были свойственны драматургическому делу в конце XIX века. Но в пьесе представлена уже иная картина трансформаций театра, нежели читатель мог наблюдать в рассказах Чехова.
В разделе «Домашний театр как место действии и поле коммуникации» речь идет о коммуникативной функции домашнего театра Треплева. С физической точки зрения, театр в усадьбе Сорина рассматривается как пространство, где искусство и природа сосуществуют в гармонии, где творческое самовыражение человека интегрировано с пейзажем. В абстрактном смысле домашний театр можно охарактеризовать как метафорическую «сцену» для драмы жизни персонажей. Обстановка театра, позволяющая драме происходить одновременно на сцене и в зрительном зале, неразрывно связана с изображением театрального пространства в прозаических произведениях Чехова. Однако в «Чайке» построение театрального пространства становится более многомерным и сложным. Эта многомерность отражается в сложных социальных отношениях, семейных узах и любовных связях между персонажами, а также в конфликте между идеалами и реальностью. Каждый персонаж играет отдельную роль в своей личной драме, которая переплетается с более крупной социальной и культурной сетью семьи и общества.
Раздел «Зрители как критики» подчеркивает особенную роль зрителя в социокультурном институте театра. В театре старой модели актер отделен от зрителя и подчас кажется небожителем, в большинстве случаев зритель идет в театр за зрелищем. А в «Чайке» мы видим, что зритель, пусть даже и вполне себе средний, хочет видеть смысл. Например, для Дорна пьеса Треплева является серьезной попыткой в поиске нового направления театрального искусства. Восприятие зрителей театра формируется на основе их личных эмоций, жизненного опыта и мировоззрения. Эти факторы взаимодействуют в процессе зрительской интерпретации, что приводит к субъективности и разнообразию в понимании и оценке театра. Сосуществование такой субъективности и разнообразия может, с одной стороны, привести к разрыву в понимании между зрителями, но, с другой, это также отражает широкие возможности театра как вида искусства в содействии социальной коммуникации и личностному самовыражению.
В разделе «Иерархичность театра в пьесе» были рассмотрены властные возможности различных участников в создании и интерпретации театральных произведений. В театральной иерархии, изображенной в «Чайке», центральное место занимают писатели/драматурги и актрисы. Кроме того, свое место в этой иерархии получают и критики, то есть широкая публика, включая отставного чиновника, врача, учителя, управляющего и т. д. Примечательной трансформацией в театральной иерархии является то, что Чехов в изображении актрис практически отказывается от темы эксплуатации или угнетения артистов театральными антрепренерами, а наоборот, предоставляет им значительную независимость. Чехов создает две пары художественных персонажей — «актриса и писатель/драматург», — которые контрастируют по возрасту, творческим принципам и мировоззрению. Аркадина и Тригорин представляют собой зрелую и стабильную творческую силу, чей талант не только принес им славу, но и культурный и экономический капиталы. Напротив, Нина Заречная и Треплев, молодые художники, пытающиеся проложить новые творческие пути, несмотря на свои высокие идеалы, находятся в невыгодном репутационном и финансовом положении, и им сложно в полной мере проявить свои способности в творчестве.
В последнем разделе «Люди искусства: репутации и успех» мы попытались выяснить, как устроены жизни чеховских актрис и драматургов. Особенности жизни актрис показаны в подразделе «Две актрисы: известная и безвестная». Жизнь и карьера известной актрисы Аркадиной тесно переплетены, она доминирует в эмоциональных отношениях, финансово независима и стремится к профессиональному совершенству. В противоположность ей Нина Заречная — молодая актриса-идеалистка с романтическими представлениями о сцене и жизни. В жизненной и творческой путях Нина сталкивается с такими трудностями, как непонимание со стороны семьи, потеря любви и неудачи в выступлении. Контраст между уверенностью и компетентностью Аркадиной и уязвимостью и растерянностью Нины отражает два совершенно разных художественных поиска и философию жизни. В подразделе «Два писателя: стратегии творчества и повседневная жизнь» мы сосредоточились на двух драматургах. Чехов раскрывает две совершенно разные творческие концепции и лежащую в их основе философию жизни. Треплев как молодой начинающий драматург стремится к художественному новаторству, но не находит понимания и признания у зрителей, несмотря на довольно глубокий смысловой потенциал своих произведений. В отличие от него Тригорин, писатель-реалист, писатель/драматург, завоевавший широкое признание в литературном мире, борется с эмоциональным багажом тщеславия и неполноценности. Не менее существенна разница между ними и в понимании любви: у Треплева стремление к духовному сопереживанию и эмоциональной идеализации в итоге приводит к трагедии, а Тригорин больше руководствуется личными желаниями, его любовь проявляется скорее как самоудовлетворение, чем как истинное духовное единение. Несмотря на существенные различия в профессиональных достижениях двух писателей, степень неудовлетворенности и несчастья, выражаемых в том числе в творческом процессе, у обоих сопоставима. Чехов показывает, что статус и репутация не спасают от творческих сомнений и вопросов. И известный писатель, и безызвестный драматург оказываются уязвимы как творческие личности. Это свидетельствует о том, что социальный статус не является обязательным условием личного счастья.
Трансформация театра как социального и культурного института в «Чайке» отражена в углублении и усилении его коммуникативной функции, в переосмыслении роли зрителя в театре, в доминировании и субъективности артистов и драматургов в иерархической структуре театра, в проявлении социальной реальности, когда творческий человек, вне зависимости от своего символического капитала и успеха, оказывается несчастен.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |