Диссертация представляет собой первое комплексное исследование театрального мира в его социокультурной характерности, который представлен в прозе Чехова и в пьесе «Чайка». Этот аспект до сих пор системно практически не изучался.
Во введении мы определили цель исследования, его основные задачи и актуальность, описали историю вопроса и теоретико-методологическую основу работы. Мы подчеркиваем, что театр служит не только каналом для художественного выражения, но и жизненно важной ареной для социального взаимодействия и формирования идентичности.
Первая глава посвящена рассмотрению значения театра в жизни Чехова, особое внимание уделяется влиянию рано возникшего интереса к театру на последующее творчество писателя. Театральная жизнь переживала к концу XIX века период подъема, открывались новые театры, расширялось зрительское поле, постепенно росла потребность театров в новых артистах и организаторах.
На основе писем, заметок и публицистики Чехова в работе анализируется его отношение к театру как к специфическому виду искусства. В диссертации отмечается, что Чехов придерживался сложных взглядов на театр, с одной стороны, высоко оценивая эстетическую ценность театрального искусства, понимая его социальную функцию и нравственную ответственность, с другой стороны, подвергая строгой критике уродливые проявления жизни самого театра и людей театра.
Первая глава подчеркивает глубокое постижение Чеховым театрального искусства и его новаторское видение в области театра, что отражалось в том числе в его интересе к МХТ. Критический подход Чехова к театру и его ожидания театральных реформ демонстрируют его вызов традиционным театральным формам и акцент на социальных функциях театра.
Вторая глава посвящена детальному рассмотрению изображения социальной среды театра в прозе Чехова. Особое внимание в этой связи уделено коммуникативной функции театра, который служит местом общения, объединяющим людей из всех слоев общества, предоставляя им площадку для самовыражения, одновременно оказываясь и полем для драматизации и конфликтов между людьми или между людьми и нормами общества.
Публика как непосредственный адресат драматического искусства в прозе Чехова разнообразна. Вне театра зрители могут продолжать заниматься художественно-эстетической деятельностью в качестве неформальных критиков. Важно признать, что Чехов описывает, в основном, самую широкую аудиторию, средних зрителей.
В произведениях Чехова убедительно показаны противоречия, существующие между театральными деятелями, в частности эксплуатация и антагонизм, которые часто возникают между антрепренерами и актерами. Кроме того, сочинения Чехова освещают социальную жизнь актеров, показывая их уязвимость и маргинализацию под давлением реальности и их попытки приспособиться к экономическим ограничениям. Мир театра вне сцены изображается как контекст, в котором преобладают неравенство и борьба за власть, причем конфликт между искусством и капиталом, между идеалами и реальностью особенно актуален.
Мы также попытались рассмотреть жизнь чеховских актеров как в экономическом, так и в социально-семейном плане. Для интерпретации чеховского описания экономической составляющей жизни актеров мы обратились к историческим свидетельствам, которые подтверждают, что большинство персонажей-актеров, изображенных в прозе Чехова, были самыми низкооплачиваемыми исполнителями, за редким исключением. Более того, алкоголизм и их маргинальный образ жизни часто служат показательными маркерами неспособности актеров противостоять реальности. Изучение современного состояния семейных и любовных отношений актеров выявляет устойчивое нежелание общества принять профессию актера. Это нежелание проявляется в разных формах, включая взаимное отчуждение и эпизодическую эксплуатацию, которые способствуют прелюбодеянию, моральному разложению и разврату, наблюдаемым среди некоторых актеров. В большинстве произведений Чехова социальные факторы создают значительные трудности для актеров, пытающихся реализовать свои творческие устремления.
Коммуникативная и иерархическая природа театра, а также экономическая и бытовая сферы актеров, представленные в прозе Чехова, предлагают современному читателю увидеть широкую картину того, как был организован театр в конце XIX века. Несмотря на то что читатель имеет по преимуществу дело с небольшими по объему чеховскими рассказами, связанные единой театральной темой сочинения писателя представляют собой как бы единый текст, в котором вырисовывается театр как социокультурный институт.
Дальше в третьей главе основное внимание уделяется социокультурной трансформации театра в «Чайке». Анализируется, как домашний театр становится местом действия и общения персонажей и как зрители реагируют на театральное искусство. В пьесе Чехова «Чайка» театр как поле коммуникации предстает в двойном аспекте. С одной стороны, он представляет собой гармоничное единство природного ландшафта и искусственных декораций на физическом уровне, воплощая новую форму художественного выражения. С другой стороны, театр функционирует как метафора на символическом уровне, становясь отображением драматургии жизни персонажей пьесы. Эволюция театра на социальном уровне также находит отражение в пьесе Чехова. Социальная реальность показана в более сложной и разнообразной форме. Это и семья, и любовь, и более широкий круг социальных аспектов, что позволяет глубоко исследовать и воспроизвести многомерность реальной жизни в рамках драматического искусства.
В «Чайке» Чехов показывает, как заметно изменилась и эстетическая восприимчивость зрителей, что свидетельствует об активизации театра как социокультурного института с точки зрения его воспитательной и эстетической функций. Даже самые обычные зрители, такие как доктор Дорн, демонстрируют желание и стремление найти в пьесе глубокий смысл. Спонтанная интерпретация пьесы зрителями не только выявляет их индивидуальное понимание произведения, но и подчеркивает широкий потенциал и далеко идущее влияние театра как вида искусства на развитие социальной коммуникации и самовыражение личности.
В пьесе «Чайка» построение социальных иерархий показано более тонко и сложно по сравнению с прозой Чехова, а актрисы и писатели/драматурги представляют собой ядро этой структуры. Широкая публика, изображенная в пьесе, включая отставного чиновника, доктора, учителя, управляющего и т. д., выступает в роли критиков, обогащая тем самым социокультурное измерение пьесы. По сравнению с прозаическими произведениями Чехова, иерархическая структура пьесы позволяет более тонко изобразить внутреннюю дифференциацию социальных классов, особенно тонкие различия внутри центров власти. Например, знаменитая актриса Аркадина резко отличается от провинциальной актрисы Нины Заречной по социальному статусу и материальным условиям жизни.
При анализе материального положения двух писателей/драматургов очевидно, что Тригорин значительно превосходит Треплева по таким параметрам, как репутация, социальный статус и экономическая власть. Однако по интенсивности их неудовлетворенности жизнью и психологическому конфликту, выраженному в их творческой практике, они поразительно схожи. Помимо наших повседневных впечатлений и ожиданий, Чехов показывает, что внешний социальный статус и известность не являются достаточным барьером против внутренних сомнений в творческом процессе. И писатели, добившиеся широкого признания, и те, кто еще не прославился, неизбежно сталкиваются с уязвимостью разума. Это утверждение не только бросает вызов традиционному восприятию образа успешного писателя, но и подчеркивает внутреннее давление и духовные вызовы, которые испытывают творческие личности в своих художественных поисках.
Рассматривая произведения Чехова различных жанров, мы анализируем театральные аспекты, затрагиваемые в них, помещая их в более широкий социокультурный контекст с использованием социологического подхода. В данной работе раскрываются многочисленные роли и функции театра в обществе и культуре, а также то, как Чехов через театральную тему глубоко отражает социокультурные изменения русского общества в конце XIX века. Будем надеяться, что наше исследование поможет как соотечественникам Чехова, так и китайским исследователям понять, насколько объемными и одновременно емкими являются его рассказы, повести, пьесы, в которых запечатлен сложный, меняющийся и многомерный мир русского театра.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |