С малых лет А.П. Чехов был предан театру как зритель. В гимназические годы писателя Таганрогский театр поставил более 300 спектаклей. Несмотря на то что качество этих постановок было разным, их влияние на Чехова было значительным.
Юный Чехов наверняка мог видеть тот репертуар, который шел в Таганрогском театре. А.П. Чудаков в своей книге пишет, что «в таганрогском театре, как и в провинции вообще, большое место в репертуаре занимали пьесы модных и плодовитых драматургов 70-х годов: В. Крылова, В. Дьяченко, И. Чернышева. Это были сочинения невысокого художественного уровня <...> Но в репертуаре таганрогского театра значительное место занимала русская и мировая классика — Шекспир, Шиллер, Грибоедов, Гоголь, Лермонтов, Сухово-Кобылин, Островский»1. М.Л. Семанова также перечисляет спектакли, которые видел Чехов-гимназист: «В годы, когда Чехов посещал таганрогский театр (1872—1879), в репертуаре театра были резкие колебания: классические пьесы Шекспира («Венецианский купец», «Гамлет», «Король Лир»), Гоголя («Женитьба», «Ревизор»), Лермонтова («Маскарад»), Грибоедова («Горе от ума»), Островского («Бедность не порок», «Бешеные деньги», «Волки и овцы», «В чужом пиру похмелье», «Гроза», «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский», «Доходное место», «Женитьба Бальзаминова», «Лес», «На бойком месте», «На всякого мудреца довольно простоты», «Не в свои сани не садись», «Последняя жертва», «Правда хорошо, а счастье — лучше», «Свои люди — сочтемся»)»2 и др.
Брат писателя И.П. Чехов в воспоминании писал: «Первое, что он видел, была оперетка «Прекрасная Елена». Ходили мы в театр обыкновенно вдвоем. Билеты брали на галерку. Места в таганрогском театре были не нумерованные, и мы с Антоном Павловичем приходили часа за два до начала представления, чтобы захватить первые места»3.
Обычно, то, что запрещено, — сладко. Это было время, когда за театром пристально следили учителя в гимназии, чтобы проникнуть в театр, юный Чехов переодевался, чтобы оставаться неузнанным. «Для Чехова-подростка городской театр был светлым праздником <...> В театре все было не так, как в жизни, не слишком светлой»4.
Театр является «праздником», наверное, потому, что посещение театра, было ценным и редким отдыхом для будущего писателя в его таганрогский период. Театр был иным миром, он, безусловно, привлекал мальчика.
Когда Чехов был еще маленьким, отец часто заставлял его помогать в их семейной лавке, также Чехов пел в церковном хоре. Современный биограф Чехова Дональд Рейфилд пишет о детстве писателя: «Пение в церковном хоре превратилось в пытку, растянувшуюся на долгие годы. Особенно тяжко было в Пасху, когда мальчиков из теплых постелей выгоняли чуть свет к заутрене. Потом они выстаивали по две-три нескончаемые службы, а накануне долго репетировали в лавке, то и дело получая от хормейстера оплеухи. Всю свою взрослую жизнь, вплоть до самой смерти, Антон редкую Пасху проводил дома — его тянуло на улицу, наполненную колокольным звоном»5. Суровое детство, «в котором авторитарно царил отец»6, где Чехов чувствовал «скуку, утомление», скрашивавшееся «только холодным любопытством»7, стало причиной того, что юного Чехова тянуло к прекрасному миру театра, ведь только там было редкое для гимназиста развлечение и отрада. В мире театра он мог забыть о реальной жизни, хотя бы временно.
Чехов не только смотрел театральные постановки, но и играл в нескольких спектаклях. Близкие писателю люди помнили, как он исполнял роль городничего в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»8, старуха в пьесе В.А. Соллогуба «Ямщики или шалость гусарского офицера»9 и др.
По всей видимости, Чехов полюбил театр с юности, он уже в гимназические годы написал свою первую драму «Безотцовщина»10. Таким образом, зародившийся в юные годы особенный интерес Чехова к миру театра отложил свой отпечаток на всю последующую творческую деятельность писателя: театральный мир нашел своеобразное отражение и воплощение в произведениях разных этапов его творчества11.
Перед тем как обратиться к конкретным художественным текстам, необходимо представить краткий очерк театральной ситуации в чеховское время.
Примечания
1. Подробнее об этом см.: Чудаков А.П. Чехов в Таганроге: литературная хроника. М.: Правда, 1987. С. 44.
2. Подробнее об этом см.: Семанова М.Л. Чехов в школе. Л.: Ленинградское отделение Учпедгиза, 1954 // URL: http://www.biografia.ru/arhiv/chehov03.html
3. Летопись жизни и творчества А.П. Чехова / Рос. акад. наук. Ин-т мировой лит. им. А.М. Горького. М.: Наследие, 2000. Т. 1. С. 20—22; также Фейдер В.А. А.П. Чехов: литературный быт и творчество по мемуарным материалам Л: Academia, 1928. С. 6.
4. Бродская Г.Ю. Алексеев-Станиславский, Чехов и другие. Вишневосадская эпопея. М.: АГРАФ, 2000. Т. 1. С. 107.
5. Рейфилд Д. Жизнь Антона Чехова. Пер. с англ. О. Макаровой. М.: Б.С.Г. Пресс, 2010. С. 35.
6. Бродская Г.Ю. Алексеев-Станиславский, Чехов и другие // Вишневосадская эпопея. М.: АГРАФ, 2000. Т. 1. С. 103.
7. Роскин А.И. Чехов: биографическая повесть. М.: Детгиз, 1959. С. 21—22.
8. Подробнее об этом см.: Рейфилд Д. Жизнь Антона Чехова. Пер. с англ. О. Макаровой. М.: Б.С.Г. Пресс, 2010. С. 55.
9. Фейдер В.А. А.П. Чехов: литературный быт и творчество по мемуарным материалам Л: Academia, 1928. С. 6—7.
10. Соболев Ю.В. Чехов: статьи, материалы, библиография. М.: Федерация, 1930. С. 32.
11. Очевидный пример, пожалуй, это впечатления от пьес Шекспира: в художественных произведениях Чехова мы находим отсылки к шекспировским текстам в рассказах «Калхас», «После бенефиса», «Барон», пьесе «Чайка» и др. В нехудожественных произведениях также есть отсылки к Шекспиру: существует заметка под названием ««Гамлет» на Пушкинской сцене».
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |