Вернуться к Пяо Хуэйминь. Изображение театра как социокультурного института в творчестве А.П. Чехова

1.2. Театр и актерская игра в чеховскую эпоху

После убийства Александра II 1 марта 1881 года Александр III решил принять жесткие меры, так как он «видел в либеральных реформах причину развития террора на территории империи, что и привело к убийству его отца Александра II»1, политика его управления называется «контрреформистской»2. 1880-е годы — это время кризиса народнических идей, в России ситуация с либерализмом становилась сложной, многие люди утрачивали то, что тогда называли «общей идеей» жизни.

С середины века в связи с историческими процессами, происходившими в русском обществе (развитие капиталистических отношений), у драматического искусства появилась более широкая аудитория. Театральная публика заметно демократизировалась. Расширялся круг грамотных людей, быстро росла прослойка разночинной интеллигенции.

Главными театрами второй половины XIX века были Малый театр в Москве и Александринский императорский театр русской драмы в Санкт-Петербурге. Когда речь идет о театральной деятельности, необходимо упомянуть о главном театральном реформаторе и создателе национального театра А.Н. Островском.

Первую попытку реформы театра совершил Островский в начале 1880-х годов, и собственно Чехов был тому свидетелем. Именно Островский открыл новый театральный век. Он старался сократить дистанцию между русской литературой и сценой и привлекать в театр современных писателей. Следует отметить, что Вл.И. Немирович-Данченко был страстным поклонником драматурга, и новая театральная модель, которую они вместе со Станиславским позже воплощали в жизнь и которая была интересна Чехову, учитывала новации, привнесенные Островским в театральную сферу.

Привлекал Чехова в Островском его интерес к обыкновенной жизни, что видно из его письма к Н.А. Лейкину от 11 мая 1888 года: «На Вашем месте я написал бы маленький роман из купеческой жизни во вкусе Островского <...> взял бы сюжетом жизнь ровную, гладкую, обыкновенную, какова она есть на самом деле» [П. II: 270]. Обыденность, повседневность для Чехова, как и для Островского, один из главных предметов изображения.

Громадную роль в истории театра сыграл Островский и не только как драматург, но и как деятель театра — организатор театрального дела, театральный педагог, теоретик сценического искусства. В 1885 году Островский был назначен заведующим репертуарной частью московских театров и начальником театрального училища3.

Островский хороню известен и в русском театре, и литературе. Он был первым драматургом, получившим высокий статус в обеих областях. Как пишет А.С. Федотов: «Принципиально важно, что за автономию театральной сферы начинает бороться автор, не только получивший литературное признание, но и повысивший статус драматургии как области литературы, показавший, что драматургия может быть, как и беллетристика, площадкой для обсуждения злободневных общественных недугов»4.

А.Н. Островский умер в 1886 году, его драматургия оказала большое влияние на театральное искусство России. Л.М. Лотман пришла к выводу, что «Островский был в 70—80-х годах хранителем заветов русского реалистического искусства в области драматургии и театра. Вот почему после его смерти Чехов так остро ощутил отсутствие литературного человека в театре»5.

В это время развивались провинциальные театры. «Именно в провинции сформировались как актеры и начали профессиональную карьеру А.И. Шуберт, М.Г. Савина, П.А. Стрепетова, В.Н. Давыдов, М.И. Писарев, В.Н. Андреев-Бурлак и др.»6. Известна и активная театральная деятельность П.М. Медведева, он создал несколько провинциальных театров с 60-х годов: в Саратове (с 1862 года), Казани (с 1866 года), Орле (с 1872 года) и др.»7.

В 1882 году прошла театральная реформа, она рассматривалась как «крепостная реформа» в области театрального искусства: «Было официально объявлено, что «на будущее время к публичным забавам, зрелищам и увеселениям в столицах применять общие правила, установленные в этом отношении для всех местностей империи», т. е. монополия на представления императорскими театрами в Петербурге и Москве была отменена»8.

После отмены монополии 1882 года императорские театры попытались изменить тогдашнюю ситуацию. «Русская императорская сцена на рубеже XIX—XX веков не стояла в стороне от процессов, связанных с поисками путей обновления сценического искусства»9, в столичных театрах строго отобрали репертуар, отменяли бенефисы, сократили количество премьер, провели детальные исследования репертуара, сценические эксперименты и т. д.10

В 1890-е годы происходит постепенное оживление русской общественно-политической жизни, которое заканчивается первой русской революцией 1905 года.

Чехов пишет в записной книжке: «Сцена станет искусством лишь в будущем, теперь же она лишь борьба за будущее» [Чехов XVII: 82]. Трудно определить точное время создания данной записи, но в примечаниях к записной книжке читаем: «Чехов в конце 80-х годов уже пользовался специальными тетрадками для записей»11, «I записная книжка была начата в Петербурге, куда Чехов выехал из Москвы 7 января 1891 г.»12. Предполагаем, что данная запись появилась после 1891 года.

Было понятно, что Чехов ожидает движения, изменений в русском театре, писатель рассматривает реформу как «борьбу за будущее», но он считает, что эта реформа пока не может привнести решающих изменений в театр. Так, отмена привилегий для императорских театров и последующие реформы не принесли кардинальных изменений. Конечно, он и не предвидел, что настоящее обновление совершается в том числе и его собственными руками.

Помимо двух казенных театров, существовали еще несколько театров, о которых стоит упомянуть. Благодаря отмене монополии «негосударственные» театры получили новые возможности развития13. Они хотели бы обновить русский театр. В 1880—1890-е годы в Москве и Петербурге создали несколько частных театров.

Самым удачным и крупнейшим частным театром считается театр Корша. Ф.А. Корш создал его в 1882 году, театр просуществовал с 1882 по 1933 год14. В труппе Корша было много замечательных актеров: И.П. Киселевский, П.М. Свободин, В.Н. Давыдов, П.Ф. Солонин и др. Хотя некоторые актеры оставались в труппе лишь недолгое время. Служили и два опытных режиссера: М.В. Аграмов, бывший актер Александринки, и Н.Н. Соловцов. Одной из заслуг антрепренера Корша, на наш взгляд, является то, что он первый поставил пьесу Чехова «Иванов» (1887 г.).

В 1883 году театральный деятель, актер и известный антрепренер М.В. Лентовский открыл Фантастический театр в «Эрмитаже», затем в 1886 создал новый театр «Антей», в котором сотрудничали такие деятели культуры, как архитектор Ф.О. Шехтель, брат писателя художник Н.П. Чехов и др. Репертуар этих театров в основном состоял из феерий и мелодрам, театр Лентовского широко известен своими изысканными декорациями и волшебными сценическими эффектами15.

Был еще и театр общедоступных и народных представлений «Скоморох», его открыли в 1882 году и прожил он меньше двух сезонов, а затем в 1885 году снова открылся. Как антрепренер М.В. Лентовский пытался создать новый театр, отражающий жизнь народа. О нем Чехов в цикле фельетонов «Осколки московской жизни» 1883 года пишет: «Про Лентовского можно целую книгу написать. Это замечательный человек. Когда он умрет, ему непременно монумент поставят. Он и актер, и антрепренер, и многих орденов кавалер» [Чехов XVI: 47]. Но, несмотря на многочисленные попытки, это ему мало удалось. В 1891—1894 годах он потерял все свои театры один за другим из-за долгов.

Кроме Корша и Лентовского, в столицах существовал еще театр М.М. Абрамовой (1889—1890) и театр Е.Н. Горевой (1889—1891), оба театра создавались молодыми актрисами, оба просуществовали недолго16. У обоих театров было многообещающее начало, но из-за неопытности и нестабильного художественного руководства и из-за двух сильных конкурентов (то есть театров Корша и Лентовского) они были обречены на неудачу, как предсказал Чехов в письме А.Н. Плещееву 3 сентября 1889 года: «Горева и Абрамова долго не продержатся» [П. III: 239].

В сфере любительского театра существовало Общество искусства и литературы К.С. Станиславского (1888), Театр Литературно-артистического кружка (1895) и другие любительские театры17. Здесь активно вёлся поиск новых путей развития, проблемы современной жизни стали главными темами репертуара. Однако возникновение частных и любительских театров в 1880—1890-х годах и их быстрое закрытие не смогли оказать серьезного влияния на развитие театра.

Театральное искусство также развивалось в провинциальной России. Главные провинциальные театры были созданы лишь в 1890-е годы. Например, в 1891 году Н.Н. Соловцов18 открыл постоянный русский драматический театр в Киеве, Н.И. Собольщиков-Самарин19 работал актером и режиссером в Нижнем Новгороде в 1892 году, Н.Н. Синельников20 возглавлял актерское товарищество в Новочеркасске в 1891 году. В 1894 году по провинции одновременно путешествовали три товарищества александринских актеров — М.Г. Савиной, В.Н. Давыдова и П.М. Медведева. «Интенсивное развитие гастролерства оставалось симптомом положительным, свидетельствуя о сближении интересов и возможностей столиц и провинции»21. В итоге, с одной стороны, провинциальная публика увидела современные столичные постановки, а с другой стороны, труппы столиц получили шанс играть перед новыми зрителями.

Вышеизложенное представляет собой общий обзор развития театра до появления Московского художественного театра в конце XIX века.

На смену Островскому в те годы пришли такие драматурги, как В.А. Крылов, В.А. Дьяченко, И.В. Шпажинский, П.М. Невежин, Н.Я. Соловьев и др. Эти драматурги ориентировались на предпочтения публики: они создавали эффектные сюжеты, преувеличенные конфликты, писали на модные темы, чтобы угодить зрителям, их пьесы шаблонны22.

Посмотрим, какова ситуация с режиссерами и актерами. Как известно, оба являются значимой частью театрального процесса.

В начале 1880-х годов А.А. Потехин стал заведующим репертуарной частью Александринского театра, он пригласил талантливых актеров из провинции, возродил традиционные театральные амплуа, поставил запрещенную в течение двадцати лет пьесу «Дело» А.В. Сухово-Кобылина и т. д. Другие директора Александринского театра также не имели успеха: П.М. Медведев, В.А. Крылов и Е.П. Карпов23.

Кроме А.Н. Островского, в Малом театре играл важную режиссерскую роль и С.А. Черневский. В какой-то степени он оказал положительное влияние на сценическое искусство, но, подобно режиссерам Александринского театра, он также не привнес значительных изменений24.

Теперь посмотрим на ситуацию с актерской труппой в главном театре Петербурга.

Актеры Александринского театра «оказывались замкнуты в рамках своего амплуа. Индивидуальность актера была скрыта под его сложившейся театральной маской»25. Тем не менее в труппе играли многие знаменитости. В частности, такие актеры предыдущего периода, как В.В. Стрельская, П.М. Медведев, Н.Ф. Сазонов, и также такие ключевые фигуры, как К.А. Варламов, М.Г. Савина, В.Н. Давыдов и др. Затем во второй половине 1880-х годов к труппе присоединились В.П. Далматов, П.М. Свободин, М.И. Писарев, Н.С. Васильев, М.М. Петипа, И.П. Киселевский и др. П.А. Стрепетова, М.В. Дальский и В.Ф. Комиссаржевская тоже недолго играли в труппе Александринского театра26.

Большой успех имела М.Г. Савина, которая играла в этом театре с 1874 по 1915 год, то есть до конца своей жизни. Она была одним из крупнейших артистов чеховского времени27. Другая знаменитость — В.Н. Давыдов. Актер начал выступать на сцене в провинции и служил в Александринском театре 44 года, он занимал в труппе одно из центральных мест28.

Что касается Малого театра, в письме В.Ф. Комиссаржевской от 19 января 1899 года о Малом театре пишет Чехов: «Тут все-таки больше на искусство похоже и между артистами немало хороших людей!» [П. VIII: 28]. В труппе играли артисты предыдущего периода: М.Н. Ермолова, Г.Н. Федотова, И.В. Самарин, М.П. Садовский, А.П. Ленский и др., потом во время 1870—1880-х годов в труппу вошли О.О. Садовская, О.А. Правдин, А.И. Южин, Ф.П. Горев и Е.К. Лешковская29.

Из всех актеров Малого театра особое место занимала М.Н. Ермолова. Она считается душой культурной и духовной жизни театра того времени30. Актрисой не меньшего масштаба была и Г.Н. Федотова. Она не только играла в спектаклях, но и выступала в качестве режиссера. Вл.И. Немирович-Данченко в своей книге писал о ней: «...она следила за всем спектаклем <...> все чувствовали, что где-то тут, под боком, за каждой сценой следит зоркий, упорный глаз»31. А.П. Ленский32 пришел в Малый театр в 1875 году, уже в 1880-е годы стал партнером М.Н. Ермоловой. Актер известен своей уникальной «психологической убедительностью»33 в различных ролях.

Краткий обзор театральной ситуации в России во второй половине XIX века дает нам историко-литературный контекст для последующего исследования. Систематизация материала по истории русского театра в конце XIX века свидетельствует об активизации театральной жизни, об открытии новых театров, о потребностях театров в новых артистах и организаторах театрального процесса. Театр становится к этому времени интересной культурной площадкой, которая привлекает зрителей, а зритель, в свою очередь, способствует расширению театрального дела.

Примечания

1. Самарский А.Н., Теппеев А.А. Государственно-правовые изменения во внутренней политики России в годы правления Александра III: причины и последствия (историко-правовой обзор) // Образование и право. 2023. № 8. С. 142.

2. Там же.

3. Классик отечественного театра // Театральный вестник. № 4 (139). 2018 // URL: https://teatrvestnik.ru/magazine/4-139-2018

4. Институты литературы в Российской империи: коллект. моногр. Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики» / сост. и отв. ред. А.В. Вдовин, К.Ю. Зубков. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2023. С. 252.

5. Лотман Л.М. Драматургия семидесятых-восьмидесятых годов. М.; Л.: Изд-во АН СССР. Т. 9. 1956. С. 500.

6. Институты литературы в Российской империи: коллект. моногр. Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики» / сост. и отв. ред. А.В. Вдовин, К.Ю. Зубков. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2023. С. 254.

7. Подробнее об этом см.: Институты литературы в Российской империи: коллект. моногр. Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики» / сост. и отв. ред. А.В. Вдовин, К.Ю. Зубков. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2023. С. 252; также Дмитриев Ю.А. Михаил Лентовский. М.: Искусство, 1978. С. 24—25.

8. Сологян А.А. Театральная реформа 1882 г. и ее влияние на финансово-экономическое положение императорских драматических театров России в 80—90-е гг. XIX в. // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: История России. 2009. № 4. С. 137—149.

9. Чепуров А.А. А.П. Чехов и Александринский театр: На рубеже XIX и XX веков. СПб.: Балтийские сезоны, 2006. С. 10.

10. Подробнее об этом см.: История русского драматического театра. М.: Искусство, 1977—1987. Т. 6. С. 69.

11. См.: Гришунин А.Л., Долотова Л.М., Мелкова А.С., Опульская Л.Д., Паперный З.С., Полоцкая Э.А., Сахарова Е.М. Примечания // Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем: В 30 т. Сочинения: В 18 т. / АН СССР. Ин-т мировой лит. им. А.М. Горького. Т. 17. М.: Наука, 1980. С. 241.

12. Там же. С. 249.

13. Подробнее об этом см.: История русского драматического театра. М.: Искусство, 1977—1987. Т. 6. С. 238.

14. Там же. С. 241—254.

15. Там же. С. 238—241.

16. Там же. С. 254—258.

17. Там же. С. 258—260, 273—283.

18. Степанова Г.И. Н.Н. Соловцов — ведущий театрально-драматический антрепренер Одесского городского театра (конец XIX — начало XX века) // Обсерватория культуры. 2014. № 3. С. 84—90.

19. Семенова О.В. Театральная интеллигенция в культурной жизни Дона конца XIX — начала XX века // Наследие веков. 2023. № 4 (36). С. 118—129.

20. Там же.

21. История русского драматического театра. М.: Искусство, 1977—1987. Т. 6. С. 320.

22. См.: Рудницкий К.Л. Русское режиссерское искусство: 1898—1907. М.: Наука. 1989. С. 17; также Журавлева А.И. Русская драма и литературный процесс XIX века. Изд-во Моск. университета, 1988. С. 28.

23. Подробнее об этом см.: История русского драматического театра. М.: Искусство, 1977—1987. Т. 6. С. 151—152.

24. Там же. С. 152—153.

25. Там же. С. 198—199.

26. Там же. С. 199.

27. Там же. С. 208.

28. Там же. С. 212—217.

29. Там же. С. 158.

30. Там же. С. 168.

31. Немирович-Данченко В.И. Рождение театра // Ком. М.Н. Любомудрова. М.: Правда, 1989. С. 282.

32. Цимбалова С.И. Театр актера: Русская сцена последней трети XIX века // Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2018. № 6 (59). С. 254—265.

33. История русского драматического театра. М.: Искусство, 1977—1987. Т. 6. С. 174.