Вернуться к Пяо Хуэйминь. Изображение театра как социокультурного института в творчестве А.П. Чехова

Выводы к первой главе

Живой зрительский интерес Чехова к театру в юные годы по мере взросления постепенно перерос в профессиональный, определив последующие творческие искания. Театральный мир нашел своеобразное отражение и воплощение в его творчестве на разных этапах.

В конце XIX века русский театр представляет собой динамично развивающийся институт: происходит активизация театральной жизни, открываются новые театры, увеличивается потребность театров в новых артистах и организаторах театрального процесса. Театр становится к этому времени интересной культурной площадкой, которая привлекает зрителей, а зритель, в свою очередь, заинтересован в расширении театрального дела и театральных задач.

В многочисленных письмах, статьях, и заметках Чехова даны оценки театральной жизни того времени, выражены собственные эстетические и литературно-критические воззрения. В целом, следует признать, отношение Чехова к театру было неоднозначным, в нем была и критика, и ожидание творческих открытий, и любовь, и разочарование. В любом случае даже в критических суждениях писателя о реальных театральных проблемах высказывается его видение идеального, нового театра.

Во многом таким театром для Чехова стал Московский Художественный театр, в котором складывалась иная, по сравнению с традиционным на то время русским театром система взаимоотношений между актерами, антрепренерами, режиссерами, зрителями и, конечно, авторами. Реализм Чехова прекрасно сочетался с многочисленными новациями МХТ (режиссерские приемы, актерские стили, реформа театральной иерархии, изменения в отношениях театра со зрителем, интеллектуальный тон и т. д.), что способствовало превращению МХТ в самую передовую социокультурную институцию конца XIX века. Несмотря на отсутствие прямого упоминания или изображения МХТ в художественных произведениях Чехова, его можно считать воплощением той идеальной модели, которая легла в основу его концепции интеллигентного театра.