Вернуться к С.В. Земляная. Концепция личности в прозе А.П. Чехова 1889—1890-х годов

Глава II. Межличностные отношения в поэтике прозы А.П. Чехова

Межличностные связи, которым в поэтике прозы А.П. Чехова уделено особое внимание, воплощают в себе нравственно-психологический фактор концепции личности. Размышления писателя о проблеме бытия человека в мире себе подобных позволяют осознать необходимость связей с другими людьми, с общепринятыми нравственными ценностями. Герои Чехова переживают внутренние драмы именно по причине отсутствия этих связей, своего одиночества и духовной изолированности.

Сословная принадлежность героев, которые оказываются в центре чеховского повествования, разнообразна: это врачи («Ионыч», «Палата № 6»), крестьяне («Печенег»), художники, земские деятели, дворяне («Дом с мезонином», «Попрыгунья»), ученые («Черный монах», «Дуэль»), ссыльнокаторжные («В ссылке»), бывшие солдаты («Гусев»). Анализируя вышеперечисленные произведения, мы сталкиваемся с тем феноменом творчества Чехова, который долгое время давал основание для утверждения мысли об «асоциальности» Чехова: для писателя действительно по сути не важна классовая принадлежность героев. Важно, что все они представляют собой некий социальный «середняк» — это люди средние по их материальному достатку, интеллектуальному и культурному уровню. Реализм Чехова проявляется в том, что он выбирает в герои типичного российского обывателя конца XIX века, со всеми его странностями, неуверенностью в себе, ощущением бессмысленности жизни и мелочностью интересов.

Однако Чехов не ограничивается мрачноватыми зарисовками быта и примитивной жизни «пошлого» человека: он показывает движения души и мысли героя. Персонажи Чехова 90-х годов, как и персонажи более ранних произведений, переживают определенную эволюцию, которая приводит их либо к осознанию невозможности прежнего бездумного существования («Страх», «Палата № 6»), либо к полному затуханию порывов к лучшему, утрате стремления осмыслить жизнь («Ионыч»).

Интерес к проблеме межличностных отношений в творчестве А.П. Чехова 90-х годов выражается как в обращении писателя к событиям реальной жизни, бытовой и общественной, так и в раскрытии внутреннего мира героя — рядового, среднего человека.