Вернуться к Крымские пенаты №5. Альманах литературных музеев. А.П. Чехов и Крым. К 100-летию переезда Чехова в Ялту

З.Г. Ливицкая. Неизвестный факт из биографии О.Л. Книппер-Чеховой

Всем хорошо известен рассказ А.П. Чехова «Толстый и тонкий» и ключевая фраза рассказа, которую с разными оттенками произносит один из главных героев, «тонкий»: «Это вот моя жена Луиза, урожденная Ванценбах, лютеранка...», «А это моя жена, урожденная Ванценбах... Лютеранка», «жена, Луиза, лютеранка, некоторым образом...».

Итак, «моя жена, лютеранка»... Представьте, как мог произнести эту фразу Антон Павлович Чехов, ведь его жена, Ольга Леонардовна Книппер-Чехова, по вероисповеданию была лютеранкой.

Рассказ «Толстый и тонкий», конечно, не имеет никакого отношения к Ольге Леонардовне, он написан в 1883 году, когда она даже не была знакома с Чеховым.

Вероисповедание Ольги Леонардовны было связано, вероятно, с традициями семьи, она не изменила веру даже тогда, когда венчалась с Антоном Павловичем. Венчание состоялось 25 мая 1901 года в Москве, на Плющихе, в церкви Воздвиженья на Овражке. При венчании присутствовали только четыре свидетеля: В.Л. Книппер, брат Ольги Леонардовны, А.И. Зальца, ее дядя, студенты Ф.И. Зейферт и Д.В. Алексеев1. Об этом событии К.С. Станиславский вспоминал: «Однажды Антон Павлович попросил А.Л. Вишневского устроить званый обед и просил пригласить туда своих родственников и почему-то также и родственников О.Л. Книппер. В назначенный час все собрались, и не было только Антона Павловича и Ольги Леонардовны. Ждали, волновались, смущались и, наконец, получили известие, что Антон Павлович уехал с Ольгой Леонардовной в церковь, венчаться, а из церкви поедет прямо на вокзал и в Самару, на кумыс. А весь этот обед был устроен им для того, чтобы собрать в одно место всех тех лиц, которые могли бы помешать повенчаться интимно, без обычного свадебного шума»2.

Как же относилась православная церковь к такому браку? Еще со времен Петра I такие браки считались законными, кроме того, при венчании в православной церкви разрешалось присутствие священника другой конфессии3.

Но Ольга Леонардовна Книппер-Чехова все же приняла православие, и случилось это спустя десять лет после смерти А.П. Чехова, в 1914 году. В метрической книге аутской Успенской церкви г. Ялты за 1914 год обнаружена запись об этом. В части первой «О родившихся» читаем: «Вдова лекаря, артистка Московского Художественного театра Ольга Леонардовна Чехова, 45 лет, лютеранского вероисповедания, через таинство св[ятого] миропомазания присоединилась к Св[ятой] Православной церкви, с наречением ей имени Ольга, в честь святой княгини российской Ольги, празднуемой церковью 11 июля»4.

Обряд совершили священник Сергий Щукин и дьякон Михаил Орлов 2 августа 1914 года, по старому стилю.

Почему Ольга Леонардовна Книппер-Чехова перешла в православие в Ялте, именно в 1914 году, а не в 1901, когда они венчались с Чеховым?

В связи с этим необходимо вспомнить некоторые события и факты.

2 июля 1904 года (по ст. ст.) скончался Антон Павлович Чехов. Ольга Леонардовна всегда старалась приехать в Ялту и этот скорбный день провести в семье Чеховых, так было и в 1914 году.

19 июля 1914 года (по ст. ст.) Германия объявила войну России. Это событие вызвало подъем патриотизма в российском обществе. Значительно выросло влияние русской православной церкви. Известие о начале войны застало Ольгу Леонардовну в Ялте. Можно предположить, сколько было пережито в те дни, сколько было серьёзных разговоров тогда в доме Чеховых в Аутке с Марией Павловной Чеховой, с ялтинскими друзьями Ольги Леонардовны, среди которых был и священник аутской Успенской церкви С.Н. Щукин. Именно тогда было принято важное решение.

По воспоминаниям Вадима Шверубовича, Ольга Леонардовна была человеком сильным, цельным, независимым; «она не думала о производимом впечатлении, не смотрела в зеркало чужих мнений. Всегда была такой, как есть, и другой быть не могла. Она могла только быть и не могла, не хотела казаться»5. Поэтому для неё переход в православие — был поступок глубокий, полный внутренней работы, в конечном итоге, патриотичный.

А.П. Чехов и О.Л. Книппер

Примечания

1. См. Евсеев Д.М. Венчание на Плющихе // Чеховиана. Чехов и его окружение. — М.: Наука, 1996. С. 270—272.

2. Станиславский К.С. Собр. соч.: В 8 т. — М.: Искусство, 1959—1961. — Т. 5. С. 352.

3. Булгаков С.В. Настольная книга священника. — 1913. — Т. 2. С. 1206.

4. Метрическая книга аутской Успенской церкви города Ялты, 1914 г., л. 40 об. — 41, ЯГОИЛМ КП.

5. Шверубович В. О старом Художественном театре. — М.: Искусство, 1990. С. 619.