Вернуться к Крымские пенаты №5. Альманах литературных музеев. А.П. Чехов и Крым. К 100-летию переезда Чехова в Ялту

М.М. Сосенкова. «Я бы на вашем месте выписывал журналы...» (Журнальная периодика А.П. Чехова в Ялте)

В 1998 году исполняется 100 лет с того времени, как Антон Павлович Чехов поселился в Ялте, где он провел последние годы своей недолгой жизни. Переезд на юг из любимой им Москвы был вынужденным, и нередко в письмах Чехова из Крыма встречаются слова о скуке и невозможности жить в провинции. «Приходится делать над собой усилие, чтобы жить здесь изо дня в день и не роптать на судьбу», — писал он своему знакомому А.И. Урусову. Здесь писателю не хватало привычной литературной обстановки, шумной, несколько бестолковой московской жизни. При малейшей возможности Чехов старался уехать в Москву, потому что считал, что «погибнуть от сурового климата гораздо достойнее, чем от провинциальной скуки». В Ялте Антон Павлович был лишен не только привычного ему круга общения, но и книг, столичных газет и журналов. «Здесь решительно нечего читать, — писал он издателю А.С. Суворину. — В библиотеке журналы нарасхват, а книг нет, потому что библиотекарше лень отыскивать их на полке».

Известно, что в течение ряда лет Чехов посылал в Таганрог книги для городской библиотеки. «Я бы на Вашем месте выписывал журналы, а не книги, — советовал он П.Ф. Иорданову, санитарному врачу Таганрога, члену городской управы, позднее — городскому голове, — ...для посетителя не так интересны книги, как текущая журналистика».

Осенью 1899 г. достраивается чеховский дом в Аутке, и вскоре сюда начинают приходить столичные журналы.

Сегодня в фондах музея А.П. Чехова в Ялте хранятся периодические литературные, исторические и научно-популярные издания, выходившие в Москве и Петербурге, за период с 1884 по 1904 г., всего 12 наименований. Это журналы «Осколки», «Северный вестник», «Нива», «Русская мысль», «Русское богатство», «Журнал для всех», «Образование», «Исторический вестник», «Вестник иностранной литературы», «Новый журнал зарубежной литературы, науки и искусства», «Жизнь», «Семья». По письмам Чехова можно судить о том, что большинство из них он получал в Ялте и только некоторые привезены из Москвы и Мелихова (в основном те экземпляры, в которых были напечатаны его произведения). Это лишь небольшая часть того, что читал Антон Павлович в Ялте: комплекты многих наименований далеко не полные. Возможно, он раздавал знакомым уже прочитанные им номера, что вполне вероятно, если учесть уже приведенные выше слова Чехова о «журналах нарасхват». Об этом также свидетельствовала ялтинская знакомая писателя С.П. Бонье: «Им получалось огромное количество писем от иногородних больных... По телефону он просил докторов Альтшуллера, Елпатьевского, Бородулина и других принимать этих больных... Посылал и заносил «лежачим» газеты и журналы».

1 мая 1904 г. писатель выехал из Ялты в Москву, затем в Германию, где скончался в ночь на 2 (15) июля в курортном городе Баденвейлер. Таким образом, в руки Чехова могли попасть только выпуски журналов, изданные до его отъезда из Ялты. Они и будут рассмотрены в данном обзоре периодики.

В Доме-музее А.П. Чехова хранятся два номера (№ 10 за 1884 г. и № 45 за 1889 г.) юмористического художественного журнала с карикатурами «Осколки», который выходил в Петербурге еженедельно. Издавал и редактировал его Н.А. Лейкин. Чехов сотрудничал здесь с ноября 1882 по декабрь 1887 г. В 1888—1885 гг. вел обозрение «Осколки московской жизни», в 1892 г. напечатал несколько рассказов. В 1886 г. в издании журнала вышел сборник Чехова «Пестрые рассказы». В № 45 от 4 ноября 1889 г. напечатан рисунок М.М. Далькевича, на котором писатель изображен едущим рядом с Ивановым и Лешим на телеге, запряженной Медведем. Телега остановилась на распутье: «повествовательная дорога» — «драматическая дорога». По поводу этого рисунка Чехов писал издателю Лейкину: «Упрек в пристрастии к сцене и в измене беллетристической форме я принимаю, хотя... я за всю жизнь работал для сцены в общей сложности не больше месяца, а теперь мечтаю о сценической деятельности так же охотно, как о вчерашней каше».

Привезен Чеховым в Ялту мартовский номер журнала «Северный вестник» за 1888 г. Издание выходило в Петербурге в 1885—1891 гг.

А.П. Чехов начал активно сотрудничать здесь в 1888 г. Однако еще двумя годами ранее в журнале был напечатан отзыв на его сборник «Пестрые рассказы». «Про мою книгу заговорили толстые журналы, — писал он издателю Н.А. Лейкину, — «Северный вестник» изобразил мою будущую плачевную судьбу на 2-х страницах, впрочем похвалил». А. Скабичевский, отзыв которого задел Чехова и запомнился ему на всю жизнь, использовал «Пестрые рассказы» как повод для характеристики положения писателя-юмориста в условиях российской действительности. Автор писал: «Кончается тем, что он обращается в выжатый лимон; и подобно выжатому лимону, ему приходится в полном забвении умирать где-нибудь под забором... Вот и г. Чехов — как жалко, что при первом же своем появлении на литературном поприще он сразу же записался в цех газетных клоунов». Свой отзыв Скабичевский заключает фразой: «Вообще книга г. Чехова, как ни весело ее читать, представляет собою весьма печальное и трагическое зрелище самоубийства молодого таланта, который изводит себя медленною смертью газетного царства». В то же время критик признавал, что многие рассказы Чехова «обличают молодой, свежий талант, не лишенный юмора, чувства, наблюдательности».

Заведовал беллетристическим отделом в «Северном вестнике» Александр Николаевич Плещеев. Он был участником кружка петрашевцев, пережил процедуру гражданской казни, солдатчину и ссылку. По возвращении Плещеев долгие годы оставался под надзором полиции. Его перу принадлежало известное стихотворение «Вперед без страха и сомненья». Не случайно именно в это издание отдает Чехов свое первое крупное произведение — повесть «Степь». 23 января 1888 г. он писал А.Н. Плещееву: «Пришлю ее непременно на Ваше имя, так как дебютируя в толстых журналах, я хочу просить Вас быть моим крестным батькой». Номер «Северного вестника» с повестью «Степь» сохранился в библиотеке Чехова. Для него Антоном Павловичем был заказан твердый картонный переплет. На внутренней стороне верхней крышки обложки стоит чеховский экслибрис, на титульном листе — его автограф.

Помещено здесь также стихотворение и два стихотворных перевода Ольги Николаевны Чюминой — писательницы, поэтессы, переводчицы. Ее имя встречается в нескольких письмах Чехова. 3 марта 1901 года О.Л. Книппер сообщала ему об обеде, который Союз писателей дал актерам Художественного театра. Она писала: «Познакомилась с целой плеядой литературных дам, с Чюминой — звала к себе». В последующих письмах она рассказывает о том, что Чюмина прислала ей том своих стихотворений с дарственной надписью, о встречах с ней в женском клубе. На что Антон Павлович замечает: «Ты каждый день встречаешься с m-me Чюминой...» В начале февраля 1901 г. Книппер посылает Чехову стихотворение своей новой знакомой, посвященное писателю. Оно начиналось словами:

Художник дивный! Раскрываешь ты
Сердца людей с душой природы,
Неволи мир и мир свободы,
И ужас пошлости, и радости мечты.
Ты с теми, кто душой освобожденья жаждет,
Чья мысль — один порыв сплошной.
Страдаешь ты за каждого, кто страждет,
Забитый жизнью, жалкий и смешной.

«Актрисуля милая, — откликается Чехов, — стихи Чюминой, быть может, и хороши, но... «один порыв сплошной»! Разве в стихи годятся такие паршивые слова, как «сплошной»? Надо же ведь и вкус иметь.»

Помещено в этом номере также продолжение романа писательницы А. Шабельской (псевдоним Александры Станиславовны Монтвид) «Три течения». О ней мы находим юмористический отзыв Чехова в письме к А.С. Суворину: «Я здоров. Мне снилось, что я прикладывал припарку на живот Шабельской. Она очень симпатична, и я рад, что был полезен ей хотя бы во сне».

Довольно резкую оценку давал писатель очерку Глеба Успенского «Ноль целых» (из цикла «Живые цифры»). «Это вздор, который трудно читать и понимать, — писал он. — Аристарх<ов> (критик А.И. Введенский. — М.С.) с трудом читал и не понимал, но разве у него хватит мужества признаться в этом? Моя «Степь» утомила его, но разве он сознается в этом, если другие кричат: «талант! талант!»?»

Статья Аристархова «Журнальные отголоски» была напечатана 31 марта 1888 г. в «Русских ведомостях». Автор выделял очерк Успенского «Ноль целых» как отличающийся «глубокой мыслью, с которой не всякий, конечно, согласится, но на которой не может не остановиться всякий живой человек, не принизивший своей личной жизни до безразличного отношения к добру и злу». В «Степи» Чехова Аристархов отмечал необыкновенную красоту описания природы, беглость очерков живых лиц, но при этом отсутствие «целостности и общности цели в произведении».

В разное время в «Северном вестнике» были напечатаны и другие чеховские произведения: «Огни», «Именины», «На пути», «Скучная история».

В библиотеке писателя 7 номеров научного и литературно-политического журнала «Русская мысль» за 1892, 1897 и 1904 гг. В 11 номере за 1892 г. напечатана повесть Чехова «Палата № 6» и в номере 4 за 1897 г. — «Мужики». Редакторами этого издания были В.М. Лавров и В.А. Гольцев. Журнал выходил в 1880—1917 гг. в Москве. Впервые произведение Чехова опубликовано на его страницах в 1892 г., однако этому предшествовал целый этап непростых взаимоотношений с редакцией.

Первое приглашение к сотрудничеству Антон Павлович получил еще в 1886 г. В это время он печатался преимущественно в журнале «Осколки» и в «Петербургской газете», а с середины февраля 1886 г., по субботам — в газете «Новое время». «Вчера я получил приглашение от «Русской мысли», — сообщал он 30 июля 1886 г. редактору «Осколков» Н.А. Лейкину. — Осенью напишу туда что-нибудь». Однако из дальнейших писем исчезают не только сообщения о повести для журнала, но и сама мысль о сотрудничестве в нем. Чехов бывал в редакции, нередко служил посредником между Лавровым, Гольцевым и своими знакомыми писателями, но для себя не считал возможным участие в этом журнале. 29 марта 1888 г. Антон Павлович писал своему знакомому писателю А.Н. Маслову (Бежецкому): «Гольцев — человек милый и хороший, но понимающий в литературе столько же, сколько нес в редьке». И далее в другом письме: «Меня уже давно зовут в «Русскую мысль», но я пойду туда только в случае крайней нужды. Не могу!!!» Писатель А.С. Лазарев (Грузинский) 25 апреля после беседы с Антоном Павловичем сообщал своему знакомому: «Вот причина размолвки Чехова с «Русской мыслью». Чехов в компании выпил и стал говорить секретарю «Русской мысли» Попову... что «Русская мысль» не талантлива, «честна, хороша, — но таланта, таланта — совсем нет!» Тот рассвирепел, передал все Гольцеву... Гольцев тоже рассвирепел, и пошла писать губерния».

Апофеозом конфликта стала статья в мартовской книжке журнала за 1890 год, где в анонимном обозрении периодических изданий Чехов был причислен к «жрецам беспринципного писания». 19 апреля 1890 г. Чехов выехал из Москвы на Сахалин. В разгар сборов и последних приготовлений к отъезду, 10 апреля, он отправил издателю «Русской мысли» В.М. Лаврову письмо, в котором воспринял эту оценку как оскорбление и назвал ее клеветой. «Я, пожалуй, не ответил бы и на клевету, — писал он, — но на днях я надолго уезжаю из России, быть может, никогда уж не вернусь, и у меня нет сил удержаться от ответа. Беспринципным писателем или, что одно и то же, прохвостом я никогда не был. <...> Я не шантажировал, не писал ни пасквилей, ни доносов, не льстил, не лгал, не оскорблял, короче говоря, у меня есть много рассказов и передовых статей, которые я охотно бы выбросил за их негодностью, но нет ни одной такой строки, за которую мне теперь было бы стыдно». Заканчивалось письмо словами: «...после Вашего обвинения между нами невозможны не только деловые отношения, но даже обыкновенное шапочное знакомство, это само собою понятно».

Возобновлению отношений Чехова с «Русской мыслью» во многом способствовал П.М. Свободин, актер Александринского театра, большой друг писателя и всей чеховской семьи. Благодаря его усилиям и воздействию на обе стороны во второй половине июня 1992 г. произошло окончательное примирение. 28 июня Чехов писал из Мелихова Л.С. Мизиновой: «У меня сенсационная новость: «Русская мысль» в лице Лаврова прислала мне письмо, полное деликатных чувств и уверений. Я растроган, ...недоразумение, бывшее у нас года два назад, считаю поконченным». В результате Чехов дал в журнал для публикации «Рассказ неизвестного человека», а также повесть «Палата № 6». В последующем здесь были напечатаны такие значительные его произведения, как «Остров Сахалин», «Бабье царство», «Три года», «Убийство», «Ариадна», «Дом с мезонином», «Чайка», «Мужики», «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», «Случай из практики», «Дама с собачкой», «Три сестры». В 1903 году Антон Павлович официально становится редактором беллетристического отдела «Русской мысли».

Еще одно периодическое издание из библиотеки Чехова — «Журнал для всех», который выходил в Петербурге в 1898—1906 гг. С его редактором Виктором Сергеевичем Миролюбовым Чехова связывали дружеские отношения, сохранившиеся до конца жизни писателя. «Это добрый, благодушный человек, простяк», — отзывался о нем Антон Павлович. Миролюбов обладал прекрасным голосом и в 1892—97 гг. пел на сцене Большого театра. В Ялте он бывал неоднократно: и на гастролях, и по состоянию здоровья, где в 1894 г. и произошло его знакомство с Чеховым. Из-за болезни Миролюбов вынужден был оставить сцену. С 1898 г. он начал издавать «Журнал для всех». В первый год существо вам и я журнала здесь появились три рассказа Чехова: «Жилец», «Необыкновенный» и «Муж», которые были переделаны из ранних, напечатанных в 1886 г. за подписью Антоши Чехонте. В дальнейшем на его страницах публиковали свои произведения многие известные авторы. Издание стало популярным, имело хорошую репутацию. Однако в 1901 г. ситуация начала меняться. Миролюбов, и ранее увлекавшийся религиозно-нравственными вопросами, стал членом Религиозно-философских собраний, что оттолкнуло от него и его издания многих авторов. Решительно отошел от журнала Горький, несколько позже журнал покинули Л. Андреев, А. Серафимович, В. Вересаев. Чехов неодобрительно отозвался о новой деятельности Миролюбова, однако продолжил сотрудничество в «Журнале для всех» и остался в дружеских отношениях с его редактором. В апрельском выпуске за 1902 г. был напечатан рассказ «Архиерей», а в декабре 1903 г. последнее чеховское произведение — рассказ «Невеста». Оба этих номера журнала сохранились в Доме-музее писателя.

В этом же декабрьском выпуске за 1903 г. помещена драма Семена Юшкевича «Чужая». Вероятно, Чехов прочел ее, так Как известен его интерес к творчеству этого писателя. «По-моему, Юшкевич умен и талантлив, — замечает он в начале июня 1903 г. в письме к Вересаеву, — и из него может выйти большой толк, только местами очень часто он производит впечатление точно перевод с иностранного; таких писателей, как он, у нас еще не было».

Получал Чехов в Ялте и ежемесячный педагогический журнал «Образование», выходивший в Петербурге с 1892 по 1919 г. Редактором этого издания был А.Я. Острогорский. В музейных фондах пять номеров за 1904 г. В февральском выпуске в «Журнальных заметках» А. Луначарского напечатана рецензия на материалы, опубликованные в декабрьском номере «Журнала для всех». В частности, автор упоминает имена Юшкевича и Чехова. «Г. Юшкевич, — пишет он, — талантливый человек, но мы от души желаем, чтобы «Чужая» была у него единственным в своем роде произведением. Эта пьеса вся проникнута крикливым романтизмом, который в последнее время вторгся в русскую беллетристику: псе здесь преувеличено, претенциозно и иногда до нелепости»1. «Приятное впечатление бодростью тона производит новый рассказ г. А. Чехова «Невеста». Но, в общем, это незначительная, хотя и хорошенькая вещица. Г. Чехов сделал бы настоящий подарок русской публике, если бы в таком же тоне написал какую-нибудь широкую картину. Ведь нельзя же утверждать, что материала для изображения человека-борца, человека-протестанта так уж и нет в действительности. Но его фигура необходима в современной русской литературе, иначе доза мрачного реализма может оказаться слишком сильной»2.

В январской и февральской книжках журнала напечатан с продолжением рассказ А. Гольдебаева (псевдоним А.К. Семенова) «Мама ушла», который мог заинтересовать Чехова, так как ему было известно имя этого беллетриста. За полгода до этого, 24 июля 1903 г., Семенов послал Антону Павловичу в Ялту рукопись другого своего произведения — повести «В чем причина?» для «Русской мысли» и просил оказать ему, начинающему писателю, помощь. 18 августа Чехов писал В.А. Гольцеву: «Из присланных и ныне мною возвращаемых заслуживает внимания одна только повесть «В чем причина?». Это хорошая вещь и может быть напечатана... Если автор разрешит поправки, то пришли мне повесть опять». Чехов дал рассказу свое название — «Ссора» — и отредактировал весь текст.

В № 1 опубликован рассказ В. Вересаева «Проездом». Известны негативные отклики Антона Павловича на творчество этого автора. В январе 1899 г. Чехов писал Горькому: «Вересаев талантлив, но груб, — и, кажется умышленно. Груб зря, без всякой надобности». В письме к писательнице Л.А. Авиловой он замечает: «Вересаев и Чириков мне совсем не нравятся. Это не писанье, а чириканье; чирикают и надуваются». Знакомство писателей произошло в апреле 1903 г. в Ялте при посредничестве Горького. Через месяц Вересаев выслал Антону Павловичу сборник своих рассказов и фотографию, сделав на них дарственные надписи. После личного знакомства и прочтения сборника Чехов изменил свое мнение о писателе. 1 июля 1903 г. он писал А.С. Суворину: «Вы читаете теперь беллетристику, так вот почитайте теперь рассказы Вересаева... Мне кажется, что Вы останетесь довольны. Вересаев врач, я познакомился с ним недавно; производит он очень хорошее впечатление». В конце октября он обращается к О.Л. Книппер: «Вересаеву тоже поклонись, если увидишь: скажи ему, что он мне очень нравится».

В январском номере напечатан также рассказ «Брат Андрей» И.Н. Потапенко, писателя литературного окружения Чехова 80—90-х гг., его близкого друга и одного из популярных авторов своего времени. Познакомились Чехов и Потапенко в 1889 г. в Одессе, но эта встреча, как вспоминал Потапенко, «не оставила никаких следов»3. Их сближение началось через четыре года в Москве и «шло очень медленно»4. Осенью и зимой 1893—94 гг. они постоянно встречаются в Мелихове и в Москве. Известно, что именно Потапенко Чехов доверил сложную процедуру согласования текста «Чайки» с цензурой. Популярностью он превосходил большинство своих современников, и не случайно именно Потапенко наиболее часто сравнивали с Чеховым. Не отрицая его таланта, Антон Павлович указывал и на недостатки, отмечая приверженность к пышным фразам и «великим истинам», подчеркивая, что особенно удачны у писателя те места, где «житейской пошлости удается пробиться сквозь изречения и великие истины».

Еще один журнал, который получал Чехов в Ялте — «Русское богатство». Он выходил ежемесячно в Петербурге в 1883—1916 гг. Издание это особенно было памятно писателю тем, что в декабрьском номере за 1886 г. здесь появилась статья «Чехов и Короленко», написанная редактором журнала Л.Е. Оболенским. В январе 1887 г. Чехов сообщал об этом своей знакомой М.В. Киселевой: «Малый восторгается мной и доказывает, что я больший художник, чем Короленко... Вероятно, он врет, но все-таки я начинаю чувствовать за собой одну заслугу: я единственный, не печатавший в толстых журналах, писавший газетную дрянь, завоевал внимание вислоухих критиков — такого примера еще не было». О статье Оболенского рассказывает Антон Павлович и дяде М.Е. Чехову: «Эта статья сделала у нас в доме переполох... Рассказы мои читаются публично на вечерах всюду, куда ни явлюсь, на меня тычут пальцами, знакомства одолели меня своим изобилием». В марте 1902 г. Антон Павлович сообщал В.Г. Короленко о своем намерении сотрудничать в журнале. «Что же касается «Русского богатства», — писал он, — то я пришлю повесть или рассказ при первой возможности. Этот журнал мне симпатичен, я его люблю и работал бы в нем охотно». Однако произведения Чехова в «Русском богатстве» не появлялись.

Благодаря В.Г. Короленко с 1899 г. журнал высылался Чехову в Ялту. В Доме-музее писателя сохранилось пять номеров за 1904 г. (№№ 1, 3, 5, 6, 8).

Еще одно популярное издание, которое получал Чехов в Ялте — еженедельный иллюстрированный журнал «Нива». Он выходил в Петербурге в 1870—1917 гг. в издательстве А.Ф. Маркса. В 1894—1916 гг. ежемесячно печатались литературные приложения к журналу. А.Ф. Маркс и редактор беллетристического отдела А.А. Тихонов неоднократно предлагали Чехову сотрудничество. В 1896 г. в приложении к журналу появилась повесть А.П. Чехова «Моя жизнь». Однако, по словам писателя, недовольного исправлениями цензора, «эти цензорские помарки — досадная штука, такая досадная, что я склонен свой первый опыт участия в «Ниве» назвать неудачным». В сентябре 1898 г. в «Ежемесячных литературных приложениях» вышел рассказ «Ионыч». Больше Чехов в этом журнале не публиковался.

В Доме-музее сохранилось восемь номеров «Ежемесячных литературных приложений» за 1904 г. (№ 1, 3, 4, 5, 6, 7, 9, 11), сентябрьский номер за 1898 г., а также страницы из 14 номера «Нивы» за 1901 г. с фотографиями А.П. Чехова и О.Л. Книппер. В апреле 1901 г. Чехов писал Ольге Леонардовне: «...в последнем номере «Нивы» изображен Ваш театр, между прочим ты, Мария Фед<оровна> (Андреева. — М.С.) и Савицкая. Ты вышла лучше, чем где-либо. Этот номер стоит того, чтобы купить его и спрятать на намять. Между прочим, найдешь там и академиков; меня с очень толстым носом». «Твой портретик в «Ниве» очень хорош, ты гам добрая.»

В 3 и 4 номерах «Приложений» напечатан очерк «Смольный. Исчезнувшие типы» Марии Крестовской, с которой Чехов был знаком. «Машенька Крестовская сказала мне, что за свой последний роман получила пять тысяч рублей», — писал он своему знакомому А.С. Киселеву (роман «Артистка» был напечатан в «Вестнике Европы»). И шутил по этому поводу: «Осенью засяду писать роман тысяч на пять, как Маша Крестовская». В августе 1899 г. Чехов сообщал сестре из Бахчисарая: «Со мной в поезде едут романистка Машенька Крестовская и доктор Акименко из Харькова... Машенька К<рестовская> надоедливая, грозит часто встречаться в Ялте». В письме В.А. Гольцеву 27 января 1900 г. он так отозвался о ее романе, напечатанном в «Русской мысли»: «Вопль» Крестовской — хорошая вещь, все хорошо, кроме названия. Вещь в стиле толстовского «Семейного счастья», в манере попахивает старинкой — и так все деликатно, умненько».

9 января 1900 г. Чехов сообщал сестре: «Журналы иностранной литературы (два) я велел высылать в Ялту». Речь идет о «Вестнике иностранной литературы», который издавался Г.Ф. Пантелеевым в Петербурге, и «Новом журнале иностранной литературы, искусства и науки», выходившем в Петербурге под редакцией Ф.И. Булгакова. Эти журналы представлены в музее наиболее полно: 11 номеров «Вестника» за 1904 г. (1—11) и 25 томов «Нового журнала» (6 номеров за 1899 год, 9 — за 1900 и 10 — за 1902).

В письмах Чехова нередко высказывается недовольство по поводу переводов тех или иных произведений. Критиковал он и переводы, сделанные братом Михаилом. В мае 1891 г. Чехов писал А.С. Суворину: «В «Вестнике иностранной литературы», в последней книжке, напечатан рассказ Уйда («Дождливый день». — М.С.), перевод с английского нашего Михайлы, податного инспектора. Зачем я не знаю языков? Мне кажется, беллетристику я переводил бы великолепно; когда я читаю чужие переводы, то произвожу в своем мозгу перемены слов и перестановки, и получается у меня нечто легкое, эфирное, подобное кружевам». Писатель А.С. Лазарев (Грузинский) замечал по поводу работы М.П. Чехова: «Перевод неважный. Получаются фразы «Я всячески поэтизирую, когда думаю о ней...» Что это за странный язык?». Михаил Павлович вместе с П.А. Сергеенко вынашивал замысел издания собственного журнала под названием «Европейская библиотека». Антон Павлович пытался отговорить брата от этой затеи: «Название старое, затасканное, — писал он. — Все, что можно было взять, уже взяли и берут Булгаков и Пантелеев».

В январском номере «Вестника иностранной литературы» имеются предположительно принадлежащие Чехову пометы, сделанные простым карандашом в виде подчеркивания и вертикальных черточек на полях в тексте очерка М. Орлова «Ложь в ее личном и общественном значении». Очерк является изложением работы французского ученого профессора Дюпра «Этюды по нормальной и патологической психосоциологии», изданной в Париже в 1903 г. В тексте выделены в четырех местах следующие предложения:

1) «Взрослому кавалеру, конечно, плакать довольно совестно, и у него разработаны другие способы убеждения. Он то впадает в негодование, «возмущается» тем, что ему, столь совершенному джентльмену, не верят. Он сердится, возвышает голос, вызывает своего обидчика на дуэль и даже не колеблется убить его.»5

2) «Любопытен также тот факт, что в числе самых крупных злодеев, уже вполне изобличенных, преступность которых не подлежит никакому сомнению, все-таки находятся ярые и упрямые отрицатели своей вины.»6

3) Выделена мысль о том, что у людей с поврежденным мозгом (например эпилептиков) лживость достигает огромных размеров. «Ложь их чаще всего простое бахвальство, иногда плод разнузданной фантазии, которую они не в силах сдержать или же, наконец, просто-напросто проявление какого-то таинственного внутреннего побудителя (последние два слова подчеркнуты. — М.С.), заставляющего человека говорить и действовать почти бессознательно.»7

4) «Все истеричные люди отличаются хитростью, фальшью и вкусом ко лжи; все это достигает у них высочайшей степени и основывается, как показали многочисленные наблюдения, единственно лишь на желании привлечь на себя внимание и заставить о себе говорить.»8

В № 3 «Вестника иностранной литературы» помещен рассказ Г. Сенкевича «На поприще славы» в переводе М.А. Бекетовой. Известно, что Чехов интересовался творчеством этого писателя. В 1903 г. он получил в подарок от В.М. Лаврова комплект журнала «Русская мысль» за 1902 г., в котором прочел окончание «Писем из Африки» Сенкевича в переводе Лаврова. «Жаль, что нет начала!» — сетует он в письме к переводчику. «Денег! Денег! — восклицает Чехов в письме к своей знакомой Л.С. Мизиновой. — Будь деньги, я уехал бы в Южную Африку, о которой читаю теперь очень интересные письма».

В февральском номере напечатаны «Три легенды» Л.Н. Толстого.

В двух номерах «Нового журнала иностранной литературы, искусства и науки» обнаружены пометы, сделанные Чеховым простым карандашом. В 6 номере за 1900 г. он делает «редакторскую правку» в рассказе Э. Золя «Мадам Сурди»9.

в тексте:

«Но эти измены оскорбляли женское самолюбие, и она не могла радоваться таким отлучкам, после которых муж возвращался к ней полный раскаяния и смирения».

у Чехова:

«Но хотя эти измены и оскорбляли женское самолюбие, она не могла радоваться таким отлучкам, после которых муж возвращался к ней полный раскаяния и смирения».

По характеру исправлений можно судить о том, что они относятся не к тексту произведения, а к его переводу.

В № 5 за 1902 г. в публикации М. Турне «Дидро и Екатерина II. Их беседы, напечатанные по собственноручным записям Дидро» подчеркнута фраза: «У иной важной дамы двадцать платьев и только шесть рубашек — всюду кружева, а простого белья не хватает»10. И далее но тексту на полях волнистая линия карандашом. Отчеркнут абзац: «Общество переполнено тщеславными скупцами. Берут лучшую ложу в опере и христарадничают из-за афиши. Держат два-три экипажа, а детям не дают никакого воспитания. Нанимают прекрасного кучера, прекрасного повара, а из учителей выбирают какого подешевле. Обеды задают великолепные, а дочерей замуж выдавать не с чем»11. На этой же странице подчеркнута фраза: «Имущество монархов всегда плохо управляется, а между тем стоит очень дорого».

Хранится в музее январский номер еженедельного иллюстрированного журнала «Семья» за 1899 г., в котором опубликован рассказ Чехова «Душечка». Издание выходило в Москве под редакцией Николая Ефимовича Эфроса. Чехов не выписывал его в Ялте. «Я напечатал в начале этого года в «Семье»... рассказ «Душечка», — сообщал он своему знакомому писателю А.С. Лазареву (Грузинскому), — и никак не упрошу Эфроса прислать мне номер журнала с моим рассказом. Раз пять писал — никакого ответа. Ужасно нелюбезный народ.» Судя по всему, журнал все-таки был Чехову выслан.

Еще один журнал из ялтинской библиотеки А.П. Чехова — «Жизнь». В январе 1900 г. на его страницах была опубликована повесть Чехова «В овраге». В музее находятся два выпуска журнала за 1901 г., страницы из 11 номера за 1900 г., представляющие начало повести Максима Горького «Трое», а также один номер за 1902 год. Апрельский выпуск «Жизни» за 1902 г., запрещенный цензурой, хранился А.П. Чеховым в книжном шкафу, в кабинете. Это было издание социал-демократической организации, стоявшей на марксистских позициях. В июне 1901 г. издание было закрыто, а её редакторы арестованы, высланы и некоторое время продолжали издавать журнал за границей.

И последнее периодическое издание — петербургский журнал «Исторический вестник», который издавал в 1880—1917 гг. А.С. Суворин. В Доме-музее писателя сохранилось 9 номеров за 1904 г. (№№ 1—4, 6, 8—11). В спальне Антона Павловича, на столе, придвинутом к кровати, и по сей день лежит февральский выпуск журнала за 1904 год. По свидетельству Марии Павловны Чеховой12, этот номер был оставлен здесь братом, когда он последний раз уезжал из Ялты. Чехов сделал закладку на историческом очерке Н. Фалеева «Дуэли» из эпохи Александра I. Страницы его не разрезаны до конца, очерк остался недочитанным.

Обложка журнала «Осколки» № 45 от 4 ноября 1889 г. с дружеским шаржем на А.П. Чехова

А.П. Чехов с сотрудниками журнала «Русская мысль». 1893 г. Москва. Фото Д. Асикритова

1899 г. Москва. Фото В. Чеховского

Примечания

1. Луначарский А. Журнальные заметки // Образование. — СПб., 1904. — № 2. С. 138.

2. Там же. С. 140.

3. Потапенко И.Н. Несколько лет с А.П. Чеховым // А.П. Чехов в воспоминаниях современников. — М., 1960. С. 308.

4. Там же.

5. Орлов М. Ложь в её личном и общественном значении // Вестник иностранной литературы. — СПб., 1904. — № 4. С. 4.

6. Там же. С. 7.

7. Там же.

8. Там же. С. 8.

9. Золя Э. Мадам Сурди // Новый журнал иностранной литературы, искусства и науки. — СПб., 1900. — № 6, т. II, отдел приложений. С. 15. Впервые пометы в тексте рассказа Э. Золя «Мадам Сурди», а также в упоминающейся ниже публикации М. Турне «Дидро и Екатерина II» указаны в работе научного сотрудника Дома-музея А.П. Чехова Ю.С. Турчика «Журнальная периодика в личной библиотеке Чехова». — См.: Чеховские чтения в Ялте. Чехов и русская литература. — М., 1978. С. 161—166.

10. Турне М. Дидро и Екатерина II. Их беседы, напечатанные по собственноручным записям Дидро // Новый журнал иностранной литературы, искусства и науки. — СПб., 1902. — № 5. С. 65.

11. Там же.

12. См.: Мария и Михаил Чеховы. Дом-музей А.П. Чехова в Ялте. Мемуарный каталог-путеводитель. — М., 1963. С. 82.