Вернуться к Крымские пенаты №5. Альманах литературных музеев. А.П. Чехов и Крым. К 100-летию переезда Чехова в Ялту

З.Г. Ливицкая. Из ялтинского окружения. Отец Сергий Щукин

Среди ялтинских друзей и знакомых А.П. Чехова имя Сергея Николаевича Щукина, пожалуй, самое памятное в Ялте. Он был священником, преподавал в ялтинских гимназиях и народных школах, был хорошо знаком не только с А.П. Чеховым, но и с писателем, общественным деятелем и врачом С.Я. Елпатьевским1, знал он и великого русского философа С.Н. Булгакова2, дружил с художником М.В. Нестеровым3. Он имел в городе репутацию исключительно честного, порядочного, доброго и образованного человека. Фотографии его и сейчас хранятся в ялтинских семьях, живы еще ученицы женской гимназии, в которой он преподавал. Кого-то из ныне живущих он крестил, с семьями многих ялтинцев дружил.

С.Н. Щукин познакомился с А.П. Чеховым в конце 1898 года. В Крыму они поселились почти одновременно. Сохранилась, хотя и небольшая, переписка отца Сергия с А.П. Чеховым. С.Н. Щукин — автор воспоминаний о писателе, но о самом С.Н. Щукине до недавнего времени известно было мало. Работа в Государственном архиве Крыма позволила найти интереснейшие документы и не только узнать факты его биографии, но и понять то искреннее и глубокое уважение, которое питал к нему А.П. Чехов.

С.Н. Щукин родился 17 сентября 1872 года (по старому стилю) в семье священника, учился в Вологодской духовной семинарии, потом — в Санкт-Петербургской духовной академии, которую окончил кандидатом богословия в 1898 году4. Из-за болезни (туберкулеза) приехал служить в Ялту, преподавал в церковно-приходской школе в Аутке, которая находилась рядом с дачей А.П. Чехова. Вскоре он женился на учительнице этой школы Лидии Николаевне Подгурской.

С Чеховым С.Н. Щукин познакомился так: «Был год голода. Собирали пожертвования. В ялтинском «Крымском курьере» напечатали, что Чехов тоже принимает пожертвования»5. Школа, в которой служил отец Сергий, собрала некую сумму, и с ней молодой законоучитель отправился на дачу Иловайской6, где тогда жил А.П. Чехов. Щукина встретил человек, совершенно не похожий на того Чехова, которого он себе представлял: «взгляд был холоден, слова коротки, сухи и отрывисты»7. Но когда он узнал, что Щукин учитель народной школы, они разговорились, глаза Чехова «стали смотреть ласковее, речь сделалась мягкой»8. Бывало, что они встречались по делам школы, которой Чехов всегда охотно помогал. Девочки, ученицы школы, любили бегать на «белую дачу» к Чехову с поручениями учителя. Узнав, что С.Н. Щукин родом из Вологодской губернии, Чехов регулярно пересылал ему газету «Северный край», даже когда отец Сергий был переведен в Керчь священником Троицкого собора, где прослужил более года.

В 1901 году С.Н. Щукин опять в Ялте, законоучителем ялтинской женской гимназии. Его уважали преподаватели, любили ученицы и их родители. Для многих ялтинцев еще тогда он стал духовным отцом и другом. В гимназии его характеризовали «как человека в высшей степени симпатичного, скромного, некорыстолюбивого и обладающего недюжинным умом и образованием»9.

Судьба опять свела его с А.П. Чеховым, который часто бывал в женской гимназии, а с ее начальницей Варварой Константиновной Харкеевич и со многими учителями был дружен. Кроме того, писатель был членом попечительного совета гимназии. Знакомство возобновилось. С.Н. Щукин стал бывать у Чехова в доме, они много говорили о школе. Чехов, по воспоминаниям Щукина, любил слушать забавные истории из школьной жизни. Через Щукина Чехов помогал народным школам, аутским грекам, когда возник спор о храме в Аутке, и в других обыденных, но важных делах ялтинской жизни.

С.Н. Щукин был начинающим литератором, он приносил Чехову свои рассказы, и писатель пытался помочь ему в этой работе.

В 1902 году отец Сергий был назначен вторым священником нового Александро-Невского собора в Ялте, но занятия в гимназии не оставил. В 1904 году, после смерти А.П. Чехова, в ялтинской женской гимназии отец Сергий отслужил панихиду по великому писателю10.

С.Н. Щукин был человеком одаренным, мягким, добрым и совестливым. В 1905 году революционные волнения охватывают и благополучный Крым: восстание на «Потемкине», демонстрации и погромы в Ялте и на Южном берегу Крыма. По «Делу о беспорядках» в Ялте было арестовано более 80 человек. Несколько ялтинских священников тайно собираются, чтобы обсудить эти события. При этом отец Сергий Щукин «в нервом собрании, 18 ноября 1905 года, принимал участие как один из членов оного», а во втором, 21 ноября, был избран председателем собрания11. Но священник не имел права вмешиваться в политику, поэтому С.Н. Щукин был наказан: преосвященный Алексий, Таврический епископ, уволил его с должности священника Александро-Невского собора, а по отношению Алексия на имя попечителя Одесского учебного округа о. Сергий уволен со службы в гимназии.

В Государственном архиве Крыма сохранился «Меморандум по делу бывшего законоучителя Ялтинской женской гимназии священника Сергия Щукина»12, в котором члены попечительного совета гимназии ходатайствуют о пересмотре дела. В «Меморандуме» вежливо, но решительно высказывается мнение о том, что кара, назначенная С.Н. Щукину, слишком сурова; он наказан дважды — лишен должности священника и лишен уроков, т. е. последнего источника существования. Учителя и родители учениц гимназии характеризуют его как человека высоконравственного, порядочного, ходатайствуют о пересмотре дела С.Н. Щукина и просят либо возвратить его на прежнее место, либо перевести законоучителем на другое. «Меморандум» был представлен попечителю Одесского учебного округа 13 октября 1906 года, и ненадолго отец Сергий получает работу преподавателя русского языка и педагогики в Ялтинской мужской гимназии. Но 29 декабря 1906 года его высылают из Ялты за политическую неблагонадежность. Лишь спустя год С.Н. Щукин назначается на службу священником домовой церкви имения княгини Гагариной в Кучук-Ламбате. В 1910 году он возвращается в Ялту, где служит священником аутской Успенской церкви, преподает в школе и женской гимназии.

В начале XX века С.Н. Щукин состоял в чине протоиерея, в 1910 году был награжден камилавкой, избран членом Всероссийского церковного собора, входил в круг сотрудников издательства «Путь», в 1913 году выпустил книгу «Около церкви».

В тяжелые годы революции, гражданской войны и после установления Советской власти он служил в аутской Успенской церкви. В конце 20-х годов, когда закрывались храмы, репрессиям подвергались священники, была закрыта, а потом разрушена аутская Успенская церковь в Ялте. С.Н. Щукин был вынужден переехать в Москву, где жили его дети Алеша и Маруся. В Москве также служил в церкви. Скончался он в 1931 году — был сбит автомобилем. В Ялте это породило много слухов: говорили, что отец Сергий погиб, спасая ребенка, кто-то считал, что автомобиль был направлен ОГПУ.

Проливают свет на это печальное событие письма, обнаруженные недавно в семейном архиве ялтинской семьи Шмелевых, любезно предоставивших их мне для публикации. Они адресованы сестрам Ольге Васильевне13 и Марии Васильевне Шмелевым14. Они родились и выросли в Ялте, учились в Ялтинской женской гимназии, потом работали в нашем городе, одна — врачом, другая — учительницей. Автор письма, Мария15, — лицо пока нам неизвестное. Письма написаны в день похорон С.Н. Щукина, первое — с сообщением о трагедии, второе более подробное и обстоятельное. Приведем его полностью.

«12.X.31.10 ½ ч.<асов> веч.<ера>.

Дорогие тетя Оля и тетя Маруся!

Представьте себе ялтинскую демонстрацию в майские или ноябрьские торжества. Вот во что превратились сегодня похороны С<ергея> Н<иколаевича>. Такая тысячная масса шла за гробом. Провожали 6 свящ<енников> в полном облачении от самого начала пути до могилы и всю дорогу провожающий народ пел свящ<енные> молитвы. В толпе его иначе не называли, как «праведник», при отпевании в церкви было много слез, плакали во всю церковь. Таких похорон я не помню. По пути сделали остановку у Драгомиловского собора, где С<ергей> Н<иколаевич> раньше служил. И на улице, несмотря ни на что, остановит движение, и трамв<ай>, и проезжих, была отслужена панихида. Катафалк и гроб утопали в цветах, тут были и хризантемы, и астры, и даже васильки и пр<очее>. Я утром сегодня тоже купила скромный куст астр, и, когда клала его в гроб, мысленно сказала: «Прими, С<ергей> Н<иколаевич>, эти цветы, как последний привет от тети Оли, через меня».

Мне очень было грустно, что не было около гроба тети Оли. Могилка его на Драгомиловском кладбище, очень близко от церкви, и, кажется, близко от того места, где они жиги. На похоронах я видела Л<идию> Н<иколаевну>16 и Марусю17, но к ним я не подошла, ведь я совсем далекий посторонний человек, и в минуты такого глубокого горя могла быть только помехой. А горе на лице Л<идии> Н<иколаевны> действительно глубокое, она вся почернела, глаза ввалились и на лице нет даже признаков былой красоты, которой я еще так недавно любовалась, она сгорбилась и выглядит почти старой. Она геройски держалась, без истерик и воплей, такое молчаливое горе я больше уважаю и перед ним преклоняюсь, она имела даже силу поддерживать Марусю, которая, как еще молодое, не видевшее больших утрат, существо, оказалась слабее. Были тан кое-кто из ялтинцев. От Вал. Ив.18 я узнала некоторые подробности. С<ергей> Н<иколаевич> в день своего ангела 8/X был с утра необычно радостен и, вообще, такое настроение у него было перед именинами несколько дней, он их ждал. И вот 8/X, в свой день, будучи свободен от своей службы, он пошел уже просто помолиться в Драгомил<овский> собор (где раньше служил). Оттуда на трамвае домой, и вот, сойдя с трамвая, переходил дорогу, ехал грузов<ой> автом<о-биль>, котор<ый> С<ергей> Н<иколаевич> пропустил, но на пути автом<обиля> оказалось препятствие, говорят, шла женщина с ребенком; автом<обиль> круто остановился, но так как автомо-б<иль> шел в гору, то по инерции он сделал движение назад и в этот момент наскочил на С<ергея> Н<иколаевича>. Очевидцы сейчас же прибежали и сказали Л<идии> Н<иколаевпе> (надо думать, что расстояние до дома было незначительное). В институте он пролежал, и, не приходя в сознание, умер через 2—3 часа. Был при этом В.М.19 и Л<идия> Н<иколаевна>, Алеша20 в Симеизе в отпуске, ему сообщили только письмом. Считаю, что у человека есть судьба, т<ак> к<ак> в той местности, где погиб С<ергей> Н<иколаевич>, и автомобиль-то является редким, нет почти езды.

Целую Мария».

Письмо свидетельствует не только о таком трагическом событии, как смерть, но и еще раз подтверждает мысль, что друзьями Чехова становились люди высокой нравственности и редкого благородства.

Автор выражает благодарность Владимиру Викторовичу и Любови Михайловне Шмелевым за предоставленную возможность публикации этого документа.

Протоиерей о. Сергий Щукин (слева) и о. Николай Щеглов у Аутской Успенской церкви, Ялта, нач. XX века. Дар З.П. Шанецкой. ЯГОИЛМ КП54937

Примечания

1. С.Я. Елпатьевский (1854—1933) — писатель, публицист, общественный деятель, врач, с 1899 года жил в Ялте, ялтинский знакомый А.П. Чехова.

2. С.Н. Булгаков (1871—1944) — протоиерей, религиозный философ, публицист, литератор, с 1919 по 1922 гг. жил в Крыму, 1 января 1923 года выслан с семьей из России.

3. М.В. Нестеров (1862—1942) — русский художник, автор картин на религиозно-этические темы, в советское время — заслуженный деятель искусств РСФСР, портретист, бывал в Ялте.

4. ГААРК, ф. 623, оп. 2, ед. хр. 185, л. 24 об — 71.

5. А.П. Чехов в воспоминаниях современников, Москва: ГИХЛ, 1960. С. 455.

6. К.М. Иловайская (1842—1913) — ялтинская жительница, в ее доме на Аутинской улице (ныне ул. Кирова, 32) жил А.П. Чехов, останавливался Л.Н. Толстой.

7. А.П. Чехов в воспоминаниях современников. С. 455.

8. Там же.

9. ГААРК, ф. 623, оп. 2, ед. хр. 185, л. 48 об.

10. Там же, ед. хр. 9, л. 23.

11. Там же, ед. хр. 185, л. 48 об — 49.

12. Там же, л. 48—49.

13. О.В. Шмелева (1878—1950) — жительница Ялты, врач.

14. М.В. Шмелева (1874—1955) — жительница Ялты, учительница.

15. Лицо неустановленное.

16. Л.Н. Щукина, урожденная Подгурская, жена С.Н. Щукина.

17. М.С. Щукина — дочь С.Н. и Л.Н. Щукиных.

18. Лицо неустановленное.

19. Лицо неустановленное.

20. А.С. Щукин — сын С.Н. и Л.Н. Щукиных.