Вернуться к Д.О. Мачильская. Лексические средства организации начала художественного текста (на материале прозы А.П. Чехова)

Заключение

Исследование лексических средств организации начала художественного текста позволило сделать выводы, касающиеся как теоретических, так и методологических подходов к анализу этой текстовой позиции и художественного текста в целом.

Так, в теоретическом аспекте разработки данной темы стало определение объема самого понятия начала текста, признаков, отграничивающих его от смежных категорий композиции художественного произведения, структуры текста, активно разрабатывающихся в лингвистике и литературоведении. Изучение научной литературы, посвященной разноаспектному исследованию этого феномена, позволил нам сначала предположить, а потом и утверждать категориальный его статус применительно к тексту художественному и в частности — тексту повествовательному.

Сама континуальная природа текста и речи обусловливает тот факт, что начало как содержательно-композиционная часть текста отличается универсальностью и обязательностью для любого текста, что позволяет, сопоставив языковую организацию разных начал, выявить и другие признаки начала, характеризующие его как категорию. К таким признакам относится, прежде всего, регулярность воспроизведения тех или иных видов художественной информации. Анализ литературного материала (произведений А.П. Чехова) подтвердил это предположение: выстраивая повествование, структурируя художественный мир, писатель осознанно или подсознательно склоняется к однотипному содержательному наполнению этой текстовой позиции — использованию набора сходных описательно-повествовательных элементов: портрета, пейзажа и т. п. В контексте всего произведения эти элементы могут выполнять различные художественные функции, но в ситуации их использования в начале произведения ведущей их функцией становится презентация категорий повествования: персонажа, места и времени сюжетных событий.

Таким образом, регулярность начала проявляется в повторении его содержательного наполнения и функциональной направленности в художественной целостности произведения. В сочетании со структурно-формальной обусловленностью (начало — это еще и формальная позиция) эти характеристики формируют важнейшее условие выделения начала как категории: единство и взаимообусловленность формы и содержания.

Вывод о категориальном статусе начала следует и из таких его характеристик, как оппозиционный (парадигмальный) характер элементов его содержания и способность начала вступать в оппозиционные отношения с другими категориями текста, например, с заглавием и концом повествования.

Совокупность всех этих признаков позволило нам утверждать, что начало является формально-содержательной категорией текста, основанной на единстве формальной позиции и повествовательной категории, это подкатегория в рамках текстовой категории членимости.

Для отграничения формального начала произведения, на которое и направлено наше исследовательское внимание, как категории текста, от смежных понятий литературоведения (категорий произведения): экспозиции, завязки действия, пролога, зачина и т. п. — мы пришли к необходимости ввести термин абсолютное начало. Содержательными компонентами абсолютного начала повествования, получающими языковое выражение, становятся такие категории, как герой, пространство, время, проспекция, ретроспекция.

Абсолютное начало текста — особая текстовая позиция, от содержательной и языковой организации которой зависит не только целостность и связность художественного произведения, но и реализация других его художественных категорий: художественного повествования в единстве пространственных и временных характеристик событий, образ героя, идея произведения, эмоциональное наполнение повествования и т. п.

Те или иные параметры содержательной организации начала текста (персонаж, пространство, время) и средства их выражения, как правило, отличаются многофункциональностью. Помимо функции маркирования будущих событий или начальной презентации персонажа, маркеры начала могут иметь идейно-символическое наполнение, выражать позицию автора, создавать социально-культурный фон и т. п.

Анализ произведений А.П. Чехова показал, что воспроизведение одних и тех же разновидностей художественной информации (презентации персонажа, пространства, времени) характеризуется системностью в плане использования лексических средств их обозначения. Исследование было посвящено анализу именно лексических единиц как главных вербализаторов любых видов информации. Именно слово как центральная значимая единица языка является главной смысловой единицей и в такой специфической текстовой позиции, как абсолютное начало.

Наше исследование не предполагало анализа роли в начале единиц других уровней языка: морфологических или синтаксических — а также комплексную его языковую интерпретацию (такое направление может рассматриваться как перспектива нашего исследования), однако наше исследование позволило сделать отдельные наблюдения и в этом плане. Например, мы отметили роль глаголов в презентации персонажа, форм глагольного времени, переосмысление местоименных значений.

Так, мы отметили, что особым средством начальной характеристики героя, его презентации в начале произведения может стать глагольная лексика, такие глаголы как думать, вспоминать, а также глаголы, репрезентирующие характер человека, глаголы, характеризующие образ жизни персонажа, глаголы, описывающие позу, глаголы-жесты, глаголы, выражающие физическое и внутреннее (душевное) состояние персонажа, глаголы с речемыслительным значением, глаголы с значением конкретно-практического действия, глаголы движения. Глаголы создают, главным образом, психологический и динамический портрет героя — передают черты его характера, душевное состояние, чувства.

Этот беглый взгляд на роль морфологических единиц в абсолютном начале текста все-таки дает нам основание предположить, что главным маркером начала является не грамматика языка, а слово, единицы лексики, причем такие их характеристики, как характер обозначаемых ими реалий, понятий, связанных с презентаций персонажа, пространства, времени.

Повторяемость слов с одним и тем же типом значения или даже одних и тех же лексических средств в начале разных произведений, например социальных обозначений, временных понятий и т. п., позволяет констатировать типичность их функционирования в данной текстовой позиции и считать их маркерами абсолютного начала текста. Такие обозначения, как именование героя, обозначение его социального статуса и т. п., даже вне контекста начала могут расцениваться как средства начальной презентации человека, в том числе и в условиях подачи художественной информации. В них есть потенциал быть использованными в такой функции — презентации персонажа в начале повествования, а значит и в абсолютном начале текста.

Разновидности абсолютного начала, лексические средства в оформлении его содержательных компонентов, их место в поэтике автора и роль в организации дальнейшего повествования рассмотрены в предложенном исследовании на материале рассказов и повестей А.П. Чехова. Этот автор был выбран неслучайно. Произведения именно этого писателя, по признанию многих исследователей, характеризуются композиционной стройностью, строгим соблюдением (до схематизма) канонов и традиций организации повествования, краткостью и ёмкостью разворачивания повествования. Уже в самом начале его произведений появляется информация, позволяющая структурировать повествование с точки зрения презентации основных компонентов: характеристики героя, пространственных и временных ориентиров событий. Можно предположить, что этот набор повествовательных ориентиров является универсальным для прозы, но утверждать однозначно мы это не можем, так как не сравнивали прозу А.П. Чехова с произведениями других писателей. Такое сравнение можно считать еще одной перспективой нашего исследования. Выводы, уже сделанные в результате анализа произведений А.П. Чехова, могут быть использованы в реконструкции его идиостиля, специфики функционирования в его произведениях языковых единиц и их взаимодействия с категориями текстовой структуры.

Регулярность воспроизведения тех или иных повествовательных элементов в начальных фрагментах рассказов и повестей А.П. Чехова дало нам основание выделить содержательные типы начала: 1) до-событийные (описание места события, презентация персонажа и т. п.); 2) событийные содержательные типы (повествование об особом событии, предшествующем описываемым событиям, начальная ситуация «беседа героев», начальная ситуация «визит», начальная ситуация «приезд героя», начальная ситуация «встреча героев», начальная ситуация «просьба», собственно начало повествования). Типичными для произведений А.П. Чехова являются «собственно начало повествования» (передача начального события), «описание места события и презентация персонажа», «презентация персонажа» и т. д.

К лексическим средствам организации начала в произведениях А.П. Чехова относятся, прежде всего, единицы презентации персонажа — главного (или неглавного) действующего лица в повествовании рассказа. Начальное представление персонажа имеет свои закономерности. Так, к наиболее регулярным лексическим средствам репрезентации героя относятся имена собственные; наименования по социальному статусу, деятельности, должности; наименования по степени родства, по родственному отношению к другому персонажу, по семейному статусу; обобщённая лексика в обозначении человека, развёрнутое обозначение с использованием металексики; в меньшей степени — наименования по национальности или указание на национальность; наименования по полу и возрасту; наименования по внешнему виду, портретные детали; комплексное представление (характеристика персонажа по нескольким параметрам).

Важной содержательной характеристикой повествования в прозе А.П. Чехова является место действия. Вот почему уже в начале произведения так активны лексические средства с пространственной семантикой. Пространственные детали, данные в абсолютном начале произведения, могут вывести к более детальной пространственной характеристике событийного плана повествования (конкретизация пространства), к пополнению пространственного плана (расширение пространства), повороту от обобщённого обозначения места действия к пространству, маркирующему мир героя по принципу сужения пространства, и даже помочь интерпретировать символический подтекст произведения. При этом всегда пространственные детали выводят к социальному или психологическому плану произведения.

Лексика со значением времени в произведениях А.П. Чехова реализуется в самых разных временных пластах, выполняя при этом проспективную и ретроспективную функцию. Психологическое состояние героя напрямую связано со временем: течение времени выражает изменение внутреннего состояния героя. Перифрастические обозначения времени (Поднимается из-за кургана луна), помимо композиционной и психологической, часто несут и символическую нагрузку: уже в самом начале текста вводят символические образы и особые идейные планы.

Выявляя художественную направленность лексических средств презентации персонажа, обозначения пространственных признаков и временных ориентиров, мы обратили внимание на проспективную их функцию, которая понимается нами как участие языкового средства в формировании так называемой проспекции. Наше исследование, может быть продолжено, таким образом, и в этом аспекте анализа художественного текста — с точки зрения реализации разных направлений интерпретации художественного повествования: ретроспекции (реконструкции предшествующих событий) и проспекции (прогнозирования будущих событий).

К другим функциям начала, которые тоже требуют анализа на конкретном текстовом материале и являются перспективой нашей работы, можно отнести моделирующую (Ю.М. Лотман), интригующую (И.В. Столярова), интродуктивную (Н.Д. Арутюнова), функцию делимитации (И.Ж. Винокурова).

Полнота анализа лексических средств организации начала повествовательного произведения в нашем исследовании определена задачами диссертации (см. Введение). Мы сосредоточили свое внимание на тех лексических особенностях начала, которые считаем определяющими в презентации основных компонентов повествования: персонажа, пространства, времени. Однако в начале произведения есть и другие элементы содержания и аспекты организации, которые тоже необходимо изучать. Так, мы не ставили перед собой задачи, в силу узкой направленности темы исследования, рассмотреть подробно такие аспекты организации начала, как его содержательную и формальную связь с названием произведения, его финальной частью повествования. За рамками нашего исследования остались такие аспекты языковой характеристики начала текста, как использование ресурсов актуального членения, тема-рематическое строение абсолютного начала, специфика порядка слов в первом предложении, соотношение типов речи (повествования, описания, рассуждения) и т. п. Эти направления также составляют перспективу исследования категории начала.

Проведенное нами исследование позволяет, на наш взгляд, создать теоретическую и методологическую основу и для автономного (не связанного с анализом начала) рассмотрения других структурно-композиционных частей, параметров и категорий повествования: конца произведения, эпилога, параметров его содержательной и композиционной целостности, завершенности, расчлененности и т. п.

В целом материалы исследования могут быть использованы в практике анализа самых разных аспектов художественного текста и функционирования в нём языковых единиц.