Вернуться к Д.О. Мачильская. Лексические средства организации начала художественного текста (на материале прозы А.П. Чехова)

Выводы из второй главы

Таким образом, определив понятие абсолютного начала, мы сформулировали критерии отграничения этого композиционного элемента от других частей повествования: 1) формально-композиционный; 2) композиционно-нарративный; 3) сюжетно-нарративный. Все выделенные начальные фрагменты мы классифицировали на содержательные типы, опираясь на содержательно-информационную сторону начального контекста: I. До-событийные содержательные типы: 1) презентация персонажа; 2) обозначение и описание места действия; 3) особый контекст с жанровой спецификой; 4) смешанный контекст в сочетании разных типов предыдущих начал. II. Событийные содержательные типы: 1) начальная ситуация, начальное событие в сюжетной канве рассказа; 2) повествование об особом событии, предшествующем описываемым событиям; 3) собственно начало повествования.

Лексическими средствами, репрезентирующими персонажа, становятся антропонимы, нарицательная лексика в наименовании персонажа, а также глагольная лексика. В зависимости от выбранного писателем ракурса представления героя, избираются те или иные варианты имени, которые можно представить системно: в виде оппозиций и имен, и их функций. Так дается указание, например, на возраст (ср.: Машенька Павлецкая (юная героиня) — Мария Ивановна Лангер (взрослая героиня)), социальное положение (ср.: кучер Филька — княгиня Вера Гавриловна), уважительное / ироническое отношения к герою (ср.: прокурор Алексей Тимофеевич Балбинский — помещичек Трифон Семёнович) и т. д.

Особое место в первичном представлении героя занимает социальная характеристика, переданная наименованием по должности, роду занятия и т. п., подробно рассмотренная нами в аспекте организации начала повествования. За социальным наименованием персонажа, как правило, закреплён определённый стереотип личности героя, автор вводит такое наименование уже в начале повествования, настраивая читателя на соответствующее восприятие персонажа.

Характеризуя персонажа по возрасту, А.П. Чехов подготавливает читателя к восприятию поступков героя, поведения, связанных с его возрастом.

Очень важной в первичной характеристике героя, на наш взгляд, является глагольная лексика, поскольку глаголы, характеризующие героя, помогают раскрыть его образ. Особенно частотны глаголы, обозначающие психические процессы — думать и вспоминать. Глагол думать в репрезентации персонажа позволяет читателю узнать о герое больше, например, его мысли. Глагол вспоминать позволяет понять душевное, психическое состояние героя. Глаголы, характеризующие персонажа, создают, прежде всего, психологический портрет героя.

Ещё одним компонентом абсолютного начала является пространственные обозначения, одной из главных функций которых становится проспекция — указание на дальнейшее развертывание событий. Помимо этой чисто структурной функции, выполняют и функцию формирования идейного содержания произведения. Так, на материале некоторых рассказов мы установили, что пространственные детали всегда выводят к социальному, психологическому или даже символическому планам повествования.

Немаловажное значение имеет и лексика со значением времени. Время в начале повествования тоже выполняет как ретроспективную, так и проспективную функцию. Психологическое состояние персонажа неразрывно связано со временем: с течением времени меняется и сам персонаж.