Вернуться к Д.О. Мачильская. Лексические средства организации начала художественного текста (на материале прозы А.П. Чехова)

Выводы из первой главы

Начало — понятие философское, литературоведческое, лингвистическое. Прежде всего, это важнейший элемент композиции произведения, под которым может пониматься как начало повествования о событиях, так и та часть содержания, которая предшествует самим событиям, вводит читателя в обстановку, обстоятельства последующих действий.

В традиции исследования литературы, художественного текста нет работ, специально посвященных началу произведения. Однако оно рассматривается в связи с другими художественными понятиями и текстовыми категориями. Так, оно изучается в литературоведческом аспекте — в исследованиях феноменов фабулы и сюжета: завязки действия, первичного введение персонажа в повествовательную структуру, композиции и основных ее категорий и т. п.

В лингвистическом изучении художественного текста рассматриваются такие важные для организации начала категории, как время, пространство, ретроспекция и проспекция, типы речи (описание, повествование), их взаимодействие. Выделяются и изучаются понятия, смежные или соотнесенные с категорией начала: заглавие, конец и т. п., исследуются закономерности языкового их выражения в тексте произведения.

Обзор этих теоретических направлений показал, что начало можно считать категорией художественного текста. Оно обладает признаками, придающими ей категориальный статус: 1) закономерностью формирования содержания, регулярностью использования тех смысловых элементов, которые закреплены, главным образом, за началом текста (введение персонажа, указание на пространственные и временные ориентиры), 2) формальной закрепленностью за начальной текстовой позицией, 3) оппозиционными отношениями входящих в него обязательных содержательно-формальных элементов (персонаж — пространство — время) и сопоставимостью с другими структурно-композиционными компонентами текста — с заглавием и концом текста.

Необходимым качеством начала является его универсальность и обязательность для любого текста, что обусловлено континуальной природой самой речи. В отличие от других универсальных композиционно-структурных категорий: связностью, целостностью, членимостью и т. п., начало можно рассматривать как категорию более низкого уровня, как подкатегорию членимости и целостности, так как они включают в себя начало, конец как позиции, отграничивающие текст от других текстовых формирований и знаменующих позиции деления текста на части.

Выбирая для анализа категории начала произведения А.П. Чехова, мы руководствовались стремлением найти такой художественный материал, в котором названная категория была бы воплощена в наиболее универсальном виде. Исследователи творчества А.П. Чехова, обзор работ которых приведён в первой главе, отмечают, что само требование прозаического произведения малой форме, с которой в основном и работал Чехов, стремление к лаконизму и ёмкости повествования обусловили его внимание к композиции. На организацию повествования повлияла и такая особенность его произведений, как внимание к социальной и психологической характеристике героя. Именно с презентации персонажа, как будет показано ниже, начинается большая часть его произведений.