Вернуться к Д.О. Мачильская. Лексические средства организации начала художественного текста (на материале прозы А.П. Чехова)

2.1. Содержательная специфика абсолютного начала текста

2.1.1. Критерии выделения абсолютного начала текста

Для выделения конкретных фрагментов, попадающих под определение абсолютного начала текста, обратимся к тем теоретическим положениям, связанным с этой категорией, которые были обозначены нами в предыдущей главе. Абсолютным началом мы называем целостный по смыслу начальный фрагмент, включающий первые предложения, которые открывают произведение, в котором репрезентируется (чаще всего и именуется, характеризуется социально) персонаж, обозначается место, время действия и намечаются другие ориентиры повествования. Это формальное начало текста. Термин абсолютное начало используется нами с целью отграничить это понятие от смежных литературоведческих категорий: зачина, экспозиции, завязки, вступления, введения, пролога и т. п. Подробнее это отграничение дано в первой главе работы. Мы определяем абсолютное начало как понятие, имеющее отношение не столько к содержанию, сколько к композиционной стороне художественного текста — структуре повествования и языковому оформлению элементов повествования.

Анализ абсолютного начала проведен на материале прозаических произведений А.П. Чехова, рассказы и повести которого характеризуются не просто композиционной целостностью, но и традиционностью в организации повествования и определенными закономерностями, о которых мы также писали в первой главе работы. А.П. Чехов — автор не только эпических, но и драматических произведений. Однако мы остановились только на эпических произведениях, в силу специфики их композиции и структуры повествования. Явное композиционное отличие эпических произведений от драматических наблюдается и в организации начала текста. Необходимые элементы начала повествования (портрет персонажа, место действия) намечаются в драматическом произведении в тех ремарках автора, которые предваряют начало действия, а ремарки нельзя считать компонентом содержания. Речевая природа драматического иная (диалоги, монологи, сцены), и поэтому изучать его композиционные категории надо иначе. Мы не ставим перед собой такой задачи, но можем рассматривать такое изучение как перспективу работы. К анализу не привлекаются и другие тексты А.П. Чехова: подписи к рисункам, различные рекомендации, советы, дневниковые записи, путевые заметки, анекдоты, протоколы и т. д., а также все произведения, которые не обладают композиционной целостностью.

Исследование охватывает не отдельный период, а все творчество писателя (с 1880 г. по 1904 г.). Мы выделили и проанализировали 514 фрагментов абсолютного начала текста.

Выделяя понятие абсолютного начала, необходимо определить объём и наметить критерии выделения тех текстовых фрагментов, которые можно отнести к абсолютному началу текста.

К абсолютному началу текста относятся фрагменты, которые обладают следующими признаками:

1) Формально-композиционный критерий: следуют непосредственно после названия произведения и являются его формальным началом.

2) Композиционно-нарративный критерий: в абсолютном начале обозначены отдельные ориентиры последующего повествования: представлены и частично охарактеризованы герои, указаны пространственно-временные координаты последующих событий, содержатся имплицитные смыслы, проспекция, ретроспекция, металексика и т. д.

3) Сюжетно-нарративный критерий: абсолютное начало текста может совпадать с завязкой действия или зачином, гипотетически — может являться и развязкой действия (в анализируемых рассказах А.П. Чехова таких фрагментов мы не встретили), может повествовать о таких событиях, которые занимают определённую позицию в общей сюжетной структуре произведения: встреча, приезд, знакомство и т. п.

Например, рассказ «Толстый и тонкий» открывается неожиданной встречей давно не видевшихся приятелей:

На вокзале Николаевской железной дороги встретились два приятеля: один толстый, другой тонкий. Толстый только что пообедал на вокзале, и губы его, подёрнутые маслом, лоснились, как спелые вишни. Пахло от него хересом и флёр-д'оранжем. Тонкий же только что вышел из вагона и был навьючен чемоданами, узлами и картонками. Пахло от него ветчиной и кофейной гущей. Из-за его спины выглядывала худенькая женщина с длинным подбородком — его жена, и высокий гимназист с прищуренным глазом — его сын.

Порфирий! — воскликнул толстый, увидев тонкого. — Ты ли это? Голубчик мой! Сколько зим, сколько лет!

— Батюшки! — изумился тонкий. — Миша! Друг детства! Откуда ты взялся?

Приятели троекратно облобызались и устремили друг на друга глаза, полные слёз. Оба были приятно ошеломлены. (Т. 2, 1983 г., с. 250)1

Данный фрагмент является абсолютным началом текста, который совпадает в этом рассказе с таким структурным элементом сюжета, как завязка действия. Завязкой действия можно считать обмен репликами двух друзей детства Михаила и Порфирия (выделены в примере), знаменующий их встречу. Встреча — это речевой жанр, содержанием которого является речевая ситуация, определяющаяся в словарном значении самого слова встреча, например, случайное или намеренное свидание [Ефремова 2009: эл. ресурс]. В рассказах Чехова приводится чаще всего случайная встреча, неожиданная для участников ситуации, как в рассказе «Толстый и тонкий».

Структурными элементами данного жанра являются: приветствие, узнавание, вопросы собеседников. В абсолютном начале рассказа «Толстый и тонкий» встреча героев состоит из следующих структурных элементов: приветственные действия героев (Приятели троекратно облобызались); узнавание — называние имени (Порфирий! — воскликнул толстый, увидев тонкого); вопросы (Ты ли это?). Подобную структуру имеют и такие рассказы, как «Открытие», «Вверх по лестнице», «Вор», «Счастливчик» и др.

Другой пример: в рассказе «Кулачье гнездо» абсолютным началом текста является следующий фрагмент:

Вокруг заброшенной барской усадьбы средней руки группируется десятка два деревянных, на живую нитку состроенных дач. На самой высокой и видной из них синеет вывеска «Трактир» и золотится на солнце нарисованный самовар. Вперемежку с красными крышами дач там и сям уныло выглядывают похилившиеся и поросшие ржавым мохом крыши барских конюшен, оранжерей и амбаров.

Майский полдень. В воздухе пахнет постными щами и самоварною гарью. Управляющий Кузьма Федоров, высокий пожилой мужик в рубахе навыпуск и в сапогах гармоникой, ходит около дач и показывает их дачникам-нанимателям. На лице его написаны тупая лень и равнодушие: будут ли наниматели или нет, для него решительно все равно. За ним шагают трое: рыжий господин в форме инженера-путейца, тощая дама в интересном положении и девочка-гимназистка. (Т. 3, 1983 г., с. 436)

Данный фрагмент следует непосредственно после названия произведения и является его формальным началом. Этот фрагмент заканчивается именно так, потому что сразу после него следует диалог, нарушается целостность текста. Данный контекст представляет собой описание. Целостность ему придаёт связность описательных деталей повествования: место и время действия, начальные характеристики героев, их портретные особенности.

В данном фрагменте обозначены следующие ориентиры будущего повествования: даны герои, обозначено их социальное положение: управляющий Кузьма Фёдоров, начальные характеристики: дама в интересном положении, рыжий господин, девочка-гимназистка — последние три персонажа обозначены обобщающим словом дачники-наниматели.

Персонаж в этом контексте репрезентируется не только с помощью наименования по какому-либо признаку, но и даётся его внешнее описание:

высокий пожилой мужик в рубахе навыпуск и в сапогах гармоникой; рыжий господин в форме инженера-путейца. Эти портретные детали помогают зрительно представить героя.

Такая всесторонняя репрезентация персонажа содержит сразу несколько параметров представления героя: имя собственное, социальное наименование, возраст, внешние черты, настроение / состояние и т. д.

В этом фрагменте используются и пространственные ориентиры будущего повествования: вокруг заброшенной барской усадьбы, деревянных, состроенных дач, вперемежку с красными крышами дач, крыши барских конюшен, оранжерей и амбаров, около дач, и временные репрезентаторы: майский полдень (обозначено сразу время года и время суток).

Комплекс всех трёх признаков абсолютного начала текста продемонстрируем на примере организации рассказа «Крыжовник». Начальным фрагментом является следующий контекст:

Ещё с раннего утра всё небо обложили дождевые тучи; было тихо, не жарко и скучно, как бывает в серые пасмурные дни, когда над полем давно уже нависли тучи, ждёшь дождя, а его нет. Ветеринарный врач Иван Иваныч и учитель гимназии Буркин уже утомились идти, и поле представлялось им бесконечным. Далеко впереди еле были видны ветряные мельницы села Мироносицкого, справа тянулся и потом исчезал далеко за селом ряд холмов, и оба они знали, что это берег реки, там луга, зелёные ивы, усадьбы, и если стать за один из холмов, то оттуда видно такое же громадное поле, телеграф и поезд, который издали похож на ползущую гусеницу, а в ясную погоду оттуда бывает виден даже город. Теперь, в тихую погоду, когда вся природа казалась кроткой и задумчивой, Иван Иваныч и Буркин были проникнуты любовью к этому полю, и оба думали о том, как велика, как прекрасна эта страна. (Т. 10, 1986 г., с. 55)

В данном фрагменте мы выделяем следующие признаки абсолютного начала текста:

Во-первых, данный фрагмент представляет собой начальный абзац рассказа, следует непосредственно после названия произведения и является его формальным началом.

Во-вторых, в этом фрагменте даны следующие ориентиры будущего повествования: прежде всего, названы имена и обозначено социальное положение героев: Иван Иваныч, Буркин; ветеринарный врач и учитель гимназии. Схематично обозначено место действия — это город, в котором пройдут все основные события. На это указывают слова: телеграф и поезд, город.

Данный фрагмент не является завязкой действия. Рассказ начинается с описания загородного пейзажа, а события происходят в городе. Пейзаж, природа в содержании абсолютного начала этого рассказа не случайны: намечен контраст к последующему повествованию: природа / город. Мечты героя связаны с природой (жизнь в деревне, сад, крыжовник), а жизнь проходит в суетном городе, в заботах о наживе.

Данный фрагмент является сложным синтаксическим целым, то есть совокупностью связанных по смыслу предложений разных типов, объединённых в одном абзаце.

Средствами связи является: повторение слов (выделено в тексте) поле, село и холм в разных формах, тучи, имён собственных Иван Иваныч и Буркин; замещение имён собственных Иван Иваныч и Буркин местоимениями им, оба и местоименным сочетанием оба они. Грамматическими средствами связи являются глагольные формы прошедшего времени: обложили, нависли, утомились, представлялось, тянулся, исчезал, знали, думали; наречия: ещё, далеко впереди, справа, потом, издали, оттуда, теперь. Связность данному фрагменту придаёт и повествовательность всех предложений.

Таким образом, намеченные нами критерии абсолютного начала текста: формально-композиционный, композиционно-нарративный и сюжетно-нарративный — в их совокупности и отдельно позволяют нам достаточно четко отграничить начало произведения от других его композиционных компонентов.

2.1.2. Содержательные типы абсолютного начала текста в произведениях А.П. Чехова

Начальный этап нашего исследования — выделение начальных фрагментов — обнаружил содержательные закономерности их организации, которые позволяют вести речь об их содержательных типах.

Так, анализ содержательных особенностей разных начальных фрагментов произведений А.П. Чехова показал, что они разнообразны по характеру репрезентации основного повествования. Они могут включать разные сведения о героях, месте и времени повествования, быть различными по логико-функциональным типам речи (описание, повествование, рассуждение). Основываясь на особенностях связи этих фрагментов с последующим повествованием и на соотнесённости с теми или иными повествовательными категориями, мы выделили следующие содержательные типы абсолютного начала текста:

I. До-событийные содержательные типы:

1) презентация персонажа;

2) обозначение и описание места действия;

3) особый контекст с жанровой спецификой (например, письмо, рассказ в рассказе);

4) смешанный контекст в сочетании разных типов предыдущих начал.

II. Событийные содержательные типы:

1) начальная ситуация, начальное событие в сюжетной канве рассказа;

2) повествование об особом событии, предшествующем описываемым событиям;

3) собственно начало повествования.

Это типы художественной информации, остановимся подробно на данных типах абсолютного начала текста:

I. До-событийные содержательные типы. Это такие типы, в которых действие ещё не происходит, отсутствует какое-либо событие, послужившее толчком к развитию повествования (в отличие от событийных содержательных типов). В них содержится только начальная информация, необходимая для начала повествования: данные о героях, месте и времени повествования.

1) Презентация персонажа. Большинство произведений А.П. Чехова начинается с представления персонажа, поэтому этот содержательный тип находится на первом месте. В данном типе абсолютного начала обозначается персонаж: по имени собственному, по социальному наименованию, по национальности, по внешнему виду, по портретным деталям, по возрасту, по степени родства по отношению к другому персонажу, — и может быть дана начальная характеристика персонажа (характер, привычки, образ жизни, предыстория и т. п.). А.П. Чехов уже в начале произведения стремится рассказать о герое, поэтому такой содержательный тип преобладает в начале его рассказов и повестей. Данный тип абсолютного начала текста мы выявили в таких рассказах, как «Общее образование», «Невеста», «О любви», «О, женщины, женщины!..», «За яблочки», «Самообольщение», «Дуэль», «Расстройство компенсации», «Исповедь», «Сирена», «Актёрская гибель», «Дорогие уроки», «Беседа пьяного с трезвым чёртом», «Заблудшие», «Хорошие люди», «Циник», «Персона», «Моя жизнь», «Рассказ неизвестного человека», «Бабье царство» и др.

2) Обозначение места действия. В этом типе можно выделить следующие подтипы, в зависимости от пространственного объекта описания.

Во-первых, это описание природы (пейзаж). В этом типе абсолютного начала дано описание природы как репрезентация обстановки. Пейзаж в произведениях А.П. Чехова, как правило, играет роль экспозиции, обозначая место действия. У Чехова почти нет городского пейзажа, основное место действия — это усадьба [Золотарёва URL: http://xn--1-btbl6aqcj8hc.xn--p1ai/]. Пейзаж в начале рассказов и повестей А.П. Чехова — это «средство отражения психологического состояния героя и подготовка читателя к изменениям в жизни персонажа» [Там же]. Данный природный тип был нами выделен в таких рассказах, как «Ненужная победа», «Святою ночью», «В родном углу», «Встреча весны», «Петров день» и др.

Во-вторых, это описание места события. В данном типе абсолютного начала дана пространственная характеристика того места, где будет происходить событие. В начальных фрагментах рассказов и повестей А.П. Чехова это может быть как описание уличного пейзажа (городской или загородный), так и помещения (комната, дом, квартира, гримёрная комната, кабинет чиновника, зал заседания и т. д.). Данный тип начала был выявлен в таких произведениях, как «Маска», «Беглец», «Палата № 6», «Салон де варьете», «Зелёная коса», «В суде», «Кривое зеркало» и др.

3) Особый контекст с жанровой спецификой. Говоря о жанровой специфике начального фрагмента, мы имеем в виду жанры речи, использующиеся в повествовании. Такими жанрами становятся:

а) Письмо.

Содержанием такого типа абсолютного начала в рассказах и повестях А.П. Чехова будет непосредственно текст письма (приветствие и (или) обращение к тому, кому предназначено письмо; вопросы, отражающие интерес к жизни адресата; изложение информации, интересующей адресата; выражение уважения, преданности, почтения; подпись; дата). Данный тип абсолютного начала мы выявили в таких произведениях, как «Мелюзга», «Без места», «Письмо к учёному соседу», «Мои жёны», «Жена», «У знакомых» и др.

б) Рассказ в рассказе. В данном типе абсолютного начала текста герой-рассказчик либо читает вслух рассказ собственного сочинения, как, например, в рассказе «Водевиль», либо герой-рассказчик просто рассказывает какую-нибудь историю, как в рассказе «Ночь на кладбище».

4) Смешанный контекст в сочетании разных типов начал.

Для начальных фрагментов свойственно сочетание содержательного типа «презентация персонажа» с такими типами, как «описание места события», «описание природы», «беседа», «ситуация воспоминания». На наш взгляд, такое сочетание типов обусловлено тем, что для более подробной репрезентации персонажа порой недостаточно только внешней характеристики. Для того, чтобы охарактеризовать душевное, психологическое состояние героя автор добавляет к его описанию, например, описание окружающей обстановки, воспоминания о прошлом и т. д.:

а) Описание места события и презентация персонажа.

Для А.П. Чехова характерно совмещение описания места действия (где происходят события) и обозначения персонажа (персонаж может быть обозначен только по имени собственному, или только по социальному наименованию, а может быть представлена подробная характеристика героя). Данный тип начала мы выявили в таких рассказах, как «Загадочная натура», «Дочь Альбиона», «Огни», «Свистуны», «Симулянты», «Счастье», «В ссылке», «Справка», «Злой мальчик», «Канитель», «Спать хочется», «Переполох», «Жёны артистов», «Мёртвое тело», «Бабы», «Брожение умов», «Мыслитель», «Хирургия», «Художество», «Шуточка» и др.

б) Описание природы и презентация персонажа.

Для А.П. Чехова частотно также совмещение описания природы и презентации персонажа (использование имени собственного, социального наименования, обозначения национальности, употребление портретных деталей, характеристики по возрасту, по степени родства по отношению к другому персонажу), при этом может быть дана его начальная психологическая, нравственная характеристика. Данный тип абсолютного начала мы выделили в таких произведениях, как «Свирель», «Безнадёжный», «Дачница», «Егерь», «Студент», «Налим», «Двадцать девятое июня», «Из Сибири», «Тысяча одна страсть, или Страшная ночь», «Именины», «Горе», «Не судьба!», «На подводе», «Новая дача», «День за городом», «Казак», «На страстной неделе», «Без заглавия», «Встреча» и др.

в) Беседа и презентация персонажа.

В данном типе абсолютного начала текста совмещена беседа героев с их презентацией. В диалоге героев упоминается имя персонажа, его социальное положение, возраст, портретные детали и т. д. Данный тип абсолютного начала мы выделили в таких рассказах, как «Драма», «Папаша», «Из огня да в полымя», «Невидимые миру слёзы»; «О драме», «Братец», «Лишние люди», «В бане», «Дамы», «Капитанский мундир», «Критик» и др.

г) Ситуация воспоминания и презентация персонажа.

Отдельный содержательный тип «ситуация воспоминания» мы не выделили, но в сочетании с типом «презентация персонажа» мы наблюдаем его в начальных фрагментах произведений А.П. Чехова. Герой рассказывает о уже прошедших событиях в его жизни, попутно характеризуя либо себя самого, либо другого героя, значимого для повествования. В речи героя-повествователя обязательно присутствуют слова с ретроспективной семантикой: помню, это было... лет тому назад, вспоминаю, было время и т. д. Данный тип абсолютного начала мы выделили в таких произведениях, как «Красавицы», «Пари», «Устрицы», «Дом с мезонином», «Единственное средство» и др.

II. Событийные содержательные типы. Это такие типы художественной информации, содержанием которых становится событие, действие, значимое для развития сюжета.

1) Начальная ситуация, начальное событие в сюжетной канве рассказа:

а) Встреча героев.

В начале рассказов и повестей А.П. Чехова встреча — это ситуация, когда герои случайно, непреднамеренно оказываются в одном месте. Как правило, структурными элементами встречи как речевого жанра являются приветствие, узнавание, вопросы собеседников. Данный тип абсолютного начала мы выделили в таких произведениях, как «Толстый и тонкий», «Открытие», «Вверх по лестнице» и др.

б) Беседа героев.

Данный тип абсолютного начала в произведениях А.П. Чехова представляет собой диалог героев на самые разные темы. Этот диалог становится значимым для дальнейшего развития действия или для интерпретации событий. В отличие от содержательного типа «встреча героев» в данном типе начала отсутствуют структурные элементы такие, например, как приветствие, узнавание. Этот тип абсолютного начала текста мы выделили в таких рассказах, как «Неудача», «Дачное удовольствие», «Разговор человека с собакой», «Жених и папенька», «Размазня», «Дорогая собака», «Шило в мешке», «Упразднили!», «Моя беседа с Эдисоном», «Стена», «Интеллигентное бревно»; «Конь и трепетная лань», «Тапёр», «Мой разговор с почтмейстером», «Длинный язык» и др.

в) Визит.

Ситуация визита в начальных фрагментах рассказов и повестей А.П. Чехова предполагает посещение героем своих знакомых, родственников или наоборот, намеренное посещение героя его знакомыми, родственниками. Этот тип абсолютного начала текста мы выделили в таких произведениях, как «Ворона», «На гвозде», «Тряпка», Драма на охоте», «Последняя могиканша», «Припадок», «Беззащитное существо», «Радость», «Волк», «Житейская мелочь», «Кошмар» и др.

г) Просьба.

Содержанием данного типа абсолютного начала текста является обращение героя к кому-нибудь с просьбой, в рассказах и повестях А.П. Чехова чаще всего с просьбой о помощи. Выступает в форме монолога, этим отличается от содержательного типа «разговор героев», где ситуация оформлена как диалог. Подобный тип абсолютного начала мы выделили в таких произведениях, как «Орден», «Цветы запоздалые», «Речь и ремешок» и др.

д) Приезд героя.

Содержанием данного типа абсолютного начала текста является ситуация появления героя в определённом месте, целенаправленного посещения других людей. Отличается от ситуации встречи тем, что приезд героев в произведениях А.П. Чехова всегда является намеренным, целенаправленным, запланированным. Этот тип абсолютного начала текста мы выделили в таких рассказах, как «Старость», «По делам службы», «Святая простота», «Пересолил», «Мальчики», «Чёрный монах», «Калека», «Княгиня», «Ночь перед судом», «Добрый немец» и др.;

2) Повествование об особом событии, предшествующем описываемым событиям. Этот тип абсолютного начала в произведениях А.П. Чехова предполагает повествование о таких событиях, как женитьба, сватовство, смерть и т. д., которые становятся значимыми в развитии действия. Данный тип абсолютного начала мы выделили в таких рассказах и повестях, как «Опекун», «Перед свадьбой», «Пропащее дело», «Анна на шее», «Брак по расчёту», «Клевета», «За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь», «Экзамен на чин», «Каштанка», «Либеральный душка», «Беззаконие», «Володя», «Нервы» и др.

3) Собственно начало повествования.

Данный тип в произведениях А.П. Чехова — начальное действие в цепи повествуемых событий. В этом типе абсолютного начала описываются такие события, которые становятся причиной или началом событий. Данный тип абсолютного начала мы выделили в таких произведениях, как «Грешник из Толедо», «Панихида», «Хамелеон», «Утопленник», «Враги», «Новогодние великомученики», «Унтер Пришибеев», «Зеркало», «Кот», «Случай из практики», «Контрабас и флейта», «Бумажник», «Лошадиная фамилия», «Выигрышный билет», «Два скандала», «Из воспоминаний идеалиста», «Сапоги», «Мститель», «Забыл!!», «Женское счастье» и др.

Расположим содержательные типы абсолютного начала по частотности их использования в произведениях А.П. Чехова:

— собственно начало повествования — 112 фрагментов;

— описание места события и презентация персонажа — 104 фрагмента;

— презентация персонажа — 85 фрагментов;

— начальная ситуация «беседа героев» — 36 фрагментов;

— повествование об особом событии, предшествующем описываемым событиям — 33 фрагмента;

— описание природы и презентация персонажа — 25 фрагментов;

— беседа и презентация персонажа — 20 фрагментов;

— письмо — 19 фрагментов;

— начальная ситуация «визит» — 18 фрагментов;

— описание места события — 16 фрагментов;

— ситуация воспоминания и презентация персонажа — 12 фрагментов;

— начальная ситуация «приезд» — 10 фрагментов;

— начальная ситуация «просьба» — 8 фрагментов;

— описание природы — 6 фрагментов;

— начальная ситуация «встреча героев» — 6 фрагментов;

— рассказ в рассказе — 4 фрагмента.

Эти данные обобщены в Таблице 1 (см. Приложение 1).

Регулярными (частотными) содержательными типами абсолютного начала в рассказах и повестях А.П. Чехова становятся: событийный содержательный тип «собственно начало повествования»; смешанный контекст в сочетании типов предыдущих начал «описание места события и презентация персонажа»; дособытийный содержательный тип «презентация персонажа».

Преобладание тех или иных содержательных типов начал в произведениях А.П. Чехова зависит от эволюции творчества писателя. Условно творчество писателя литературоведы делят на три периода. Первый период — ранний (1880—1888) — юмористические рассказы. Второй период (1888—1899) — большие рассказы и повести. Третий период (1899—1904) — драматургия (этот период не был привлечён к анализу в данном диссертационном исследовании).

В раннем периоде творчества А.П. Чехова преобладают такие содержательные типы начал, как «встреча героев», «беседа героев», «описание природы (пейзаж)», «просьба», «визит», «письмо», «рассказ в рассказе». В более зрелом периоде творчества писателя мы наблюдаем в начале произведений преобладание такого содержательного типа, как «описание природы и презентация персонажа». Однако в творчестве А.П. Чехова есть и такие содержательные типы начал, которые можно наблюдать как в раннем периоде творчества (1880—1888), так и более позднем (1888—1899) одинаково часто: «беседа и презентация персонажа», «ситуация воспоминания и презентация персонажа», «описание места события», «приезд», «повествование об особом событии, предшествующем описываемым событиям».

Примечания

1. Здесь и далее по всей работе ссылки на произведения А.П. Чехова даны по изданию: Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем в 30 томах. — М.: Наука, 1983—1987.