Дружеское письмо характеризуется исследователями как феномен неофициального личностно ориентированного общения, как текст, характеризующийся эксплицитной антропоцентричностью и выполняющий, прежде всего, функцию общения между автором и адресатом. При этом антропоцентричность связана с проявлением субъективно-модального значения в высказывании. Лингвопрагматические особенности проявляются в выборе адресантом лингвистических средств, обусловленных не только жанром письма, но и лично ориентированным характером общения, выражением социальных особенностей речи через индивидуальное (Белунова 2000).
Исходя из исследуемого материала, можно сделать вывод, что в процессе диалога между коммуникантами в дружеском письме появляется особая интонация общения — эмоционально-интимный тон, — которая возможна только между близкими, доверяющими друг другу людьми, связанными продолжительными отношениями.
Тон речи — это психическая установка, эмоционально-волевой настрой автора речи, влияющие на отбор и сочетание языковых единиц, эмоционально окрашивающих весь текст или его отдельные смысловые части. Тон текста — это конструктивный элемент, компонент текстовой структуры. Параллельно термину «тон» в литературе используется и термин «тональность» как близкий или синонимичный.
Понятие тональности связано с прагматической функцией языка, служащей потребности выражения субъективного отношения к действительности и воздействия на психику адресата речи. Тональность как психологический настрой говорящего в определенной мере зависит от предмета речи.
Дифференциация понятия «тональности» практически еще не осуществлена. Предложенные классификации дают лишь самое общее деление тональностей, причем это понятие применяется к выбору стилистических синонимов. Конкретные реализации тональности связаны со всем богатством эмоционального и волевого в психике человека (Матвеева 1983).
В нашем исследовании выбираем термин «эмоционально-интимный тон», поскольку содержательная наполненность данного словосочетания отражает основные характеристики общения близких друзей, отраженного в обратимой эпистолярной коммуникации.
В толковом словаре определения понятий тональность и тон даны следующим образом: «Тональность — основная эмоциональная настроенность в художественном произведении»; «Тон — оттенок речи, ее звучания. Характер поведения, обращения с людьми, склад жизни» (Ожегов, Шведова 1994: 790; 791).
Как нам кажется, в переписке братьев Чеховых правомочно говорить именно о тоне общения, поскольку он демонстрирует оттенок коммуникации, характер отношений, манеру поведения коммуникантов по отношению друг к другу.
Отталкиваясь от определения, которое дала Д.М. Поцепня: «Эмоциональный тон — это отражение отношения автора к изображаемому, субъективное по природе, подвижное по интенсивности и качественному разнообразию проявления, которое обнаруживается в актуализации определенных семантических полей, своеобразии используемых образных средств» (Поцепня 1997), немного дополним и уточним эту формулировку применительно к собственному материалу. А именно: в нашем случае важно, что эмоциональный тон отражается в речи и как отношение автора, к адресату, субъективное, подвижное по качественному разнообразию проявления и по интенсивности, которые зависят от творческих и языковых способностей языковой личности.
В работе используем термин эмоционально-интимный тон, поскольку материал нашего исследования демонстрирует не просто дружеские, но очень близкие, доверительные отношения между братьями. Обращаясь вновь к толковому словарю русского языка, находим там определения понятий интимный и дружеский, подтверждающие наш выбор: «Дружеский проникнутый симпатией, расположением к кому-нибудь; «Интимный сокровенный, задушевный, глубоко личный» (Ожегов, Шведова 1994: 176; 245).
Интимизация общения — такое использование речевых средств, в результате которого возникает эффект доверительного непосредственного общения автора с адресатом. Для интимизации характерно употребление разнообразных форм разговорной речи, обращение к адресату, речь от первого лица, вставные конструкции, сбивчивость речи (Культура русской речи. Энциклопедический словарь-справочник 2003).
Интимизация формирует эмоционально-интимный тон, ту эмоциональную окраску речи, которая отражает дружески-доверительное отношение адресанта к адресату, и которая проявляется в выборе и использовании специфических речевых средств разного уровня.
Нашей задачей в данной главе является выявление и описание данных речевых средств.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |